ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Ремонт вместо замены: новых запчастей для лифтов почти нет
05.07.2022

Ремонт вместо замены: новых запчастей для лифтов почти нет

Согласно данным Росстата за 5 месяцев 2022 года, производство лифтов в России упало на 37% и составило 7,8 тысяч штук. Причина – уход из России ведущих иностранных производителей лифтов, таких как «ОТИС» и «Коне».

При этом объемы строительства многоквартирного многоэтажного жилья пока только нарастают, так что вскоре российских лифтов на всех перестанет хватать, а китайские аналоги довольно часто не соответствуют требованиям качества и безопасности. Да и в существующих зданиях работает более полумиллиона лифтов разной степени устаревания, которые нужно обслуживать и при необходимости ремонтировать. А с запасными частями к лифтам проблема не менее сложная, нежели с новыми лифтами.

Каким же образом лифтовики собираются обслуживать действующее лифтовое хозяйство и не придется ли вскоре жителям ходить на 15 этаж пешком? Об этом мы беседуем с генеральным директором ООО «МЭП Рульлифт», членом СРО Союза «МООСС» Константином Чучаевым:

- Константин Алексеевич, сколько ежегодно нужно ремонтировать лифтов?

- По всей стане нужно ежегодно планово ремонтировать или заменять 46 тысяч лифтов. А всего лифтов в стране более полумиллиона. Лифт – сложный механизм, который требует постоянного технического обслуживания и ремонта. Причем ремонт может быть как планово-предупредительным, так и по факту поломки. Во времена СССР планы по ремонту лифтов жестко утверждались, и мы точно знали, сколько и когда нужно отремонтировать лифтов. Сейчас этого нет, мы работаем по факту поломки лифта – срочно покупаем сломавшийся механизм  и максимально быстро его меняем. Никаких складов запчастей у нас нет, и спланировать, что именно придется покупать и менять, при такой ситуации невозможно.

- Кто занимается такими закупками? Собственник здания? Управляющая компания?

- Управляющие компании к этому не имеют никакого отношения, этим занимаются лицензированные эксплуатирующие организации, такие как «Русьлифт». Все организации работают «на отказ»: перегорел двигатель – срочно закупили и поменяли.

- Сколько в России отечественных лифтов и иностранных? Потому что с запчастями к иностранным лифтам, как я понимаю, теперь могут возникнуть проблемы…

- Дело даже не в том, сколько чисто иностранных лифтов работает в России – их примерно одна треть, а в том, что и отечественные лифты на 30% состоят из иностранных комплектующих. В России лебедки, на которых работают лифты, только иностранные. Электроника, главный привод, редуктор, генератор на всех российских лифтах исключительно иностранные. И сейчас с этими комплектующими могут быть проблемы – мы не сможем поставить новые, и придется ремонтировать сломавшиеся.

- На самом деле, это страшно – вместо новых деталей будут ставиться неизвестно кем и как отремонтированные старые?

- Да, то что мы вынуждены вместо закупки новых деталей, которые стали недоступны, ремонтировать старые -  это вынужденная мера. Лифты должны ходить, люди должны ими пользоваться. Поэтому придется какое-то время именно так выходить их положения. Я думаю, что это временная проблема, потому что тот же главный привод типа «ОТИСА» выпускается в Ижевске, но их мощности небезграничны – они только-только обеспечивают новостройки, а на ремонт лифтов у них уже может не хватить мощностей.

- Не получится ли так, что запчасти к лифтам, поскольку появится такая потребность,  начнут делать умельцы на каких-то непонятных производствах?

- Определенная опасность в этом есть – конечно, не главный привод, но какие-то детали, исходя из потребностей рынка, могут начать выпускать производства, которые раньше этим не занимались. Для того, чтобы у нас не было таких проблем, России нужны новые лифтовые заводы, своя лифтостроительная отрасль. Например, в Китае 90 заводов выпускают миллион лифтов в год. А в России нет своего лифта – вот в чем дело. Нужна государственная программа по развитию лифтовой отрасли, по строительству новых заводов. Нужно создавать свой современный лифт.

- Для этого нужны, для начала, свои научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, которых тоже нет…

- К сожалению, да. Мы недавно ездили на Могилевский лифтостроительный завод – они сейчас работают на полную мощность, там стоят новейшие японские и немецкие станки, и стоит очередь за лифтами на несколько месяцев вперед.

- Видимо, речь должна идти не о том, что в лифтовой отрасли должно быть все свое, а о международной кооперации?

- Она у нас была, мы на нее понадеялись – и теперь остались без лифтов и запчастей. И с китайцами тоже далеко не все так просто – допустим. Они нас сейчас выручат, но они же могут под давлением международных санкций поставки прекратить. Поэтому на данный момент для нас выход, чтобы лифты не останавливались, - наладить ремонт ломающихся деталей лифтов. Я надеюсь, что мы все это переживем и скоро будем закупать нормальные запасные части, но пока такого нет – будем перематывать двигатели, ремонтировать шкивы, использовать восстановленное оборудование и ждать возможности покупки отечественных запасных частей.

- Это может повлиять на безопасность и качество лифтов?

- Конечно. Я не думаю, что людям станет опасно ездить на лифтах или лифты  начнут массово падать – это все преувеличено, это исключительные случаи. Я бы сказал, что будет некоторый дискомфорт – двери будут закрываться со скрипом, лебедка будет работать с небольшими рывками – но прямой опасности от такого ремонта нет.

Анонсы
16-18 апреля 2024, Санкт-Петербург, ЭКСПОФОРУМ
ИнтерСтройЭкспо 2024 – 30-я юбилейная международная выставка строительных, отделочных материалов и инженерного оборудования.
• • •
15-19 апреля. Сочи.
Сочинский Всероссийский жилищный конгресс
• • •
23 апреля. Москва. LOTTE HOTEL
Национальный форум инфраструктурных компаний
• • •
23-25 апреля. Екатеринбург. МВЦ «Екатеринбург-Экспо»
Выставка Build Ural 2024
• • •
13-16 мая. Москва. Крокус Экспо.
Международная строительно-интерьерная выставка MosBuild
• • •
28-31 мая, Москва, ВДНХ павильон 46
Всероссийский форум «Градостроительная неделя: инновации и развитие»
• • •
28-31 мая. Москва. Крокус Экспо
Международная выставка Logistika Expo
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
COMvex 2024 - международная выставка коммерческого транспорта и технологий
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
CTT Expo 2024 - международная выставка строительной техники и технологий
• • •
4 июня. Москва, Краснопролетарская ул. 36
BIM-ФОРУМ
Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо