ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Предквалификация немецких  подрядчиков: <br />
никому не мешает и многое решает
25.08.2015
Зарубежный опыт

Предквалификация немецких подрядчиков:
никому не мешает и многое решает

Система предварительного отбора подрядчиков для выполнения госзаказов на строительные работы в Германии (PQVerfahren)

Национальное объединение строителей, озабоченное созданием действенной системы госзаказа в строительной отрасли, активно изучает международный опыт. По заказу НОСТРОЙ был сделан перевод ряда документов, которые описывают систему предквалификации подрядчиков в Германии. Там эта процедура работаем многие годы, и никто не жалуется на нарушение прав и антимонопольного законодательства. Предлагаем читателям ознакомиться с этой процедурой, принимая во внимание некоторые особенности перевода специальной литературы.

Понятие «предварительной квалификации»

Под «предварительной квалификацией» подрядчиков в Германии понимается процедура контроля критериев пригодности, независящих от заказа, обеспечиваемая внесением в перечень предварительно отобранных строительных организаций. Основные положения всех процедур закреплены в базовом документе «Порядок передачи заказов и заключения договоров строительного подряда».

В соответствии с требованиями «Руководства по реализации метода предварительного отбора от 25.04.2005 года» в Германии 20.06.2005 было создано «Объединение по предварительному отбору строительных организаций», организованное по принципам частного права. Членами Объединения являются представители государственных федеральных и земельных заказчиков, профессиональные союзы и объединения. Финансирование работы Объединения осуществляется на основе взноса от строительных организаций, которые вносятся в Единый Федеральный Перечень предварительно отобранных предприятий. Размер единичного взноса от строительной организации определяется на Собрании членов Объединения.

Основными задачами Объединения являются внедрение и дальнейшее совершенствование системы предквалификации строительных компаний для выполнения госзаказов (в более широком плане «общественных подрядов») на строительные работы в Германии. Данное Объединение ведет Единый Федеральный Перечень предварительно отобранных предприятий, составленный на основе данных, предоставленных Органами по предквалификации.

Внесение в этот перечень означает соответствие предприятий следующим критериям:

- Отсутствие причин их недопущения к тендеру.

- Наличие официального подтверждения регистрации предприятия и внесения места нахождения фирмы в торговый реестр и реестр профессий.

- Наличие подтверждения того, что в Центральном реестре предприятий нет записей согласно § 150а Положения о промыслах, являющихся основанием, например, для исключения предприятия из реестра согласно § 21 Закона «Об усилении борьбы с незаконными работами и связанным с этим уклонением от уплаты налогов» или согласно § 5, абзац 1 или 2 Закона «Об откомандировании наемных работников».

- Наличие письменного обязательства по выплате минимальной заработной платы (§ 1 Закона «Об откомандировании наемных работников»), если такое обязательство должно быть.

- Наличие подтверждения того, что предприятие не занесено в Земельный реестр коррумпированных предприятий.

- Наличие письменного обязательства привлекать только тех субподрядчиков, которые, в свою очередь, являются предварительно отобранными или способны в индивидуальном порядке доказать свое соответствие критериям предварительного отбора; сообщать государственному заказчику обо всех случаях использования субподрядчиков и своевременно сообщать название и идентификационный номер, под которым субподрядчик, подрядившийся на исполнение определенного комплекса услуг, числится в Перечне предварительно отобранных предприятий; в единичных случаях предоставлять государственному заказчику по его требованию документальные доказательства пригодности субподрядчика.

- Наличие подтверждения работоспособности и компетентности по предварительно отобранному комплексу услуг.

Могут быть затребованы дополнительные письменные доказательства, касающиеся конкретного заказа. К ним могут относиться, например, доказательства профессиональной пригодности участников тендера к выполнению технических требований конкретной строительной услуги, являющейся предметом конкурса.

В Германии на 2014 год существуют пять независимых уполномоченных Органов по предквалификации, которые работают по принципам европейского стандарта DINEN 1-SO/IEC 17021. Независимые уполномоченные Органы по предквалификации выбираются Федеральным институтом по строительству и градостроению. В своей работе они подотчетны «Объединению по предварительному отбору строительных организаций». Финансирование Органов осуществляется на основе единых и прозрачных прейскурантов, которые оплачивают заявители (строительные организации).

Для предприятий строительной отрасли выбор независимого Органа и предварительная квалификация носит добровольный характер.

Процедура предварительной квалификации (идентичная во всех пяти Органах по предквалификации)

1. Строительная организация выбирает один из пяти уполномоченных Органов по предварительной квалификации.

2. Заявка, формуляр которой выставлен на сайте каждого Органа, заполняется, подписывается руководством строительной организации и отправляется в Орган любым доступным образом (е-mail, почта, факс).

3. К заявке заявитель прикладывает Декларацию, в которой он обязуется подключать к работам только тех субподрядчиков, которые внесены в Единый Федеральный Перечень и в случае необходимости предоставлять своему госзаказчику полную информацию о субподрядчиках. Нарушение этого правила ведет к исключению из Перечня.

4. Доказательные документы, прилагаемые к Заявке и Декларации, могут быть направлены по почте или переданы по e-mail.

5. Получение документов подтверждается регистрацией со стороны Органа. В течение 14 дней Орган обязан проверить документы и проинформировать Заявителя о недостающих доказательствах. Заявитель получает не менее 20 календарных дней на подачу недостающих документов. Заявитель имеет право на продление этого срока. Если документы не поданы в указанный строк, то заявка отклоняется. Новая, повторная заявка может быть подана снова, но не ранее 24 месяцев с момента подачи предыдущей. Общая длительность процесса предквалификации не должна занимать более 6 недель.

6. Эксперты Органа по предквалификации сверяют документы с требованиями. Процесс завершается получением экспертного заключения. Экспертное заключение проверяется вторым независимым экспертом Органа (принцип «четырех глаз»).

7. Строительная организация, внесенная в Единый перечень, обязана в течение 14 дней сообщить в Орган по предквалификации, если у нее изменились документы по критериям или же строительная организация отказывается от вида работ, на которые была выдана предквалификация.

8. Если экспертное заключение положительное, то Орган информирует Заявителя и  вносит название предприятия и всю доказательную базу данной строительной организации в Единый Федеральный Перечень. В течение 6 дней «Объединение по предварительному отбору строительных организаций» обязано дать добро на доступность в Интернете этой информации для госзаказчиков.

9. Срок действия предквалификации указан в информации о фирме, которая внесена в Перечень. За 20 дней до истечения срока Орган по предквалификации информирует строительную организацию о необходимости обновления доказательной базы. Если доказательная база не обновлена в этот срок, то строительная организация получает еще 20 дней, но ее предквалификация временно приостанавливается и она изымается из Единого Перечня. Если и в оставшиеся 20 дней база не обновляется, то строительная организация автоматически исключается из Единого Перечня.

10. Регистрация в Едином Перечне может быть погашена:

- по заявке самой строительной организации;

- по нарушению доказательной базы (см. пункт 9);

- если строительная организация не отвечает более установленным  критериям.

11. Все жалобы на работу и решения Органа направляются в «Объединение по предварительному отбору строительных организаций», срок рассмотрения жалобы максимально 2 месяца после получения.

12. При подаче заявки и документов Заявитель проплачивает взнос за регистрацию и работу Органа по предквалификации. Строительная организация платит ежегодный взнос за то, что она зарегистрирована в Едином Перечне. При расширении вида работ и дополнениях суммы затрат уменьшены, так как готовится не полная экспертиза, а частичная.

Максим Штольц

Этот материал опубликован в августовском (7—8) номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

 

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо