ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Просчеты <br />
при расчетах
13.09.2015
Проектирование

Просчеты
при расчетах

Почему падает качество проектирования?

На вопросы редакции отвечает заместитель директора Научно-образовательного центра «Теплогазоснабжение и вентиляция» МГСУ Максим Ботнарь.

 

 

 

 

 

— Максим Игоревич, как вы оцениваете качество проектирования сегодня?

— Мы, как строительный университет, держим, что называется, руку на пульсе, отслеживаем ситуацию в различных сферах строительного процесса. И, должен признать, мы наблюдаем значительное падение качества проектирования — и по Москве, и в ряде регионов. Чем это вызвано? Конечно, может быть, уровнем проектного дела в целом, качеством знаний проектировщиков.

Говорю об этом с уверенностью на основании того, что нам достаточно часто приходится исправлять чужие ошибки. Это не эмоциональная оценка, это — факт, который в нашей практике установлен возрастающим год от года числом обращений по поводу проблем на строящихся или уже построенных объектах. Бывали случаи, когда большие проекты приходилось даже не исправлять, а корректировать в лучшую сторону, дабы заказчик объекта мог хотя бы приступить к эксплуатации зданий.

 

— А как такие проекты к вам попадают?

— К нам обращаются заказчики, разочарованные сотрудничеством с нанятыми проектными организациями. К сожалению, часто обращаются уже на завершающем этапе строительства. Когда проект переделывать поздно, все оборудование закуплено, смонтировано, но не работает. В такой ситуации проектировщик отказывается брать на себя ответственность, а их коллеги разводят руками — никто не хочет исправлять чужие ошибки. И тогда обращаются к нам.

Конечно, я не могу судить о проектировании в целом, обо всех разделах, буду говорить только о нашей тематике — это инженерные системы: отопление, вентиляция, кондиционирование, системы дымоудаления.

 

— С какими наиболее типичными просчетами вы встречаетесь? Чем они обусловлены?

— Большинство ошибок при проектировании возникает вследствие применения типовых схем, когда проектировщики пытаются идти «по накатанной дорожке». Например, у них уже был ряд отработанных проектов и они к другому проекту, к другому типу здания или похожему зданию применяют ранее сделанные схемы и готовые расчеты. Однако это типовое решение может и не подходить для нового объекта.

Причем когда проходит экспертиза данного проекта, эксперты видят, что все основные нормативные требования выполнены. Однако в этой ситуации не видно, на основании чего получены конкретные результаты, например, по воздухообмену или по температурным режимам. Экспертиза такие моменты не может пересчитать, потому что это достаточно большой объем информации и трудоемкий процесс. Фактически нужно было бы заново пересчитывать весь проект с нуля.

А что касается самих ошибок, то чаще всего бывают проблемы с коммутацией, с совместной работой разных систем. Когда, например, каждый раздел делает свой специалист, не учитывая совместную работу с другой системой или даже системами. И зачастую выходит, что каждая система сама по себе выполнена абсолютно правильно, но вместе они работают не корректно.

И обнаруживает это уже сам заказчик на стадии ввода или уже эксплуатации объекта. Обнаруживает, к примеру, в виде неблагоприятного микроклимата в помещении, слишком слабого или сильного воздухообмена, некачественного воздуха внутри здания...

 

— Получается, как в известной интермедии Аркадия Райкина, когда один портной пришивает рукава, другой за пуговицы отвечает, а костюм в итоге вкривь и вкось сшит, потому что за него в целом не отвечает никто. Видимо и тут речь идет о каких-то небольших проектных организациях, которые не могут, что называется, охватить весь процесс проектирования одним взглядом?

— Да, организаций, которые могут комплексно взять огромный проект, немного. А небольшие организации испытывают недостаток специалистов, которые знают все системы и умеют все их проектировать. Потому что сегодня таковых мало на рынке труда.

 

— Не могли бы вы для наглядности показать на каком-либо конкретном примере, как все это выглядит на практике?

— Вот один из таких примеров. Речь идет о крупном комплексе административных зданий, который построили в Северном административном округе Москвы. Проблема возникла на стадии ввода комплекса в эксплуатацию с системами дымоудаления. Выяснилось, что фактические параметры системы отличаются от проектных на 30%, 35%, где-то даже на 50%.

Группа помещений, для которой исполнители разрабатывали эту систему, подпадала под существующие типовые проекты. Однако высота здания и сама конструкция воздуховодов уже не совпадала. В итоге не была учтена реальная аэродинамика системы, сопротивление сети воздуховодов, из-за чего не совпали рабочие характеристики вентиляторов, которые установили, с теми, которые должны работать в такой системе. Когда все смонтировали, это и «всплыло».

В качестве одного из вариантов решений можно было менять оборудование. Однако это и достаточно весомые финансовые затраты, и дополнительное время, которое отсрочит ввод…

 

— А что вы им предложили?

— Мы, не используя типовые проекты, взяли конкретные помещения, которые были в проекте, и рассчитали систему с нуля, так, как оно должно быть. И получили фактические параметры. Таким образом, выяснилось, что тех параметров, которые имели 90% систем, достаточно для обеспечения безопасности здания. То есть 90% оборудования заменять не пришлось, поменяли лишь 10%. Заказчик существенно сэкономил, избежал многих дополнительных затрат.

 

— Не секрет, что сегодня большинство квалифицированных проектировщиков, которые работали еще с советских времен, вышли на пенсию. А как подготовлена молодежь? Чего ей, с вашей точки зрения, не хватает?

— В основном, конечно, не хватает опыта. Молодым специалистам в этом плане очень трудно, потому что, выпускаясь из университета, они в большинстве своем имеют нулевой опыт. И устроиться на какую-либо работу сразу проектировщиком, им очень трудно, потому что работодателю невыгодно брать специалиста, которого придется еще долго обучать.

Не удивительно, что молодой специалист после того, как попробовал устроиться туда, сюда и нигде не взяли, готов взяться за любую работу, даже не ту, которой он обучался в вузе. И мы нередко сталкиваемся с тем, что люди, обучаясь по одному профилю инженерных систем, работают и проектируют совсем другие системы.

Еще один важный момент. Мы с коллегами периодически читаем лекции по программам повышения квалификации или обучения новым специализациям. И нередко сталкиваемся с тем, что на курсы приходят люди, изначально далекие от проектирования — например, специалисты в области телекоммуникационных или других систем. Зачем? Обычно выясняется, что их направляет на обучение работодатель, чтобы они научились проектировать, к примеру, системы вентиляции. Оказывается нередки случаи, когда при выполнении основных работ по телекоммуникациям или связи заказчик обращается с просьбой — не могла бы фирма заодно выполнить работы по вентиляции или отоплению. И если у него таких специалистов нет, он теряет дополнительные деньги. Поэтому руководителю и приходит в голову мысль — обучить своих специалистов новой профессии.

И получается, что они должны за 72 часа обучиться новой специальности по проектированию. По идее, эти курсы рассчитаны на дипломированных проектировщиков, которые приходят повысить свою квалификацию, узнать что-то новое. А получается, что приходят те, кто хочет за неделю с нуля освоить профессию проектировщика.

 

— Сегодня во всех отраслях экономики пытаются применять принцип импортозамещения, строительство — не исключение. Приходится ли вам сталкиваться с подобными ситуациями в вашей практике?

 

— Конечно. Причем импортозамещение расширило область нашей деятельности. Большинство оборудования, которое закладывалось в проекты до сих пор — иностранного производства. Теперь из-за скачков курса рубля заказчики обращаются к нам с вопросами по замене иностранного оборудования на отечественное с сохранением заданных параметров.

При этом мы обычно не просто меняем зарубежное оборудование на аналогичное российское, а предлагаем какие-то схемы по оптимизации систем.

Кроме того, в этом году появилась любопытная тенденция. Российские производители берут европейские аналоги какого-то оборудования и пытаются воплотить это в жизнь уже на своих предприятиях в России. То есть покупают на рынке, смотрят, как и из чего сделано…

 

— Иными словами, перенимаем китайский опыт?!

— Ну не совсем. Они не слепо скопируют и начинают продавать, взяв те же характеристики из паспорта, что были в оригинале. В чем-то они пытаются улучшить изделие, лучше приспособить к российской практике эксплуатации. А чтобы точно узнать, каковы реальные параметры изделия, где какие недочеты, как его можно улучшить, оптимизировать, они обращаются к нам. У нас есть комплекс лабораторный, достаточно обширный набор оборудования, испытательных стендов и т.д. И мы получаем фактические характеристики для того или иного прибора и оборудования.

Чем, собственно, и способствуем импортозамещению в строительной отрасли.

— Спасибо за беседу!

 

Михаил ЗИБОРОВ

 

Этот материал опубликован в сентябрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо