Николай Кутьин: «Мы должны очень серьезно готовиться к Госсовету по строительству»
По словам Николая Кутьина, нужно собрать достоверную информацию о состоянии отрасли, чтобы на ее основе уже предлагать стратегические правительственные решения. Нужно помочь Минстрою России и понять, кто именно сможет максимально полно доложить на Госсовете вопросы повестки дня. В этой ситуации Национальное объединение строителей становится неким центром быстрого реагирования, точкой сбора информации и экспертных оценок. Но насколько такая работа укладывается в задачи, предписанные НОСТРОю и не вызовет ли это возражения саморегулируемого сообщества? На эти вопросы Агентству новостей «Строительный бизнес» ответил сам Николай Кутьин:
- Николай Георгиевич, после Вашего выступления, где Вы призвали коллег в преддверии Госсовета заниматься не только системой саморегулирования, но и отраслью в целом, могут появиться претензии в том смысле, что НОСТРОЙ берет на себя несвойственные ему, практически министерские функции. Что Вы могли бы сказать в ответ?
- В моем выступлении совершенно четко было сказано, что Госсовет готовит Минстрой России, мы можем только оказывать ему посильную помощь. Но надо отдать должное министерству – оно нас слышит и приглашает к этому диалогу, мы являемся активными участниками диалога и по Стратегии инновационного развития отрасли и про подготовке Госсовета. Но президент России Владимир Путин поставил перед нами определенную задачу, когда предложил поговорить один раз, но обо всем – и мы должны ему ответить, открыто и обо всем. И если мы говорим, что где-то сложилась плохая ситуация, надо тут же что-то предложить взамен. Только тогда это будет целесообразный разговор.
- У НОСТРОя есть понимание, какие вопросы можно предложить к обсуждению на Госсовет?
- Да, у нас уже сформирован ряд предложений, есть законотворческие инициативы, которые прошли через Экспертный совет НОСТРОя, но я считаю, что мы еще в начальной стадии подготовки к Госсовету. Главнейшим вопросом является сбор и переработка информации о реальном состоянии экономики строительства, ее анализ.
Вот, например, звучат инициативы об отказе от импортного строительного оборудования. Но при чем тут это? Скоро вообще никто ничего покупать не будет – у компаний денег нет на перевооружение, лишь бы выжить. Поэтому будут работать на том, что есть, поверьте мне. У заказчика нет возможности давать лишние деньги в стройку, так что год-два надо думать о том, как выжить, максимально сохранив коллективы и имеющееся оборудование.
И второе: нам нужно предложить краткосрочную и долгосрочную перспективу развития отрасли. Краткосрочная – как пережить эти 2-3 сложных года с точки зрения кредитов, переходом заказчиков на новый уровень взаимоотношений со строителями. Вы знаете, что в правительстве готовится решение о едином техническом заказчике в области строительства, и скоро мы это решение узнаем.
Кроме того, нам удалось достичь договоренности с Минстроем России об утверждении программы разработки комплекса типовых контрактов в строительстве. Это очень важно, поскольку сегодня здесь есть явные перекосы - на один и тот же вид работ в разных регионах составляются разные по содержанию и объему контракты. Уверен, что в этом вопросе должны быть единые государственные подходы. Не может быть отдельного контракта для Дальнего Востока, а отдельного для Москвы, у всех должно быть равные условия для деятельности, а между подрядчиком и заказчиком должны складываться равные, справедливые отношения.
Поэтому я и говорю о том, что к формированию повестки дня Госсовета по строительству нужно подходить глобально и очень серьезно. Ведь неизвестно, когда будет следующий такой Госсовет. Кроме того, мы знаем, что данные по итогам заседания Госсовета поручения Президента России, как правило, очень тщательно исполняются. А сообщество это исполнение проконтролирует.
Лариса Поршнева