ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
«Незавершенка» <br />
стоимостью 2 трлн <br />
бюджетных рублей
28.09.2015
Экономика

«Незавершенка»
стоимостью 2 трлн
бюджетных рублей

Сотни объектов стоят недостроенными, но деньги на них уже закончились

На 1 января 2015 г. общий объем незавершенного строительства составил около 2 трлн. рублей – об этом на заседании коллегии Счетной палаты России сообщила ее председатель Татьяна Голикова.

Это следует из аналитических материалов, посвященных объемам незавершенного строительства в подведомственных государству компаниях и организациях. При этом незавершенные объекты строились или строятся за государственные средства.

Результаты проведенного анализа свидетельствуют о том, что полноценный учет объектов незавершенного строительства отсутствует, также как и  учет объемов выполненных работ, оснований для начала строительства и выделения бюджетных средств, сроков начала строительства и причин его остановки.

По результатам проведенных проверок установлено, что по состоянию на 1 января 2015 г. общий объем незавершенного строительства по 71 ведомству с учетом подконтрольных им учреждений и ФГУП составил 1,97 трлн рублей. «По сравнению с 1 января 2014 года объем незавершенного строительства увеличился на 278,2 млрд рублей или на 16,5%. За 2013 год объем незавершенного строительства увеличился на 327 млрд рублей или на 24%»,- сообщила Татьяна Голикова.

При этом, как следует из результатов проведенных Счетной палатой проверок, количество объектов и объемы незавершенного строительства по состоянию на 1 января 2015 г. значительно превышают отчетные данные Росстата.

Согласно данным Росстата, число зданий и сооружений, находящихся в незавершенном строительстве, в целом по России в федеральной собственности составило по состоянию на конец 2014 г. 5 420 единиц. Объем незавершенного строительства по органам государственной власти и управления федерального уровня, по данным Росстата, составил лишь 547,8 млрд рублей и увеличился по сравнению с 1 января 2014 г. на 62,5 млрд рублей или на 12,9%. Искажение статистических данных произошло из-за того, что главные распорядители средств предоставляли Росстату неполные данные по незавершенному строительству.

Наибольший объем незавершенного строительства по состоянию на 1 января 2015 г. сложился по Росавтодору и составил 477,2 млрд рублей или 24,2% общего объема незавершенного строительства. Значительные объемы незавершенного строительства также установлены в Росжелдоре и Росморречфлоте (105,6 млрд рублей и 89,3 млрд рублей соответственно). Наиболее значительный рост в абсолютном выражении за 2013-2014 гг. установлен по Росавтодору (на 193,4 млрд рублей или на 68,1%),Росморречфлоту (на 34,8 млрд рублей или на 63,8%). Наиболее значительное сокращение установлено по Минкультуры России (сокращение в 2013-2014 гг. на 64,2 млрд рублей или на 64,8%).

По состоянию на 1 января 2015 года, по данным ведомств с учетом подведомственных учреждений и ФГУП, количество объектов незавершенного строительства составило порядка 9 тыс. объектов.

По данным Минэкономразвития России, из 1 394 объектов, предусмотренных к вводу в эксплуатацию в 2012 г., в установленные сроки введено 1080 или 77,5% общего количества предусмотренных к вводу. В 2013 г. введено 528 объектов из 897 или 58,9%; в 2014 г. - 365 из 772 или 47,3%.

 

90% объектов не введены, 90% денег израсходованы

Татьяна Голикова подчеркнула  отрицательную динамику изменения доли введенных в эксплуатацию объектов, наблюдаемую в последние годы. Главными распорядителями, подведомственными учреждениями и ФГУП не выполняются установленные в Федеральной адресной инвестиционной программе (ФАИП) сроки ввода объектов в эксплуатацию. Так, по данным Минэкономразвития, из предусмотренных к вводу в эксплуатацию в 2012 г. в установленные сроки не введено 314 объектов или 22,5%; в 2013 году - 369 объектов или 41,1%; в 2014 г. - 407 объектов или 52 ,7%.

Таким образом, за 2011-2014 гг. доля объектов, введенных в эксплуатацию, снизилась более чем на 30%, в то время как расходы на ФАИП снизились лишь на 3,1 %, освоение средств – на 17,4%.

Оказалось, что в этом процессе есть свои «передовики». Так, Росгидрометом из 70 объектов, подлежавших вводу в эксплуатацию в 2014 г., не введены в установленные сроки 43 объекта (61,4%) на сумму 1,7 млрд руб. В 2012 г. из 43 объектов не были введены 14 или 32,6%; в 2013 г. из 42 объектов – 29 или 69%.

Росавиация из 33 объектов, предусмотренных к вводу в 2012 г., фактически не ввела 23 или 70%, в 2013 г. - из 136 – 71 или 52%, а в 2014 г. - из 12 объектов был введен всего 1 (7%).  При этом уровень технической готовности невведенных объектов составил менее 70%.

Учреждениями, подведомственными Росавтодору, из 380 объектов, подлежавших вводу в эксплуатацию в 2014 г., не введено 57 или 15% (в том числе по 7 объектам уровень технической готовности составил менее 70%). При этом выделенные средства были израсходованы в 2012 г. в размере 839 млрд руб. или 93,3%, в 2013 г. - 675,7 млрд руб. или 95,8%, в 2014 г. - 586,5 млрд руб. или 91,6% .

 

Долгострои – из прошлого века

Многие  объекты стоят недостроенными еще с 80-х годов ХХ века. Так, не завершено строительство сборочно-монтажного корпуса и энергокорпуса Института космических исследований Российской академии наук (ФАНО России), начатое в 1981 г. Объем использованных средств составил 5,5 млн руб. При этом данными об остатке сметной стоимости этих объектов и их технической готовности ФАНО России не располагает. С 1984 г. строятся объекты Института электрофизики и электроэнергетики Российской академии наук, объем капитальных вложений - 209,5 млн руб.

Объем незавершенного строительства Дальневосточного отделения РАН - 87,3 млн руб. по 6 объектам, из них 62,6 млн руб. - опытная установка ТИБОХ (корпус биотехнологии). Строительство объекта не ведется с 2009 г., уровень технической готовности составляет 74%. И таких примеров множество. «Следует отметить, что ФАНО России совместно с РАН в 2014 г. не приняты решения по объектам незавершенного строительства, в 2015 г. капитальные вложения также не предусмотрены», - рассказала Татьяна Голикова.

Минтруд России с 2007 г. строит корпус для больных с повреждением спинного мозга Новокузнецкого научно-практического центра медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов. Объем незавершенного строительства по состоянию на 1 января 2015 г. составил 345,7 млн руб., уровень технической готовности - 38%.

 

Проекты разработаны и - лежат

Выявлены многочисленные факты разработки проектной документации за счет средств федерального бюджета, по результатам которой строительство не начато и не предполагается в дальнейшем.

Так, в учете подведомственных учреждений Росавтодора отражено 445 проектно-изыскательских работ (ПИР) на общую сумму 3,4 млрд руб., результаты которых не используются. Кроме того, в 2014 г. учреждениями Росавтодора полностью оплачены работы по 4 государственным контрактам общей стоимостью 25,9 млн руб. на разработку проектно-сметной документации, на которую получены отрицательные заключения государственной экспертизы.

В ФКУ «Ространсмодернизация» Минтранса России стоимость невостребованной в течение более 2 лет проектно-сметной документации, оплаченной за счет средств федерального бюджета, составляет 477,9 млн руб. Стоимость проектно-сметной документации, разработанной в рамках реализации ФАИП подведомственными организациями Росморречфлота и невостребованной для строительства 12 объектов, составляет 256,4 млн руб. Росрыболовством на разработку невостребованной проектно-сметной документации израсходованы бюджетные средства в размере 156,7 млн рублей, в том числе: по 6 объектам реконструкции портов и морских терминалов – 113,7 млн руб., по 3 рыбоводным объектам – 43 млн руб.

Также Счетной палатой были установлены факты оплаты некачественно выполненных или вообще невыполненных работ. Так, ФГБУ «Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (Росгидромет) приняло и оплатило невыполненные работы по строительству производственно-лабораторного корпуса в рамках государственного контракта, заключенного с ООО «Инком» в размере 10,3 млн руб., что составляет 38,1% стоимости контракта.

 

Причины: скверное планирование и проблемы с землей

На коллегии были названы основные причины роста незавершенного строительства – это системные недостатки при формировании и реализации Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП), в том числе отсутствие механизма вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов.

«Включение в ФАИП новых объектов капитального строительства при наличии необеспеченных финансированием незавершенных объектов говорит о недостатках бюджетного планирования государственных инвестиций при формировании и реализации инвестиционной программы, создает риски удорожания объектов, в том числе за счет дополнительных расходов на консервацию или хранение недостроенных объектов, а также переносов сроков строительства», - отметила Татьяна Голикова.

Например, 5 объектов незавершенного строительства Росавтодора имеют уровень технической готовности более 70%. Тем не менее они не включены в состав ФАИП на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг.

Минэкономразвития России в ФАИП включаются объекты капитального строительства без утвержденной проектной документации и положительного заключения госэкспертизы, а также объекты, которые, судя по документам, должны и проектироваться, и строиться одновременно. Это ведет к увеличению или срыву сроков, прекращению строительства, перераспределению или сокращению значительных объемов средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию ФАИП

По итогам 2014 г. не завершены в запланированном объеме ПИР, а также строительные работы по ряду значимых объектов, например, по второй очереди реконструкции аэропорта Шереметьево, бюджетные средства на который в объеме 1 млрд. руб. были перераспределены в «антикризисный фонд». Из 10 предусмотренных Росгидрометом к вводу в эксплуатацию в 2014 г. доплеровских метеорологических радиолокаторов не введено ни одного.

В числе других причин увеличения объемов незавершенного строительства на коллегии отмечались отсутствие оформленных прав собственности на земельные участки и должного контроля со стороны ведомств за исполнением государственных контрактов на строительство и деятельностью подконтрольных им учреждений и предприятий.

Так, на срок от 1 года до 7 лет переносился ввод в эксплуатацию 66  подведомственных Росавтодору учреждений из-за задержек в оформлении прав на земельные участки.

Согласно первоначально заключенному Дирекцией по строительству транспортного обхода вокруг Санкт-Петербурга госконтракту первая очередь строительства кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга на участке от Приозерского шоссе до автомобильной дороги «Россия» должен был быть введен в эксплуатацию в 2008 г.Несмотря на то, что на 1 января 2015 г. уровень его технической готовности составил 99%, установлен новый плановый срок ввода – 2015 г.Срок ввода в эксплуатацию второй очереди кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга на участке  от автомобильной дороги «Нарва» до поселка Бронка с уровнем технической готовности 99% также перенесен с 2010 на 2015 г.

При этом Минэкономразвития приглядывает за незавершенным строительством только время от времени, после «пинка» Президента или Правительства России. Кроме того, доклады Минэкономразвития о ходе реализации ФАИП не включают данные об общих объемах незавершенного строительства за счет средств федерального бюджета, а также не содержат аналитическую информацию о достраивании объектов.

 

Вечный вопрос – что делать?

В связи с выявленными недоработками Счетная палата предлагает Правительству России по итогам инвентаризации невключенных в ФАИП объектов незавершенного строительства разработать и утвердить поэтапный план снижения объемов и количества таких объектов, финансирование которых осуществлялось за счет средств федерального бюджета. Необходимо ужесточить административную и дисциплинарную ответственность за непредставление или представление недостоверной статистической, бюджетной и бухгалтерской отчетности.

Счетная палата предлагает Правительству поручить Росстату  формирование статистики по незавершенному строительству  в разрезе главных распорядителей и подведомственных им организаций. Необходимо обеспечить привлечение к административной ответственности должностных лиц, допустивших непредставление или представление недостоверной статистической информации.

Минэкономразвития и Минфину предлагается разработать необходимые порядки, инструкции и иные нормативные акты, чтобы развернуть ситуацию с недостроенными объектами в положительное русло.

Со стороны органов исполнительной власти необходимо усилить контроль за ходом и сроками строительства, а также за наличием правоустанавливающих документов на земельные участки.

Владислав Крупнов

 

Этот материал опубликован в сентябрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Анонсы
16-18 апреля 2024, Санкт-Петербург, ЭКСПОФОРУМ
ИнтерСтройЭкспо 2024 – 30-я юбилейная международная выставка строительных, отделочных материалов и инженерного оборудования.
• • •
15-19 апреля. Сочи.
Сочинский Всероссийский жилищный конгресс
• • •
23 апреля. Москва. LOTTE HOTEL
Национальный форум инфраструктурных компаний
• • •
23-25 апреля. Екатеринбург. МВЦ «Екатеринбург-Экспо»
Выставка Build Ural 2024
• • •
13-16 мая. Москва. Крокус Экспо.
Международная строительно-интерьерная выставка MosBuild
• • •
28-31 мая, Москва, ВДНХ павильон 46
Всероссийский форум «Градостроительная неделя: инновации и развитие»
• • •
28-31 мая. Москва. Крокус Экспо
Международная выставка Logistika Expo
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
COMvex 2024 - международная выставка коммерческого транспорта и технологий
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
CTT Expo 2024 - международная выставка строительной техники и технологий
• • •
4 июня. Москва, Краснопролетарская ул. 36
BIM-ФОРУМ
Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо