ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Анвар Шамузафаров - о стратегии развития  саморегулирования в строительстве
30.10.2015

Анвар Шамузафаров - о стратегии развития саморегулирования в строительстве

Одним из ключевых механизмов развития отрасли является формирование и совершенствование института саморегулирования в строительстве.

Разработка стратегии развития саморегулирования строительной отрасли должна представлять собой конструктивный диалог бизнеса и государства и наиболее полно отвечать своей основной миссии: выражать интересы предприятий отрасли с учетом предложений и замечаний общественных организаций, национальных объединений и институтов развития в целях выполнения общегосударственных задач и развития строительной отрасли в целом.  Сегодня для профессионального сообщества назрела необходимость объединения сил и компетенций представителей отрасли для формирования наиболее системного и комплексного отраслевого документа, определяющего вектор развития строительной отрасли страны. 
 
Основные приоритеты: развитие территорий,  жилищное строительство, техрегулирование
В настоящее время процесс саморегулирования в строительстве активно формируется.   Понятие «саморегулирование» в строительстве сформировано в условиях объективных процессов развития отрасли, основанных на самофинансировании и самоокупаемости. Напомню, что все началось с приватизации жилья, ведь до 1991 года доля частного жилья в целом по стране составляла лишь 27 процентов, а сегодня этот показатель приблизился к уровню 90 процентов, а доля государственных капиталовложений в строительство жилья, наоборот, снизилась и к настоящему времени составляет не более 10 процентов.

Саморегулирование фактически стало базисом для создания системы технического регулирования отрасли.  Так, институтом саморегулирования профинансирована разработка более   половины актуализированных нормативов.

Какие объективные вызовы общества формировали динамику этого процесса?  Среди сдерживающих факторов развития следует назвать, во-первых, недостаточность освоенных для жилищной застройки территорий. На фоне гипертрофированной уплотненности московской зоны в целом по стране у нас застроенных территорий даже меньше, чем в компактной   Европе. Во-вторых, неразвитая инфраструктура, в том числе и транспортная, отсутствие систем расселения и агломераций как объектов территориального планирования, а также отсутствие комплексного подхода к строительству, эксплуатации и утилизации зданий и сооружений в застройке. В этой связи векторными направлениями в предстоящие годы станут вопросы жилой застройки в пригородных и агломерационных зонах расселения, преодоление межрегиональных диспропорций городов и поселений, развитие систем транспортной и инженерной инфраструктуры, совершенствование законодательства и нормативно-правового обеспечения градостроительной деятельности с учётом жизненного цикла зданий и сооружений.

Реализация этих мер позволит повысить безопасность и комфортность проживания, решить амбициозную задачу увеличения территории застройки до 5,5 -  6,5 млн га, разработать Стратегию пространственного развития Российской Федерации, создать дополнительные стимулы для развития агломераций с учетом наличия у большинства семей городского и дачного жилья, а также ускорить процессы повышения экономической и энергетической эффективности застройки.

Как известно, локомотивом развития экономики страны являются жилищное строительство и жилищная политика, направленная на формирование доверия населения к инвестиционной привлекательности строительства жилья, и стимулирование повышения активности граждан в его софинансировании.  Проблемы строительства жилья связаны с растущим спросом на жилье, дискомфортными факторами жилых «небоскребов», слабой поддержкой ЖК и ЖСК со стороны государства, высокой востребованностью малоэтажной застройки, резонансными фактами обманутых дольщиков при долевом строительстве. В числе потенциальных рисков, кроме того следует признать такие факторы, как «социализация» ипотечного жилищного кредитования, проблемы малоимущих собственников, столкнувшиеся с обязательствами оплаты накопительной части капитального ремонта жилья.

«Расшивать» перечисленные проблемы придётся, в том числе, и такими экономически не привлекательными для строительного сообщества компромиссами, как снижение этажности и развитие комплексной малоэтажной застройки, а также принятием законодательных мер по надежной защите прав и материальных интересов участников долевого строительства жилья. В качестве безусловно приоритетной задачи следует принять план действий по формированию рыночных инструментов для развития и укрепления институтов ЖК, ЖСК и АИЖК.

Немаловажная роль в этом процессе отводится рефинансированию жилищной сферы, увеличению субсидирования населения на строительство и приобретение жилья и распространение механизма субсидий, предназначенных малоимущим собственникам для оплаты капитального ремонта.

Перечисленные меры позволят строительной отрасли выйти на объемы ввода жилья до 120 млн. кв. метров в год и увеличить к 2030 году жилищный фонд до 4,5 – 4,7 млрд. кв. метров, выстроить логичную систему комплексного освоения территорий эстетически привлекательными и комфортными для проживания проектами малоэтажной застройки с учетом обеспечения благоприятного баланса процессов развития городской среды и в гармонии с окружающей природой.

Отдельным программным блоком должны быть сформулированы задачи, которые предстоит решить в сфере архитектурно-строительного проектирования. Проблематика для профессионального сообщества понятна: востребованность обновления систем типизации и ценообразования, недостаточный уровень комфортности среды проживания, избыточные административные барьеры при согласовании проектной документации, недостатки системы технического регулирования, чрезмерное использование спецтехусловий.

Вывод очевиден: процесс подготовки проектной документации   слишком зарегулирован, наличие нестыковок, неоднозначных и зачастую противоречивых формулировок в документах нормативно-правового и технического регулирования затрудняют, сдерживают, а в отдельных случаях и откровенно вредят внедрению инноваций в строительную отрасль, которая, как известно, в современных реалиях может развиваться только с использованием в производстве современных технологий и материалов.

Какие концептуальные задачи необходимо решить в первую очередь?  Сверхактуальная задача для законодателей -  совместно с профессиональным сообществом   сосредоточиться на вопросах совершенствования системы технического регулирования; специалистам -  выработать единые подходы к процессам типизации и стандартизации при проектировании, внедрению технологий информационного моделировании, сформировать консолидированную позицию сообщества по системе  аттестации и допуска на рынок инженеров и архитекторов, организации и ведению  авторского надзора за строительством, а также включить в число первоочередных  задач  формирование стратегии развития  института саморегулирования.

Безусловно, реализация этих мер окажет позитивное влияние на повышение качества проектной документации и персональной ответственности проектировщиков за конечные результаты, сокращение сроков проектирования и будет способствовать снижению административных барьеров при согласовании проектной документации.
 
Как повысить эффективность саморегулирования?
Теперь о главном – о саморегулировании в строительстве. Очевидный факт: эффективность института саморегулирования должна быть априори выше, чем государственное управление, в том числе и за счет финансовой и репутационной ответственности. На практике, к сожалению, все выглядит не столь впечатляюще, как хотелось бы и состоит в основном из набора сдерживающих, а не продвигающих факторов.

Это и отсутствие сформированной деловой репутации института саморегулирования, незавершённость процессов становления новых полномочий национальных объединений, отсутствие «обязательного» саморегулирования в области строительного контроля, экспертизы, комплексной малоэтажной застройки, а также исполнения функций заказчиков строительства. Не сформирован баланс прав и ответственности саморегулируемых организаций, а система обеспечения материальной ответственности в имеющемся виде пока еще далека от совершенства.

Вектор направления для решения перечисленных задач понятен: повышение эффективности саморегулирования, введение квалификационных требований к руководителям СРО (профессиональное образование, практический стаж и приобретение компетенций в процессе дополнительного обучения). Создание качественной системы аттестации бакалавров и магистров и допуск их на рынок в качестве архитекторов и инженеров, передача в институт саморегулирования полномочий по системам аттестации, подготовки рабочих кадров, контроля (стройнадзор, экспертиза), регулирования (техническое регулирование, стандартизация и ценообразование).

Убежден, что эти меры станут существенным заделом для обеспечения безопасности и повышения качества строительной продукции и профессионального роста кадрового состава строительной индустрии, создадут экономические условия для снижения стоимости строительной продукции и социальные предпосылки для ослабления административного давления на государственные органы и финансовой нагрузки на консолидированный бюджет Российской Федерации.

Экономические расчеты показывают, что системное и последовательное внедрение структурированных задач в строительстве – самоокупаемости, самофинансирования, самоуправления, саморегулирования и я добавил бы еще – самоответственности общества за эти процессы позволит нам обеспечить   высокие темпы развития строительной отрасли.

Анвар Шамузафаров,
первый вице-президент НОПРИЗ,
вице-президент РСС,
Президент СРО Ассоциация
«Объединение генподрядчиков в строительстве»

 

Анонсы
16-18 апреля 2024, Санкт-Петербург, ЭКСПОФОРУМ
ИнтерСтройЭкспо 2024 – 30-я юбилейная международная выставка строительных, отделочных материалов и инженерного оборудования.
• • •
15-19 апреля. Сочи.
Сочинский Всероссийский жилищный конгресс
• • •
23 апреля. Москва. LOTTE HOTEL
Национальный форум инфраструктурных компаний
• • •
23-25 апреля. Екатеринбург. МВЦ «Екатеринбург-Экспо»
Выставка Build Ural 2024
• • •
13-16 мая. Москва. Крокус Экспо.
Международная строительно-интерьерная выставка MosBuild
• • •
28-31 мая, Москва, ВДНХ павильон 46
Всероссийский форум «Градостроительная неделя: инновации и развитие»
• • •
28-31 мая. Москва. Крокус Экспо
Международная выставка Logistika Expo
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
COMvex 2024 - международная выставка коммерческого транспорта и технологий
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
CTT Expo 2024 - международная выставка строительной техники и технологий
• • •
4 июня. Москва, Краснопролетарская ул. 36
BIM-ФОРУМ
Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо