ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Закон «О профессиональных инженерах в РФ»: коррупция, налоги, разглашение гостайны
30.10.2015

Закон «О профессиональных инженерах в РФ»: коррупция, налоги, разглашение гостайны

10 ноября 2015 года в рамках Международной промышленной выставки «МЕТАЛЛ-ЭКСПО 2015» состоится III Всероссийская конференция по технологическому проектированию объектов производственного назначения.

Организаторы Конференции - Национальная палата инженеров и  Комитет по технологическому проектированию объектов производственного назначения и транспортной инфраструктуры НОПРИЗ предполагают, при поддержке Временной комиссии Совета Федерации по вопросам развития законодательства Российской Федерации об инженерной и инжиниринговой деятельности и Комиссии Рабочей группы при Председателе Государственной Думы ФС РФ по законодательным инициативам в сфере инновационной политики, провести общественные слушания по проекту Федерального закона «О профессиональных инженерах в Российской Федерации» (далее – законопроект).

Допустимо ли проведение таких слушаний?

Во-первых:

Согласно резолюции Совместного заседания Комиссии РСПП по машиностроению и Координационного совета РСПП в Сибирском федеральном округе (непонятно – почему нет резолюции РСПП в целом) законопроект представлен на обсуждение Ассоциацией инженеров «Национальная палата инженеров» (далее – Национальная палата инженеров).

В тоже время, согласно Уставу, утвержденному общим собранием учредителей (протокол № 1 от 13 мая 2015г.), Ассоциация не имеет полномочий по подготовке и внесению на рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации концепций законопроектов.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.08.2001г. №576 "Об утверждении Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов" (с изменениями и дополнениями)  - концепция проекта федерального закона и проект технического задания на его разработку в случае необходимости разрабатываются федеральными органами исполнительной власти и организациями, которым федеральными законами предоставлено право вносить в установленном порядке в Правительство РФ законопроекты повопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, по законопроектам, предлагаемым ими для включения в план законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, по собственной инициативе, по решению Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности, а также в случае, если разработка концепции законопроекта и проекта технического задания предусмотрена правовым актом, поручением или указанием Президента Российской Федерации, либо правовым актом или поручением Правительства Российской Федерации.

Во-вторых:

В нарушение пункта 53.1 “Регламента Правительства Российской Федерации и Положения об Аппарате Правительства Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2004г. № 260, в пояснительной записке к законопроекту отсутствует финансово-экономическое обоснование решений, предлагаемых к принятию проектом акта. 

В частности, не дано описание экономического эффекта от  реализации статьи 52 законопроекта, в соответствии с которой государственная поддержка инженерной (инжиниринговой) деятельности является  одним из приоритетных направлений деятельности государства и может осуществляться путем:
1) предоставления льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей инженерным организациям;
2) предоставления льгот по уплате налогов физическим лицам, в том числе за счет уменьшения налогов, уплаченных физическим лицом в году, следующем после календарного, на сумму вступительных и /или членских взносов, уплаченных физическим лицом палате инженеров субъектов Российской Федерации в календарном году.

Очевидно, что реализация положений указанной статьи законопроекта значительно сократит поступление налогов с юридических и физических лиц в федеральный бюджет.
Например, если предположить, что ежемесячный членский взнос в Национальную палату инженеров для физического лица будет составлять 1 тысячу рублей, то, учитывая, что согласно пояснительной записке к законопроектув Российской Федерации имеют диплом инженеров 4-5 миллионов человек, федеральный бюджет будет ежемесячно недополучать 400-500 млн. рублей. И это без учета физических лиц!

При этом, указанные денежные средства будут направлены не на нужды государства, а на погашение затрат на общие нужды Национальной палаты инженеров Российской Федерации, к которым  относятся расходы на заработную плату работников Аппарата Национальной палаты инженеров Российской Федерации (не менее 5 и не более 30 членов), материальное обеспечение деятельности Национальной палаты инженеров Российской Федерации и иные расходы, предусмотренные сметой Национальной палаты инженеров Российской Федерации.

Это вступает не только в явное противоречие с требованиями Бюджетного и Налогового кодексов Российской Федерации, не предусматривающих возможности финансирования некоммерческих организаций за счет налоговых послаблений для юридических и физических лиц, являющихся ее членами, но и с принципами социальной справедливости, не позволяющими за счет средств налогоплательщиков содержать руководителей различных некоммерческих организаций.

В-третьих:

Законопроект явно ограничивает права граждан Российской Федерации, закрепленные в статье 30 Конституции РФ, установившей принцип свободы граждан на объединение и невозможность принуждения к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Законопроект нарушает основы Гражданского Кодекса РФ, основывающегося на признании прав граждан (физических лиц) приобретать и осуществлять права своей волей и в своем интересе, не предоставляя инженерам права выбора объединения, указывая на единственно возможную структуру. Без получения квалификационного аттестата данной структуры инженеры не смогут заниматься профессиональной деятельностью.

В-четвертых:

Статья 17 законопроекта однозначно содержит в себе коррупциогенные факторы и ее реализация создаст условия для возможности проявления коррупции со стороны неопределенного круга лиц, входящих как в состав квалификационной комиссией Палаты инженеров субъекта Российской Федерации, так и в состав Национальной палаты инженеров Российской Федерации, устанавливающих аттестационные условия и требования.

Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона от 17.07.2009г. №172 “Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов” коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Представляет интерес еще один аспект, связанный с выявлением коррупциогенных факторов.
Так, постановление Правительства РФ от 29.07.2011г. № 633 установило необходимость проведения экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Не называя эту экспертизу антикоррупционной, правотворческий орган, тем не менее, совершенно определенно указывает на цель этой экспертизы – выявление одной из разновидностей коррупциогенных факторов, упомянутых в ФЗ №172.

Совершенно очевидно, что установление в нормативных правовых актах «положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности», носит коррупциогенный характер по признаку «трудновыполнимости и (или) обременительности требований к гражданам и организациям».

Вообще-то, коррупция (от лат. corrumpere — растлевать, лат. corruptio — подкуп, порча) — это термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам.
Коррупцией называют также подкуп должностных лиц, их продажность, что типично для мафиозных государств. Соответствующий термин в европейских языках обычно имеет более широкую семантику, вытекающую из первичного значения исходного латинского слова.

Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его нанимателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти.

Коррупции может быть подвержено любое должностное лицо, обладающее дискреционной властью в сфере распределения каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению. Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором — риск разоблачения и наказания.
В своей «Божественной комедии» Данте поместил мздоимцев в восьмой (предпоследний) круг ада.

Согласно макроэкономическим и политэкономическим исследованиям, коррупция наносит существенный ущерб и препятствует экономическому росту и развитию в интересах общества в целом.
О явной попытке получить для себя преференции, в том числе за счет включения в законопроект положений, имеющих коррупционную составляющую, свидетельствует и факт того, что Национальная палата инженеров умышленно проигнорировала то, что на территории Российской Федерации осуществляют свою деятельность более50 общественных организаций, объединяющих специалистов инженерного дела по принципу специализации - например,  Российский союз инженеров, Российский союз научных и инженерных общественных объединений, Ассоциация инженерного образования в России, Ассоциация автомобильных инженеров  и т.д.

В-пятых:

Подготовленный Национальной палатой инженеров законопроект в своей редакции крайне противоречив.
Согласно пояснительной записке к законопроекту – «введение в действие законопроекта не предполагает признания утратившими силу, приостановления или прекращения действия иных законодательных актов».
В тоже время законопроектом предусмотрено введение понятий:
- инженер,
- инженер-интерн,
- профессиональный инженер.

Это противоречит требованиям «Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих»”, утвержденного постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998г. № 37 и Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК-016-94 (ОКПДТР), согласно которых установлены не только понятия:
инженер 3-й категории;
инженер 2-й категории;
инженер 1- категории;
ведущий инженер,
но и требования к их квалификации.

В-шестых:

Согласно общепринятым понятиям - инженер (фр. ingénieur ← от лат. ingenium — способности, изобретательность[1]) — это специалист, осуществляющий инженерную деятельность.
"Общероссийский классификатор профессий" ОК 016-94 (ОКПДТР), утвержденным Постановлением Госстсандарта от 26.12.1994г.№367, принятыйПостановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994г. № 367, предусматривает наличие более 100 профессий инженеров, начиная от инженера – авиамоделиста и заканчивая инженером-энергетиком.

Таким образом, Национальная палата инженеров, не обладая соответствующими специалистами (кроме специалистов в области градостроительной деятельности), не имеет права брать на себя обязанности по  проведению аттестации инженеров, особенно тех, кто работает в узкопрофильных областях, особенно в области обеспечения оборонной безопасности РФ в целом, и общественной безопасности РФ, в частности, а также вести реестр таких профессиональных инженеров.

Представим себе следующую ситуацию -  инженер, академик Академии наук РФ, занимающийся разработкой (здесь секретно), будет обязан прийти  в региональное отделение Национальной палаты инженеров для того, чтобы получить у них допуск к работе в качестве профессионального инженера, проектирующего (здесь опять секретно). Если он такой допуск не получит – вся оборонная промышленность РФ встанет из-за решения какой-то некоммерческой организации. При этом, учитывая изложенное, ведение в открытом доступе реестра профессиональных инженеров – прямой путь к разглашению информации, составляющей государственную тайну (вспомним фильм о Резиденте с Георгием Жженовым).

В-седьмых:

Стандарт профессиональной деятельности инженера проектировщика, подготовленный Национальной палатой инженеров, вступает в грубое противоречие с требованиями Федерального закона от 29.06.2015г. № 162-ФЗ “О стандартизации в Российской Федерации” и Федерального закона 27.12.2002 года № 184-ФЗ “О техническом регулировании”

В соответствии с названными законами:
 - стандарт организации это – документ по стандартизации, утвержденный юридическим лицом, в том числе государственной корпорацией, саморегулируемой организацией, а также индивидуальным предпринимателем для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг членами, входящих с состав организации.
- стандарт некоммерческой организации не имеет права регулировать отношения, связанные с разработкой, принятием, применением и исполнением санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды, требований в области охраны труда, требований к безопасному использованию атомной энергии, в том числе требований безопасности объектов использования атомной энергии, требований безопасности деятельности в области использования атомной энергии, требований к осуществлению деятельности в области промышленной безопасности, безопасноститехнологических процессов на опасных производственных объектах, требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требований к обеспечению безопасности космической деятельности, за исключением случаев разработки, принятия, применения и исполнения таких требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в отношении оборонной продукции.

В-восьмых:

Положения законопроекта идут в грубое противоречие с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании» в соответствии с которым некоммерческие организации не имеют права осуществлять контроль с сфере образования, в том числе в области  обеспечение образовательной деятельности и  оценки качества образования.

Уверен, что ни Президент Национальной палаты инженеров Игорь Мещерин, имеющий более 20-ти научных работ, более 10 патентов на изобретения, среди которых: №2344359 «Способ сжижения газа на шельфе или побережье арктических морей» №2344360 «Способ сжижения газа и установка для его осуществления», ни создаваемая решением Национальной палаты инженеров квалификационная комиссия (кто будет, общественность не в курсе) явно не имеют права и не смогут подтвердить, например, мою квалификацию инженера по полученной специализации  “инженер точной механики и оптики”, “инженер пожарной безопасности”, кандидат технических наук в области информационных технологий   и так далее.

Ну, а говорить о подтверждении статуса инженера Академиками РАН РФ  в Национальной  палате вообще не серьезно.


Виктор Климов, 
директор ООО "Спецпроектмонтаж"

Редакция приглашает к обсуждению законопроекта все заинтересованные стороны. Все мнения будут опубликованы.

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо