Новые добавки —
дешевле
и лучше
О состоянии рынка добавок для бетона с нашим корреспондентом беседует заместитель начальника отдела маркетинга ООО «Полипласт Новомосковск» Владислав МАШУТИН.
— Владислав Юрьевич, как изменился отечественный рынок добавок за последнее время? Каковы сегодняшние тенденции его развития?
— В нынешнем году изменения на рынке добавок произошли не очень большие. Потому что рынок добавок коррелирует с рынком цемента. А строительная активность и, соответственно, потребление цемента в течение этого года снизились — по разным оценкам от 10 до 15 процентов. Примерно на такую же величину уменьшилось и потребление добавок.
Если говорить о фирмах — производителях добавок, то в пятерке сильнейших сегодня ПОЛИПЛАСТ, SIKA, BASF, MC— BAUHEMYE и компания ПИГМЕНТ (торговая марка КРАТА).
Что касается тенденций, то следует заметить, что в этом году и зарубежные, и российские компании активно проводят политику импортозамещения. Это во многом связано с тем, что из-за роста курса доллара и евро сильно возрастает стоимость сырья. Поэтому компании стремятся уйти от импортных поставок, которые поднимают себестоимость продукции, и замещают их российскими продуктами. Сегодня, к примеру, в компании ПОЛИПЛАСТ доля импортного сырья крайне мала. Сырье в основном российского производства.
Долю импортного сырья, насколько нам известно, снижают и зарубежные компании, выпускающие продукцию на территории России. В противном случае они потеряли бы конкурентоспособность на нашем рынке.
— А раньше ПОЛПЛАСТ использовал зарубежное сырье?
— Раньше мы выпускали ряд добавок, в которых использовалось украинское сырье. Оно было недорогим и поставки его шли своевременно. Сегодня в связи с событиями на Украине мы переходим на российскую продукцию и делаем это вполне успешно. Многие российские компоненты сегодня по соотношению цена/качество лучше тех, что закупали на Украине.
— Каково ныне соотношение отечественных и зарубежных добавок на российском рынке?
— По нашим оценкам на сегодняшний день основные зарубежные игроки добавок для бетонов и растворов занимают около 20% рынка
— Какие виды, категории добавок стали более востребованными строителями, а какие постепенно уходят в прошлое?
— Постепенно уходят в прошлое дорогие добавки, которые нужно было использовать в высоких дозировках. Они просто становятся неконкурентоспособными на рынке по сравнению с новыми, более эффективными. Сегодня каждый крупный производитель, который имеет на производстве научную базу, выпускает добавки, которые сравнимы по свойствам (а то и лучше) прежних, но их по объему требуется гораздо меньше.
Особенно много таких старых дорогостоящих и требовавшихся в больших количествах добавок было среди противоморозных. Они позволяют производить бетонирование до температур вплоть до -25 °С. Их использовали еще десятки лет назад. Сегодня они морально устарели и на смену им пришли те самые, более эффективные, о которых я сейчас сказал. Лет семь назад стоимость противоморозных добавок, находящихся в кубометре бетона, составляла около 500 рублей. Это до 10 и более процентов от стоимости самого бетона. Из-за этого бетон зимой резко дорожал. А сейчас стоимость аналогичных добавок в 3—4 раза меньше, потому что их для достижения одинакового эффекта требуется в разы меньше, чем старых. В итоге за чего кубометр бетона в конечном счете стоит теперь дешевле.
— Какие новые виды добавок появились или могут появиться в ближайшее время?
— Рынок добавок на сегодняшний уже стабильно сложился. Наиболее активно новые добавки появлялись в предыдущие годы, сегодня же процесс появления принципиально новых видов уже замедлился. Производятся устоявшиеся суперпластификаторы, ускорители набора прочности, замедлители схватывания бетона и т.д. Так что чего-то принципиально нового в этом сегменте ждать скорее всего не приходится, в плане разнообразия ассортимента рынок добавок насытился. Иными словами, сегодня есть отличные добавки, что называется, на все случаи жизни.
Поэтому сейчас, например, в рамках нашей компании, идет постоянная модификация существующих популярных среди строителей продуктов, даже обычных суперпластификаторов. Это связано с тем, что цемент каждого цемзавода имеет свои особенности по сравнению с продукцией других заводов. Даже известны случаи, когда цемент одного и того же завода (если у него есть сухая, полусухая, мокрая технологии) может достаточно сильно отличаться по составу в разных партиях продукции. В связи с этим в рамках одного вида добавки может быть несколько ее подвидов. Это связано с тем, что мы хотим облегчить клиенту процесс подбора соответствующей добавки. При этом одна и та же добавка в разных регионах может работать по разному в бетонных смесях. Мы дорабатываем рецептуры под различных клиентов. Так же поступают и другие производители.
— Несколько лет назад мы писали, что ваше предприятие разрабатывает новые виды добавок на более современной поликарбоксилатной основе. Какова ситуация с ними сегодня?
— Сами по себе это очень неплохие добавки, однако они очень дороги, тем более, что некоторые из них производятся в основном на импортном сырье. Поэтому сейчас не многие из строительных организаций могут позволить себе применять столь дорогостоящие добавки. Из-за этого в течение этого года доля добавок на поликарбоксилатной основе снизилась, зато доля более дешевых, на нафталинсульфонатной основе, напротив, возросла. И, в общем-то, это закономерно: те самые «старые» недорогие оказались тоже весьма и весьма неплохими по качеству.
Но, тем не менее, мы идем в ногу со временем и сейчас готовятся к промышленному производству поликарбоксилатные добавки на собственной основе.
—А экономическая ситуация повлияла на технологический прогресс производства добавок? И, как можно понять, это ничуть не ухудшило ситуацию на стройке. Верно?
— Понятно, что замедление строительной активности накладывает свой отпечаток на рынок. Тем не менее, работа в этом направлении не прекращается и у нас есть несколько новинок, о которых стоит сказать. Мы выпустили добавку для дорожных бетонов — Полипласт Аэро новой модификации. А также новую добавку для безопалубочного формования «Полипласт БФ 328».
Но это уже специфические добавки, предназначенные для специального и для дорожного строительства. А все, что нужно для массового строительства — уже выпущено и оно работает. И происходит уже доработка, «шлифовка» того, что имеется.
— А в чем «изюминка» новой дорожной добавки? Зачем она нужна?
— Полипласт Аэро — это специальная воздухововлекающая добавка, которая придает дорожным бетонам высокую морозостойкость. При этом срок жизни бетонного покрытия становится очень большим.
Мы считаем, что строительств дорог из бетона получит в ближайшем будущем широкое развитие. Там продукт Полипласт Аэро будет как раз востребован.
А другая новинка — «Полипласт БФ 328» — позволяет более качественно вести формование пустотных плит перекрытия в условиях прогрева в течение 12-20 часов и набора заданной прочности. Бетонная смесь при этом обладает: повышенной связностью, удобоукладываемостью, пластичностью вплоть до момента начала её схватывания и, кроме того, более высокой прочностью.
— Говоря о новинках, не могу не вспомнить модную сегодня приставку «нано». Как насчет нанодобавок для бетона?
— Выпуск нанодобавок пока не планируется, по крайней мере на нашем предприятии. Наши испытания показали неэффективность подобного подхода к бетону. Сама структура бетона подразумевает макрочастицы, макродефекты и прочие «макро», но никак не «нано». Эффект нанотехнологий там просто размоется. Кроме того, если такие добавки и создадут, они окажутся слишком дорогими для массового строительства и в итоге от них откажутся по экономическим соображениям. Скорее всего о нанодобавках можно говорить как о продукции очень нишевого применения.
— Спасибо за беседу!
Беседовал Михаил ЗИБОРОВ
Этот материал опубликован в ноябрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.