ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
НОСТРОЙ в техрегулировании сделал очень много. Эстафета переходит в НОПРИЗ
23.11.2015

НОСТРОЙ в техрегулировании сделал очень много. Эстафета переходит в НОПРИЗ

10 ноября исполнилось 6 лет со дня Учредительного съезда Национального объединения строителей (НОСТРОЙ). Самая большая работа была проделана в области технического регулирования – и об этом мы беседуем с председателем ТК 400 Ларисой Бариновой.

- Лариса Степановна, Вы стояли у самых истоков работы НОСТРОя в области технического регулирования. Как Вы можете оценить итоги работы за шесть лет? Что удалось сделать за эти годы и если что-то не удалось, то почему?
- На мой взгляд,  основные результаты были достигнуты за первые пять лет существования НОСТРОя.
НОСТРОЙ при поддержке НОПа и НОИЗа создал систему,  направленную на обеспечение  безопасности зданий и сооружений за счет установления в нормативных документах СТО НОСТРОЙ требований ко всем тем видам работ, которые влияют на эту безопасность. И в рамках этой системы мы разработали и в нормативных документах прописали методы контроля за результатами выполнения этих работ. Все это в совокупности – по сути, мини-модель отраслевой системы технического регулирования на этапе строительства, которая базируется на трех основных составляющих: нормативной технической базе, системе контроля и оценке соответствия.

К сожалению, нам не удалось отработать эту систему в полной мере на практике. Мы создали базу. Следующий шаг - ее обкатка и доработка. Несмотря на то, что чуть  более половины членов НОСТРОЙ приняли у себя в той или иной степени СТО НОСТРОЙ в качестве стандартов организаций, мы не успели на практике отработать систему контроля. Я знаю, что многие СРО имеют такую систему, но у каждой свои трудности или особенности. Мы предусмотрели несколько видов контроля, но так и не узнали, какие из них наиболее востребованы. Были планы по подготовке проекта документа по негосударственному контролю. Сейчас готовится постановление Правительства РФ по этому вопросу, но у нас была уникальная возможность в рамках НОСТРОя обкатать  наши предложения на практике. Сейчас отдельные СРО принимают участие в процессе обсуждения проекта упомянутого постановления, но когда нет апробированных аргументов, доказать свою позицию сложно.

- Как формировалась нормативно-техническая база на правила производства работ?

- В рамках НОСТРОя впервые была выполнена работа по  структурированию  системы нормативных документов  на этапе строительства по видам работ, влияющих на безопасность зданий и сооружений. Сначала были разработаны основополагающие стандарты самой системы, регламентирующие порядок разработки, рассмотрения, утверждения и отмены  СТО НОСТРОЙ и рекомендаций НОСТРОя. Затем  в рамках каждой группы видов работ был проведен предварительный анализ необходимости, актуальности и достаточности существующих нормативно-технических документов, и по итогам сформирован перспективный план разработки новых документов. Предварительно формировалось дерево стандартов на правила производства работ при возведении зданий и их  капитальном ремонте, создании объектов транспортного строительства,  монтаже и пуско-наладке  инженерных систем. При этом изучались как существующие документы, которые после принятия 184-ФЗ стали  нелегитимными, но их отдельные положения все еще оставались актуальными, так и  современные достижения отраслевой отечественной и зарубежной науки и практики. На этой основе сформировались профессиональные и эффективные документы, гармонизированные  с зарубежными аналогами.

Такой подход позволил НОСТРОю разработать перспективную программу по стандартизации и работать системно и качественно. Система нормативных документов, разработанная НОСТРОем в соответствии с Порядком, предусмотренным для национальных стандартов, могла бы быть использована для  включения  в реестр нормативных документов, которые являются доказательной базой Перечня, утвержденного приказом Минрегиона России № 624, т.к. их выполнение непосредственно на строительной площадке является гарантией и качества, и безопасности строительных объектов. Ведь такого рода документы не разрабатывались с конца 80-ых годов ХХ века, и поэтому  альтернативы им сегодня нет ни на федеральном, ни на региональном уровне.
- Есть ли аналоги этим документам за рубежом?
- Да, есть. В так называемое семейство европейских стандартов входят: стандарты на продукцию, стандарты на методы испытаний и стандарты на правила производства работ и услуг.
 

- Сопоставимы ли СТО НОСТРОЙ с зарубежными аналогами?
- Я отвечу Вам цитатой из экспертных  заключений на стандарты НОСТРОЙ специалистов немецкой компании ТЮФ - РЕЙНЛАНД. «По техническому уровню  стандарты НОСТРОЙ соответствуют европейским, а в некоторой части более детальны». Об этом же на конференции в Берлине сказал и  верховный  комиссар по строительству Европейского комитета по стандартизации.  Он подчеркнул, что восхищен тем, что НОСТРОЙ  сумел за такой короткий срок создать не только базу  стандартов для одного из этапов жизненного цикла строительных объектов, но и разработать соответствующую систему контроля. Это независимая оценка от европейских экспертов, которые очень заинтересованы в том, чтобы мы перешли на евростандарты.  Думаю, что ей можно верить.

- Фактически НОСТРОЙ за пять лет сделал то, что ни Минрегион, ни Минстрой не сумели сделать за все время своего существования. Почему? Казалось бы НОСТРОЙ – общественное профессиональное объединение, не имеющее никаких властных полномочий?
- Прежде всего, хочу напомнить, что основная цель при создании системы саморегулирования – это обеспечение безопасности и качества в строительстве через повышение профессиональной и финансовой ответственности тех, кто этим занимается: проектировщиков, строителей, изыскателей. Кроме того,  есть просто здоровая конкуренция и желание использовать новые технологии при проведении строительных работ без разработки СТУ и разрешения противоречий документов различных ведомств. Все это вместе, естественно, способствует заинтересованности профессионального сообщества в оперативном и качественном развитии нормативной технической базы  для всего жизненного цикла зданий и сооружений и, в частности, для  стадии строительства.

К тому моменту, когда НОСТРОЙ начал работу над стандартами, отраслевой науки уже почти не было, проектные институты занимались выживанием, и им было не до нормативной базы. Но нам удалось в течение полутора лет собрать буквально со всей страны специалистов, которые могли  и хотели участвовать в создании стандартов, и объединить их с профессионалами – практиками НОСТРОя.

Благодаря общей заинтересованности НОСТРОя удалось  создать  экспертное сообщество высококвалифицированных разработчиков и экспертов. Разработку СТО НОСТРОЙ вели: 36 головных организаций, а так же ученые и специалисты 139 различных научных, проектных, производственных и др. организаций, всего 309 специалистов из разных регионов страны, в том числе  97 кандидатов наук и 40 докторов наук. В экспертизе проектов СТО НОСТРОЙ всего приняло участие 87 специалистов, в том числе 24 кандидата наук и 28 докторов наук.Была налажена совместная работа с 16  смежными техническими комитетами по стандартизации.

Огромную роль сыграли отраслевые комитеты НОСТРОя и Совет, члены которых имели многолетний опыт работы на сложных, особо сложных и уникальных объектах в различных регионах страны. Они непосредственно обсуждали результаты мониторинга нормативных технических документов, разработку дерева стандартов,  предложения для включения в программу стандартизации НОСТРОЙ и определяли приоритетность их разработки исходя из конкретных потребностей стройки. Они принимали работы, а иногда даже не  с первого раза, наконец, возглавляемые ими СРО софинансировали  эти работы. Это очень важно, потому что, чем больше конкурирующих специалистов, объединенных одним направлением строительства и одной профессией, принимает участие в разработке документа,  тем надежнее получается сам документ. Эта работа велась не эпизодически, а постоянно. Я знаю, что созданная в НОСТРОе система разработки нормативных технических документов послужила толчком для создания специальных подразделений по разработке СТО в  некоторых СРО.

Впервые именно в НОСТРОе была сформирована  нормативная  база для монтажных и пуско-наладочных работ при устройстве инженерных систем. В НОСТРОе разработано порядка 6-8 стандартов на инновационные материалы и технологии, в том числе на применение композитных материалов в строительстве, на основе предварительно проведенного анализа состояния вопроса применения композитных материалов и достаточности доказательной базы надежности этого применения. Разработаны стандарты на несъемную монолитную опалубку – на продукцию и на правила производства работ. Впервые именно в НОСТРОе был разработан первый «зеленый стандарт», на базе которого приняли первый национальный стандарт по «зеленому строительству».

Конечно, не все было так просто, но жизнь доказала, что профессиональные объединения и ассоциации работают более оперативно, качественно и эффективно, так как заинтересованы в результатах не формально, для галочки, а для решения конкретных задач. За все пять лет ни один документ не разрабатывался меньше года. Более того, в ряде случаев мы переносили сроки сдачи документа по разным причинам: много замечаний и предложений в ходе публичного обсуждения, недопустимость принятия стандарта на правила проведения работы без требований по контролю и т.д.

А в министерстве, как правило, эти работы выполняются  либо в пожарном порядке (актуализировать СНиПы за два месяца или провести мониторинг нормативной технической базы на объект регулирования за 1,5 -2 месяца), либо слишком долго. Например, проект свода правил на  проведение горизонтально-наклонного бурения (ГНБ) НОСТРОЙ передал в Минстрой больше двух лет назад. Авторы - признанные в России специалисты в этой области.  Однако одноименный документ поручили разрабатывать НИИОСПу. В результате ничего не происходит, а документ, кстати, его можно назвать инновационным, ждут все города, в которых строится и развивается метро и другие виды подземного строительства.

Вспомните другой пример – Перечень НТД, обязательных к применению, утверждаемый Правительством. Его надо было обновить через два года, а обновили через четыре. А проблемы остались все те же. Как и в первый раз, во второй обновленный перечень попали НТД  без изменений,  которые уже  были разработаны до его утверждения.  И опять экспертиза будет требовать соответствие проектов НТД без изменений, а более актуальные,  с изменениями,  будут документами добровольного применения, а через пять лет и они уже устареют.

Конечно, если бы Минстрой привлек к этой работе национальные объединения и  не в пожарном порядке, а системно, на постоянной основе, таких бы промахов не было, потому что этим занимались бы,  во-первых, профессионалы, а во-вторых – будущие потребители этих документов. То же самое можно сказать о Программе разработки НТД на 2015-2017гг. Национальные объединения, на данном этапе НОПРИЗ, сделали бы эту программу куда более профессиональной, системной и соответствующей основным мировым тенденциям развития системы технического регулирования в строительстве.

Я привожу эти примеры не в качестве критики Минстроя. Я всегда считала и считаю, что профильное министерство должно быть координатором работ по формированию нормативной технической базы в строительстве. Но, в отсутствии отраслевой науки и дефицита кадров,  эту работу надо организовывать в тесном сотрудничестве как с другими ФОИВами, так и в открытом и постоянном взаимодействии  с техническими комитетами,  профессиональным  и бизнес сообществом. Собственно, я лишь повторяю то, о чем постоянно говорит Президент России.  Любые вопросы органы власти должны решать в тесном контакте с общественностью.

- В 2013 году на базе НОСТРОя был создан ТК 400 «Производство работ в строительстве». В чем была необходимость его создания и как он сейчас  работает?

-  Комитет был создан потому, что у нас уже был наработан опыт разработки и прохождения стандартов. Была независимая оценка зарубежных экспертов. Фактически НОСТРОЙ работал как технической комитет, потому что функции подкомитетов по факту выполняли отраслевые комитеты НОСТРОя. В номенклатуре работ, которая была закреплена за ТК 465 «Строительство», не было «производство работ, технологические и организационные процессы». Поэтому было подготовлено обращение в Росстандарт с просьбой создать новый технический комитет, поскольку в НОСТРОе уже создана система стандартов, и мы на практике доказали, что можем делать конкурентоспособные документы.

Например, наши стандарты очень высоко оценили в Минстрое Украины – на совещании  в Челябинске в 2014 году представителем Украины было высказано пожелание заключить  соответствующее соглашение на право пользование СТО НОСТРОЙ. Кроме того, НОСТРОЙ заключил соглашения с РЖД,  РУСГИДРО, Газпромом, Росавтодором (по их инициативе) о сотрудничестве и передаче права пользования СТО НОСТРОЙ.

Важен и тот факт, что у некоторых СРО наработана судебная практика использования СТО НОСТРОЙ для защиты интересов генподрядчиков и субподрядчиков. Надо сказать, что уже несколько десятков процессов выиграны именно благодаря тому, что в качестве  доказательной базы защитники выбирали именно эти стандарты.
С учетом всего этого Росстандарт и создал на базе НОСТРОЙ ТК 400.

Программа разработки стандартов пока небольшая – 12 документов. К сожалению, НОСТРОЙ не  готов софинансировать большее количество. В этом году мы сдаем 6 проектов стандартов, из них 3 уже сданы. Остальные - переходящие. Кроме проектов ГОСТ и ГОСТ Р мы продолжаем рассматривать и проекты СТО НОСТРОЙ.

У нас работают все подкомитеты. Мы проводим только  очные заседания, а члены подкомитетов из других городов принимают участие по видеосвязи. Все голосования проходят очно, потому что практика показывает, что когда люди начинают общаться, дискутировать, спорить,  получается более качественный документ. В основном все решения принимаются на условиях консенсуса. Я всегда была против формального рассмотрения документов, и очень рада, что здесь нам удается  этого избежать.

- Много лет высказывается пожелание, чтобы стандарты НОСТРОя были признаны национальными стандартами…
- Если бы мы были в Германии, Англии или США, то наши стандарты просто попали бы в перечень нормативных технических документов, которые профильное министерство рекомендует применять на этапе строительства. В этих странах такой вопрос даже не стоял бы. Однако и в России наши стандарты тоже могут быть включены в перечень нормативных технических документовв строительства. И такая практика есть.

Например, вице-мэр Москвы М.Ш.Хуснуллин подписал приказ, предписывающий при выполнении государственных заказов руководствоваться документами, включенными в каталог нормативно-технических документов, действующих на территории Москвы, в том числе стандарты организаций и СРО. В Башкирии принято постановление Правительства Республики о том, что при выполнении государственного заказа в конкурсную документацию включаются стандарты СРО, принятые на базе стандартов НОСТРОЙ. Причем в Башкирии проект постановления обсуждался с участием многих  органов власти, в том числе генпрокуратура и ФАСРе спублики. В Петербурге и Нижнем Новгороде вопрос решен немного по-другому: у них есть перечень региональных методических документов (РМД), и туда рекомендовано включать стандарты СРО. Руководители Астраханской и Волгоградской областей принимали личное участие в конференциях глав муниципальных образований, проектных и строительных организаций, на которых однозначно рекомендовали (с занесением в протокол) при выполнении госзаказов на территориях областей руководствоваться стандартами саморегулируемых организаций и т.д.

При этом  в России есть законодательные основания для применения стандартов организаций. Так, в Законе 44-ФЗ о контрактной системе сказано, что при заключении договоров продукты и услуги должны быть описаны стандартами. В постановлении Правительства РФ  № 87 о разделах проектной документации тоже сказано, что выполняемые работы должны быть описаны стандартами и др. нормативными документами. В 184-ФЗ есть поправка, которая говорит о том, что доказательной базой технических регламентов могут быть национальные стандарты, своды правил, ...стандарты организаций и иные документы.Следовательно, под стандартами могут подразумеваться как национальные, так и стандарты организаций, в том числе саморегулируемых.

Почему мы не превращаем стандарты НОСТРОя в национальные? Национальные стандарты могут быть обязательные, но в основном они разрабатываются как документы добровольного применения. Правда, в ФЗ-162 впервые появилось положение о том, что если в законодательных или директивных документах имеется ссылка на документ добровольного применения, этот документ становится обязательным. При этом стандарты организаций, если они приняты общим собранием, становятся обязательными для всех работающих в данной организации. А это существенное преимущество перед национальными стандартами.

 - Какие еще значимые результаты работы НОСТРОЙ Вы можете назвать?
- В качестве значимых результатов я хотела бы упомянуть организацию работ по техническому переводу Еврокодов и разработке национальных приложений к ним. В рамках этой работы были проведены также сравнительные расчеты по проектированию 10 конструкций  по СНиПам  и Еврокодам. Вся эта работа выполнена в рамках программы по гармонизации российской и европейской нормативных баз в строительстве в соответствии с поручением Правительства РФ.

Впервые НОСТРОем был проведен сравнительный анализ российской нормативной базы и нормативной базы США, Канады, европейских стран, в том числе прибалтийских, в области энергосбережения. В результате была сформирована перспективная программа разработки необходимых нормативных технических документов в этой области. Программа была принята Минрегионом. Четыре документа в приоритетном порядке были разработаны и переданы в Минстрой около двух лет назад. Два из них включены в Программу Минстроя на 2015-2017гг., а об остальных пока ничего сказать не могу.

Значимым результатом является и разработанная Система оценки соответствия  СДОС НОСТРОЙ, о которой я не буду говорить подробно, т.к. об этом уже неоднократно говорилось и писалось.
Ну и конечно, нельзя не сказать о том, что благодаря НОСТРОю, НОПу, отдельным СРО за пять лет было выделено около 500 млн рублей суммарно на актуализацию нормативных технических документов федерального уровня.

В заключение я с уверенностью могу сказать, что за пять лет НОСТРОЙ при поддержке других национальных объединений создал систему, которую надо развивать, отрабатывать  и совершенствовать. Последний год эстафета по техническому регулированию перешла в НОПРИЗ. Это заслуга и руководства НОПРИЗа и тех членов НОСТРОя, которые, одновременно  являясь членами НОПРИЗа, пытаются перенести,  сохранить и развить  в НОПРИЗе то, что было сделано в НОСТРОе.

Сегодня очень важно использовать опыт национальных объединений на федеральном уровне и совместными усилиями постараться разработать национальную платформу отраслевого технического регулирования на качественно новом уровне, с учетом мировых тенденций в этом направлении и перспектив развития отрасли. Возможно, это поможет нам из аутсайдеров максимально приблизиться к лидерам. Без постоянного и открытого взаимодействия между всеми субъектами системы технического регулирования и использования их интеллектуального и организационного  потенциала российская строительная отрасль обречена на роль постоянно догоняющего.

Лариса Поршнева

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо