ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Что нам стоит <br />
в Сочи <br />
строить?
09.12.2015
По следам великих строек

Что нам стоит
в Сочи
строить?

Спортивные объекты Сочинской Олимпиады используются, чего не скажешь о «гражданских» сооружениях.

Олимпиада в Сочи, на которую, по официальным данным, было потрачено около 1,3 трлн рублей, давно позади. А вот спортивные объекты, которые обошлись государственному бюджету в 214 млрд рублей, продолжают занимать позиции главных достопримечательностей города. Объекты, возведенные специально для зимних Олимпийских игр, долго не могли найти себе применение. В настоящий момент почти все они задействованы в спортивной и развлекательной жизни города.

Безусловно, проведение Олимпиады в другом регионе России могло бы обойтись в разы дешевле. Все объекты и дороги были возведены с нуля, а, учитывая сложные гидрогеологические условия, разнообразие грунта и огромное количество горных родников и ручьев усложняли строительные работы, которые сменялись судебными разбирательствами. Как ни странно, самым дорогим оказалось строительство не спортивных объектов, а дороги Адлер – Красная Поляна и четырёх новых вокзалов. Только подготовительные работы трассы сравнялись со стоимостью всей олимпиады в Солт-Лейк-Сити. Общие затраты на все работы составили 285,44 млрд рублей, которые были поделены между «СК Мост» и УК «Трансюжстрой».

Спортивные объекты: было – стало

Стадион «Фишт», строительством которого занималась компания «Ингеоком», был предусмотрен исключительно для официальных церемоний открытия и закрытия игр, причем стоимость только одного зрительского места приравнивалась к 455 тыс. руб.  После Олимпийских игр стадион был закрыт на реконструкцию, так как впоследствии оказался непригодным для проведения других мероприятий. Дополнительные работы потребовали около 3,5 млрд рублей, а возведение «Фишта» не обошлось без скандала: в адрес компании «Ингеоком» был предъявлен иск по факту завышения стоимости работ. Организация сразу обросла репутацией долго- и дорогостроящей компании. Несмотря на это «Ингеоком» продолжает реализовывать государственные проекты: объекты на территории «Москва-Сити», участки московского метрополитена, а также развязки МКАД.  А «Фишт» в настоящий момент готовят под чемпионат мира по футболу 2018 года.

Ледовая арена «Шайба», созданная для матчей хоккейного турнира, должна была быть перенесена во Владикавказ, Краснодар или Нижний Новгород, благодаря особенности конструкции. Арена состояла из нескольких блоков и легко разбиралась. Однако уже после проведения игр оказалась, что особенность фундамента не позволит перенести объект в другое место. В связи с этим для арены придумали новое назначение: всероссийский детский спортивно-оздоровительный центр. «Шайба» строилась частным инвестором – миллиардером Искандером Махмудовым при помощи НПО «Мостовик» исключительно за свой счёт.

Кёрлинговый центр «Ледяной куб» – еще один олимпийский объект, который должен был быть перенесен, однако плановая транспортировка, как и в случае с «Шайбой», была отменена. Арену строил малоизвестный подрядчик — ИСК «Славобласть», которому предъявили иск за неуплату подрядчикам. Несмотря на то, что предприниматель Александр Свищев, контролирующий возведение проекта, гордится «Ледяным кубом» и называет его «уникальным», объект продолжает пустовать и пока не получил нового назначения.

Горнолыжный комплекс и экстрим-парк «Роза Хутор» строились для соревнований по горным лыжам. Первая очередь комплекса была открыта еще 15 декабря 2010 года благодаря владельцу холдинга «Интеррос» Владимиру Потанину. Однако впоследствии инвесторы оказались разочарованы в проекте, признав его слабоокупаемым. Сейчас «Роза хутор» используется как элитный курорт для туристов, приток которых заметно увеличился во время кризиса. Строили объекты основательно: трамплин в сентябре 2014-го смог выдержать наводнение, которое затопило Сочи, Адлер и Красную Поляну.
На объектах в Сочи не экономили, и ледовый дворец «Айсберг», спроектированный специалистами «Моспроекта-4», стоил в два раза дороже туринского Паласпорт Олимпико — одного из самых современных спортивных сооружений мира. Сегодня ледовый дворец продолжает функционировать как площадка для ледовых шоу.
Конькобежный центр «Адлер Арена», который сейчас используется как крупнейший выставочный комплекс, предполагает дальнейшее проведение турниров по теннису.

В сравнении с объектами других «олимпийских» стран у российских построек оказались не худшие перспективы. Стадион дружбы и мира в Афинах, созданный специально для Олимпийских игр 2008 года, который критиковали за дороговизну, сегодня заброшен и попросту превращается в руины. Не у дел остался и стадион для пляжного волейбола в Пекине, который был спроектирован для летних Олимпийских игр.

Объекты в Сочи строились как одноразовые проекты, и сегодня уже готовым сооружениям приходится искать новое применение, учитывая потребности города-курорта. Реконструкции, требующие дополнительных средств, не оправдывают вложений – маловероятно, что зрительское место, стоимостью от 400 до 800 тыс. рублей удастся окупить в ближайшее время. В связи с этим не исключено, что уже скоро сочинские конструкции постигнет та же участь, что и заброшенные олимпийские объекты других стран. Сегодня Олимпийский парк выглядит заброшенным, а массивные конструкции создают атмосферу запустения.

 

На скамейке запасных

После Олимпиады на побережье Сочи осталось огромное количество гостиничных комплексов, вытеснивших с туристического рынка небольшие гостевые дома и маленькие отели. Если уйти вглубь города, то можно увидеть большое количество заброшенных зданий, выставленных на продажу. Все это – разорившиеся мелкие гостиницы. Крупные комплексы, построенные специально к Олимпийским играм, в настоящий момент заселяются туристами, однако и здесь часть апартаментов продолжает пустовать. Очевидно, что туристический поток гораздо ниже, чем предполагалось. Апартаменты также можно купить, но спрос на такие объекты недвижимости, к сожалению, невелик.

Одно из главных преимуществ проведения Игр – улучшение инфраструктуры города. Между побережьем и городом возведены бетонные ограждения, защищающие от наводнений, а к числу объектов добавились пешеходные и велодорожки.

Однако все еще неизвестна дальнейшая судьба автотрассы и железной дороги. И если первая активно используется, то из трех вокзалов, построенных специально к Олимпийским играм, функционирует только один, откуда отправляются «Ласточки» к горнолыжным курортам. РЖД и администрация города до сих пор не распределили между собой финансирование эксплуатации объектов, поэтому вокзалы в Красной Поляне и Олимпийском парке остались не у дел. Турпоток продолжает снижаться, а стоимость билетов расти, в связи с чем дорогостоящий транспорт продолжает быть нерентабельным.

Во время зимних Игр на олимпийских объектах было открыто 38 медицинских пунктов, однако сегодня в таком количестве нет никакой необходимости.

Очевидно, что предложения явно превышают спрос. Количество туристов не увеличивается, а приток остается сезонным, в связи с чем большая часть объектов, среди которых медицинские центры, ж/д вокзалы, гостиничные комплексы, остаются нерентабельными и невостребованными. Существует вероятность, что часть объектов будет продана частным инвесторам, если финансирование из государственного бюджета будет приостановлено, однако и это не гарантирует процветание сочинской инфраструктуры.

 

Елизавета ПЕТРОВА

Этот материал опубликован в ноябрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо