ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Минстрой не проверяет госэкспертизу и Национальные объединения
01.02.2016

Минстрой не проверяет госэкспертизу и Национальные объединения

20 января состоялось заседание Президиума Общественного совета при Минстрое России, на котором был обсужден широкий спектр юридических, финансовых организационных проблем, стоящих перед строительной отраслью.

На сайте Национальной Палаты экспертов в строительстве появилось интервью с членом Президиума, руководителем комиссии ОС по вопросам общественного контроля, вице-президентом Национальной палаты экспертов Андреем Акимовым, в котором он рассказал, что осталось «за кадром» этого мероприятия.
 

- Андрей Викторович, недавнему заседанию президиума Общественного совета при Минстрое России был присущ очень широкий охват тем и проблем в отрасли. Это и капитальный ремонт, и переселение из аварийного жилья, и проблемы лифтового хозяйства. Что, на ваш взгляд, было самым главным в этой дискуссии, какие решения и мнения вам запомнились больше всего?

- Без претензии на какую-то оригинальность я хочу обратить внимание на то, что ушло от внимания или было снято в последний момент с повестки дня.

К примеру, по профилю своей деятельности в Общественном совете я очень внимательно выслушал отчет об исполнении плана контрольной работы Минстроя за 2015 год, с которым выступила заместитель директора Департамента Анастасия Сараева. В представленном ею документе в числе указанных задач Минстроя говорилось о проверке полномочий органами госвласти субъектов РФ в области государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Но как вице-президент Национальной палаты экспертов я должен с сожалением отметить, что за последние два года Минстроем не была проверена ни одна организация госэкспертизы.

А это очень тревожный факт, поскольку в последнее время органы государственной экспертизы, особенно в отдаленных регионах, идут по пути коммерциализации, выпуская положительные заключения по объектам с явными проектными изъянами. К тому же многие из этих объектов находятся в компетенции не субъектовой, а Главгосэкспертизы. Речь, например, идет об экспертном заключении по такому крупному объекту, как Якутская ГРЭС-2. Мы недавно получили сигнал из Якутска, что, несмотря на положительное заключение государственной экспертизы республики, на этой строящейся ГРЭС неправильно спроектированы инженерные сети, нет ни технических условий, ни планировки территории.

Кроме того, несмотря на декларирование в отчете контроля и надзора за национальными объединениями СРО, пока никаких контрольных проверок Минстрой не провел.

В этой связи как руководитель комиссии я направил обращение к Председателю Общественного совета Сергею Степашину с просьбой предусмотреть в плане контрольной деятельности Минстроя на 2016 год проведение плановых проверок НОСТРОЙ и НОПРИЗ.

- В начале Вашего ответа была еще одна интригующая деталь: о снятых в последний момент вопросах с повестки дня. Что конкретно Вы имели в виду?

- К заявленному первоначально рассмотрению на Президиуме доклада о внесении изменений в 214-й ФЗ, касающийся финансового обеспечения строительства жилья. По мнению многих моих коллег, готовящиеся поправки возлагают чрезмерные финансовые нагрузки на застройщиков. Речь идет о наличии у них крупных собственных средств, о необходимости их вложения в банки, которые будут регулировать финансовое обеспечение строительства. Как и многие мои коллеги, я считаю, что принятие закона в таком виде просто остановит строительство жилья в России.

- Но авторы этих поправок руководствовались благой целью, чтобы не было обманутых дольщиков, чтобы люди, вкладывающие в строительство жилья свои кровные, были уверены, что их дома будут построены полностью и в срок?

- Про благие пожелания есть много известных изречений. Пусть это будет моим частным мнением, но я считаю, что строительство жилья – это бизнес с малой рентабельностью и высоким риском. И тот, кто берется за это дело, нуждается не ограничениях, а в поддержке. В конце концов, сейчас для многих застройщиков выгоднее положить свой капитал в частный банк и получать 14 процентов с депозита, а не выполнять многотрудную работу по организации стройки, соблюдении бесчисленных технических и финансовых нормативов, ублажении контрольно-надзорных органов. И получать после завершения сдачи объекта те же самые 14 процентов прибыли.

Во-вторых, мне не понятно, почему мы относимся к дольщикам как к социально обделенным слоям? Для таких есть государственные программы, вспомните про молодые семьи, про жилье для военнослужащих, про льготную ипотеку. Сейчас большинство дольщиков являются на деле соинвесторами. Среди них много тех, кто вкладывает деньги, чтобы заработать от сдачи квартир в аренду или сохранить свои рублевые накопления. И вместе с застройщиками они несут свою долю риска. Это как при покупке акций частной компании – акционеры в выигрыше, если компания процветает, но они не ропщут, если курс акций снижается и они несут убытки.

- Остро стоял на Президиуме вопрос о лифтовом хозяйстве. Минстрой сообщил о начале массовых проверок лифтов, об ужесточении требований к обслуживающим лифты организациям. Будет ли ваша комиссия как-то участвовать в этих мероприятиях?

- Мы поддерживаем эти инициативы, хотя практического участия от нас требовать трудно. Мы считаем, что все это – наследие прошлого периода, когда прежние московские власти безотказно давали разрешения на строительство высотных зданий без качественных проектов, с неквалифицированной рабочей силой, без соблюдения элементарных норм строительства, при отклонении несущих стен от оси не на миллиметры, а на сантиметры. В силу этого многие шахты лифтов деформированы и представляют потенциальную опасность.
Наша комиссия выступает за то, чтобы Минстрой чаще и полнее публиковал аварийную статистику, что помогло бы своевременно вскрывать и предотвращать беды и проблемы. Вот именно здесь нашему ведомству не хватает открытости.

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо