ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Владимир Яковлев:<br />
«Работаем <br />
в интересах строителей!»
12.02.2016
Российский Союз строителей

Владимир Яковлев:
«Работаем
в интересах строителей!»

Как РСС отстаивает интересы отрасли на государственном уровне

О состоянии дел в строительном комплексе, а также о задачах Российского Союза строителей наш корреспондент беседует с Президентом РСС Владимиром  Яковлевым.

 

— Владимир Анатольевич, как вы в целом оцениваете сегодняшнюю ситуацию в строительном комплексе страны?

— Прошлый год строители закончили с неплохими результатами — ввели 87 млн кв. метров жилья. Столько же было введено и в позапрошлом году, а он, как известно, стал самым большим по объему ввода жилья в истории новой России. Так что, посмотрев на эти цифры, можно подумать, что все благополучно. Тем более, что и цена квадратного метра в среднем снизилась на 1,5 тысячи рублей (что вполне понятно — объемы строительства растут, цены — снижаются).

Однако имея в виду нынешнюю общую экономическую ситуацию в стране, надо отметить, что спрос со стороны граждан на жилье слабеет, поскольку уровень зарплат снижается и покупать квадратные метры людям становится все труднее.

Иными словами, экономическое состояние страны отражается на всех направлениях, в том числе и на строительном. Сегодня происходят банкротства среди строительных организаций, есть подрядчики, которые еле-еле сводят концы с концами. Немало сложностей связано и с недофинансированием из бюджета. Потому что если бюджет страны на 2016 год сокращается, то многие строительные организации недополучат объемы работ. Это больше всего повлияет на организации, которые ведут небольшое строительство — на малый и средний бизнес. Крупные подрядчики и застройщики пока еще держатся на плаву, особенно те, которые задействованы на больших объектах, например, связанных с Крымом, с сооружением Керченской переправы или с подготовкой к Чемпионату мира 2018 года по футболу, а также на других объектах подобного масштаба. Но таковых не так много.

Поэтому сегодня настало время, когда нужно осмыслить общую картину, общую ситуацию и думать, что делать дальше. Надо искать, где сокращать расходы, каким образом активнее применять отечественные материалы, как улучшать качество работ.

 

— А реально ли это в нынешней ситуации? Где взять объемы, которых вроде как и нет?

— Если падают объемы прямого строительства, поскольку падают капитальные вложения, то продолжают расти объемы капитального ремонта — а это ведь тоже загрузка для строителей. Причем сейчас это делается не за счет бюджета, а из средств населения. Жители делают ежемесячные отчисления в фонды капремонта.

Еще одно направление — переселение из аварийных домов, эти объемы каждый год растут, значит растут и объемы строительства жилья на эти цели. Не надо забывать и о благоустройстве территорий — это тоже большой фронт работ. Наконец, просто ремонтные работы за счет средств, в том числе, и населения — фасады, кровли, дворовые территории, инженерные коммуникации…

Эти объемы станут, безусловно, расти. Причем, как я уже заметил, помимо государственных средств будут привлекаться и деньги населения. И это достаточно большие объемы средств. Если их правильно использовать, то мы получим неплохой вклад в развитие строительного комплекса.

 

— Как себя чувствует Российский Союз строителей в сегодняшней непростой экономической ситуации?

— Если помните, в декабре прошлого года мы отметили 25-летие Российского Союза строителей. Он появился также в условиях экономически сложных, когда огромная страна — Советский Союз — распалась на отдельные республики. И тогда руководители бывших министерств строительной направленности решили, что нужно создать такой орган, такую площадку, на которой можно встречаться, оговаривать насущные вопросы, лоббировать интересы отрасли, выходить в правительство и так далее. Так и был создан Союз строителей, который успешно существует уже четверть века. И когда мы подводили итоги, было достаточно подтверждений, что РСС — авторитетный орган, который был необходим в момент создания, таковым остается и сегодня, и что востребован он будет всегда. Потому что мы продуктивно контактируем с министерствами, с правительством, с Советом Федерации с целью улучшения условий для деятельности строительного комплекса страны.

 

— Какие задачи стоят перед РСС в этом году, в частности, в сфере совершенствования законодательства?

— Начну с того, что в РСС 16 комитетов, которые работают на общественных началах. Сейчас мы проводим собеседования с каждым из них, уточняем план работы на год, выявляем все болевые точки, чтобы активно по ним работать. Возьмем, к примеру, закон 214-ФЗ. Уже много корректив в него внесено, но по-прежнему есть не до конца решенные вопросы. Поэтому мы продолжаем над ним работать. Другой закон — 44-ФЗ, который касается проведения торгов… Казалось бы, сколько изменений уже прошло по этому закону, но все равно он далеко не полностью учитывает специфику работы строителей, поскольку, все-таки, наша продукция (например, квадратный метр жилья) коренным образом отличается от других видов продукции — скажем, тяжелой, легкой или пищевой промышленности. И вот эту специфику как раз должен в полной мере отражать упомянутый закон. Над этим тоже работаем…

 

— На дворе кризис, чиновников сейчас сокращают, чтобы сэкономить бюджетные деньги. А как в финансовом отношении чувствует себя РСС?

— Российский Союз строителей — общественная организация, мы живем на членские взносы. Если строительная организация заинтересована в членстве в Союзе, значит платит взносы. А наша главная задача — лоббировать интересы отрасли в целом и строительных организаций в частности. Причем, что важно — делать это не в ущерб государству!

 

— Число входящих в Союз строительных организаций сейчас, вероятно, снижается из-за кризиса?

— Некоторые организации, к сожалению, выходят из Союза, почти на каждом заседании правления или совета РСС мы принимаем решения по исключению. Почему мы их теряем? Одни организации самоликвидируются из-за сложной экономической ситуации, другие продолжают работать, но финансовая ситуация у них крайне плохая и они не способны платить членские взносы. Некоторые организации ликвидированы не по своей воле. Например, у нас в Союзе было несколько страховых компаний, были и банки. Но попали под отзыв лицензий…

Однако в то же время к нам приходят и новые члены. Например, на днях приняли в Союз компанию из Чебоксар, которая занимается благоустройством, строительством, монтажом и созданием оборудования для спортивных, детских площадок на дворовых и других территориях.

 

— Если строительная организация подумывает о том, чтобы вступить в РСС, на какие преимущества она может рассчитывать, став членом Союза?

— РСС не занимается предоставлением своим членам какой-то подрядной деятельности. Как я уже говорил, она формулирует проблемы, вопросы, выходит в соответствующие органы — в Совет Федерации, в правительство, в министерства — с тем, чтобы появился какой-то документ — закон, правило, положение — который необходим для строительства. Не всегда на месте, особенно в регионах, можно решить какие-то вопросы и проблемы, с которыми столкнулась строительная компания. На помощь приходит Российский Союз строителей. В этом и заключается наша миссия.

Конечно, есть такие люди и организации, которые приходят и спрашивают: «А что вы нам дадите, если мы вступим в Союз?». Это просто не тот вопрос, не для этого создавался РСС. Мы участвуем в формировании строительной политики на уровне государства.

 

— Каково сегодня количество организаций в составе РСС?

— В РСС входят организации, объединенные на своих территориях в региональные союзы. У нас в 68 субъектах имеются территориальные союзы. В каждом региональном Союзе сотни строительных организаций. В сумме у нас их свыше 40 тысяч. И это без учета саморегулируемых организаций, которые вошли в состав РСС.

 

— А вот, кстати, вопрос по этому поводу: существует ли какая-то конкуренция между РСС и СРО?

— Знаете, с появлением саморегулируемых организаций на первом этапе бывали такие разговоры: есть, мол, саморегулирование, мы объединяемся в СРО, зачем нам тогда еще и в Союзе строителей членствовать?

Мы эти вопросы проговорили с национальными объединениями, пришли к выводу, что друг с другом не конкурируем, а напротив, дополняем. И Союз строителей, существующий уже четверть века, заслуживший авторитет, думаю, будет нужен всегда. Потому что это — та площадка, на которой можно обсуждать все, что необходимо строителям, можно всех критиковать, выходить во власть с четкими, целевыми, правильными решениями.

 

— В последнее время нередко приходится слышать от некоторых чиновников, что саморегулирование-де себя не оправдало и пора от него отказаться. А как вы, человек с огромным опытом руководства на самом высоком уровне и досконально знающий строительный комплекс, относитесь к саморегулированию?

— Что касается подобных высказываний, то они звучат далеко не в первый раз. На самом деле саморегулированию всего-то шесть лет. Его можно и нужно укреплять, развивать, находить ошибки, исправлять их.

Конечно, в саморегулировании сегодня далеко не все в порядке. Однако не надо забывать, что именно благодаря ему многие вопросы и проблемы в строительной отрасли удалось снять. Потому что с появлением национальных объединений они сразу же подключились и стали своими средствами решать вопросы воссоздания того, что было потеряно два десятка лет тому назад.

Так что немало положительного уже сделано благодаря саморегулированию, и вряд ли сейчас уместны разговоры о его ликвидации.

 

— Спасибо за беседу!

 

Михаил ЗИБОРОВ

Этот материал опубликован в февральском  номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо