ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
«Элитный» лифтопад: <br />
расследование <br />
продолжается
12.02.2016
Вертикальный транспорт

«Элитный» лифтопад:
расследование
продолжается

Хотя причины трагедии еще не выяснены, следователи нашли «козла отпущения». К чему это может привести?

В середине января в элитном столичном жилом комплексе «Алые паруса» в лифтовой шахте погибла дочь известного диктора Евгения Кочергина.

 

Что случилось в шахте лифта?

Трагедия в лифте элитного жилого комплекса «Алые паруса» в Москве (см. статью «Лифтопад продолжается», опубликованную на нашем портале) с первых минут стала обрастать домыслами и небылицами, распространяемыми многочисленными СМИ. Причиной тому стал дефицит информации от тех, кто по долгу службы прибыл на место происшествия для расследования.

Однако первое, что продемонстрировали широкой публике наши правоохранительные органы — конвоируемого в наручниках электромеханика Алексея Белоусова, который обслуживал лифты в «Алых парусах». При этом всячески подчеркивалось что именно он проводил работы на этом лифте. Из-за чего подсознательно выстраивается связь: «Поработал на лифте и он рухнул». Значит — виноват!

Следователи поспешили посадить за решетку электромеханика, даже не имея представления о причинах случившегося

Что же случилось на самом деле и как могли действия электромеханика привести к крушению в лифтовой шахте?

Как уже было сказано, информации о том, что произошло в тот злосчастный момент в лифтовой шахте, было крайне мало. Например, Дмитрий Федоткин, заместитель начальника межрегионального управления Ростехнадзора, не стал пояснять детали, а лишь сообщил на брифинге журналистам, что произошло разрушение кабины лифта в результате падения на нее противовеса. Но за этой обтекаемой фразой скрывается гораздо больше, чем может показаться человеку, далекому от тонкостей лифтостроения.

Выяснить истинную картину происшедшего удалось с большим трудом — лишь у специалистов Национального лифтового союза. Оказалось, что обрушился на кабину не сам противовес, а его составные части. То есть противовес — развалился на ходу! Как так?

Дело в том, что противовесы — это наборные конструкции, они состоят из ряда металлических или бетонных блоков, заключенных в специальную стальную раму. Вот именно они-то, блоки, составляющие противовес, и «посыпались» сверху на кабину лифта. Понятно, что «сыпались» они не по направляющим, а, если можно так сказать, россыпью. Вероятно, что после удара первой же тяжеленной «чушки», пролетевшей перед этим более десятка этажей в свободном падении, кабину перекосило, а последующие удары отодрали заднюю стенку кабины, вместе с которой обвалился и пол. С ним в шахту упала несчастная пассажирка лифта, шансов выжить у которой в этой ситуации не было.

Почему же рассыпался противовес?

В интервью каналу Россия-24 вице-президент Национального лифтового союза Алексей Захаров предположил, что могла произойти деформация направляющих, по которым двигался противовес скоростного лифта (потому что у скоростного лифта и противовес, разумеется, «скоростной») — из-за «усадки», смещения некоторых конструктивных элементов здания. Последнее отнюдь не кажется невозможным, поскольку «Алые паруса» построены прямо на берегу реки на грунтах, далеко не лучших для возведения высоток.

 

Что говорят лифтовики

Конечно же, очень хотелось выслушать по этому поводы авторитетное мнение профессионалов лифтовой отрасли. И такой удобный случай вскоре представился : примерно через две недели после случившегося в «Алых парусах» в Доме журналиста собрался очередной, ставший уже традиционным медиаклуб ЛИФТ. Это встреча журналистов с ведущими экспертами лифтовой отрасли.

На заседание медиаклуба "ЛИФТ" пришли ведущие специалисты отрасли

Вопрос, заданный специалистам автором этих строк звучал просто: что произошло в шахте лифта, из-за чего рассыпался противовес, и что такого мог сделать электромеханик, что это произошло или чего не сделал, чтобы это предотвратить.

Не мудрствуя, приведем немного сокращенную стенограмму ответов на этот вопрос участников медиаклуба «ЛИФТ».

 

Вице-президент Национального лифтового союза Сергей Прокофьев:

— Порядок проведения технического расследования урегулирован постановлением Правительства Российской Федерации № 848.

В случае, если из-за аварии причиняется вред здоровью либо гибнет человек, комиссию возглавляет Ростехнадзор, он проводит техническое расследование. Для этого устанавливается срок — 15 дней. По итогам Ростехнадзор должен подготовить акт технического расследования, согласовать его со всеми членами комиссии, которая сформирована. И дальше вырабатывать рекомендации по недопущению таких случаев в дальнейшем.

Но надо понимать, что Ростехнадзор — это не следственный комитет, он дает экспертную оценку и может ограничиться только административной ответственностью. Поэтому не надо смешивать  два понятия — следствие и техническое расследование. В первом случае это техническое расследование причин аварии, во втором — проводятся следственные действия, которые устанавливают виновных лиц в гибели конкретного человека. Я не знаю, чем руководствовался следователь, когда арестовывал этого электромеханика, какие он там устанавливал причины…

 

(Комментарий автора:

Не странная ли ситуация? Расследование аварии еще только началось, даже специалисты точно не понимают, что стало причиной катастрофы, а рьяный следователь уже посадил «подозреваемого» за решетку. Неужели не ясно, что правоохранителям нужно не столько найти истинных виновников, сколько срочно «отреагировать» ?! Ведь дело-то «резонансное»! Комплекс – «элитный», не «простые» люди живут, к тому же погибла дочь телевизионного диктора. Так что главное для наших правоохранителей — доложить: «меры приняты!». А о том, что за решеткой оказался, возможно, совершенно не виновный в трагедии молодой человек, следователей не волнует. Можно ли при таком подходе говорить о беспристрастности следствия?)

Сергей Прокофьев:

— Он (следователь), наверное, изучал какие-то документы, регламенты, производственные ,должностные инструкции. Что нарушил или не выполнил механик Белоусов, я не знаю. Это тайна следствия. Комментировать я привык то, что мне известно достоверно. У меня есть, конечно, по этому поводу свое мнение и свои предположения, но озвучивать я их не буду.

На заседании присутствовала Галина Хованская

Председатель Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Госдумы РФ Галина Хованская, которая также присутствовала на медиаклубе:

— А я могу озвучивать и буду. Потому что совсем непростая ситуация с лифтом, который не отработал еще нормативный срок — прослужил около 12 лет. В свое время я была депутатом-одномандатником и район Щукино входил в мой избирательный округ. Я тогда была категорически против того, чтобы строились не просто многоэтажки, а высотки (!) на берегу реки. Что такое река, какие там грунты, все мы должны хорошо понимать.

Сначала там планировалось построить два корпуса. Но жадность велика. Жилье там было построено дорогое… В итоге возвели пять корпусов вместо двух. И три корпуса стоят на берегу прямо у реки. Еще тогда кто-то из знающих людей сказал невеселую фразу: «Скоро эти Алые паруса поплывут по реке». То есть еще тогда ситуация была понятна, и когда действительно гром грянет, мы не знаем. Я абсолютно уверена, что нельзя исключить версию, что там произошли какие-то подвижки грунта, фундамента… Как версия. Я не утверждаю, но я этого не исключаю.

И если это действительно вариант с подвижками грунта, то уже надо и других экспертов привлекать...

Кстати, я хочу напомнить, что там были и заливы подвалов в процессе строительства, и гибель людей — незарегистрированных, неучтенных гастарбайтеров. Там было очень много неприятных моментов…

Высотный комплекс "Алые паруса" стоит прямо на берегу реки

Президент Национального лифтового союза Виктор Тишин:

— Уважаемые коллеги, мы не знаем, что там произошло, но мне известно за всю мою сорокалетнюю практику лишь два случая, когда противовесы выходили из направляющих (что неизбежно приводит к разрушению противовеса — Автор.). Первый — когда монтажники еще при установке лифта «уперли» направляющие противовеса в потолок лифтовой шахты, то есть не оставили необходимого зазора. А когда дом просел, потолок шахты надавил на направляющие и они разошлись. В тот раз обошлось без жертв.

Второй случай, — подростки, которые ехали в лифте, начали энергично прыгать в кабине, из-за чего конструкцию на ходу перекосило, направляющие разошлись и лифт вышел из них … В итоге один ребенок тогда погиб, двое получили травмы...

 

Про поспешные решения и «козлов отпущения»

Итак, какие выводы мы сегодня уже можем сделать.

Вывод первый. Вряд ли погибшая женщина прыгала в лифте — это абсурд. Так что наиболее вероятная причина выхода противовеса из направляющих — именно первая, о которой  говорил президент НЛС. Но тогда это  не халатность электромеханика или обслуживающей организации, а ошибки при проектировании, строительстве дома и монтаже лифта. Что гораздо более серьезно. Таким образом, виновниками должны быть названы (и понести ответственность) те, кто вопреки здравому смыслу построил, спроектировал, дал разрешение на строительство высотных зданий в опасной зоне, а также те, кто тогда монтировал лифт (если причина в неправильном монтаже конструкций).

Кстати, как конфиденциально сообщил один из информированных участников медиаклуба, на день этого заседания еще не была как следует обследована лифтовая шахта. Это и понятно: обычно такие обследования специалисты проводят, проезжая на крыше лифта. Но в данном случае лифт обрушился, так что перемешаться по шахте высотой около 30 этажей не на чем.

Вывод второй. Жители элитного комплекса «Алые паруса» находятся в опасности, поскольку, если начались подвижки грунтов, аналогичные ситуации с лифтами (они ведь скоростные, за секунду пролетают несколько метров) могут повториться. Если же лифты придется отключить из-за опасности повторения аварии, жизнь обитателей высотного комплекса без лифтов превратится в кошмар.

 

Вывод третий. Несправедливый арест практически наверняка невиновного электромеханика создает крайне негативную ситуацию по всей лифтовой отрасли, он может привести к оттоку обслуживающих лифты специалистов. По той простой причине, что они, как выяснилось, в любой момент могут быть не за что арестованы и брошены на нары. А это, заметим, не пьянчуги-работяги с тремя классами образования, а высокообразованные электронщики (поскольку современный лифт работает на высокоинтеллектуальных электронных системах управления). Люди, на дополнительное обучение которых данной специализации уходит от трех до пяти лет и, как выразился один из участников заседания медиаклуба, они — «штучный товар», имея в виду эту долгую и кропотливую работу по подготовке. Это значит, что такие специалисты найдут работу где угодно, в любой отрасли, такие всегда востребованы. А вот кто тогда будет обслуживать наши лифты — большой вопрос!

Поэтому главное сейчас — досконально докопаться, что произошло и почему, разобраться на уровне профессионалов, и не только лифтовой специализации, но и строительной, выяснить, что происходит с грунтами под высотками, а не назначить «козлов отпущения» чтобы бодро отрапортовать «виновные наказаны» и успокоиться!

 

Михаил ЗИБОРОВ

 

Этот материал опубликован в февральском  номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо