ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Бетон — фальшивый,<br />
аварии — <br />
настоящие
28.02.2016
Строительные материалы

Бетон — фальшивый,
аварии —
настоящие

В России наблюдается перепроизводство бетона с одновременным ростом фальсифицированной продукции

Проблема фальсификата на российском рынке строительных материалов стоит весьма остро. Подделывают все – от оконных профилей до сухих смесей и бетона. Последнее особенно опасно, поскольку бетон – основной строительный материал, и его плохое качество способно привести к катастрофе.

О состоянии рынка товарного бетона на мероприятии, посвященном борьбе с контрафактной продукцией в промышленности строительных материалов, рассказывал президент НП "Союз производителей бетона" Дмитрий Пожаров. Предлагаем вниманию читателей краткое изложение его выступления.

- Бетон на сегодняшний день - основной конструкционный строительный материал, из которого изготавливается более 70% несущих конструкций. Очевидно, что проблемы качества данного материала являются первоочередным в вопросах безопасности жизни и здоровья людей, а также стратегически важными для строительной отрасли в целом. Союз производителей бетона плотно занимается этой проблематикой.

Относительно низкий порог вхождения в бетонный бизнес и высокая оборачиваемость средств привели к быстрому росту количества компаний-производителей, и в настоящее время мы имеем отчетливо выраженный кризис перепроизводства. Только в Москве и Московской области, по нашим оценкам, существует около 300 бетонных заводов. В среднем загрузка мощностей предприятий не превышает 50%. Усредненная цена 1 куб. метра бетона в 2013 году составляла 4300 руб., сейчас - 3500 руб., средняя рентабельность 5-6%. Падающий спрос на бетон порождает ценовые войны, низкую доходность и не способствует долгосрочному стратегическому планированию.

 Отмена лицензирования производства бетона и контроля со стороны органов госстройнадзора за качеством продукции явились причиной появления на рынке компаний, которые выпускают заведомо фальсифицированную продукцию.

Под фальсификатом, в данном случае, имеется в виду несоответствие фактических характеристик бетона заявленным в паспорте качества, в первую очередь прочностным. Ситуация осложняется тем, что товарный бетон является, по сути, полуфабрикатом, и свои прочностные характеристики покажет только на 28 сутки после укладки в конструкцию. Этим активно пользуются недобросовестные производители, зачастую перекладывая ответственность на строителей, ссылаясь на нарушение технологии укладки.

Мы регулярно получаем статистику контроля строительных объектов Москвы, проводимых Мосгосстройнадзором, и видим, что явление носит массовый характер, а правовая коллизия заключается в том, что претензии к заводу предъявить практически нельзя, все ограничивается проверкой сертификата. И даже сертификация не является обязательной, цена сертификата в Интернете - от 1000 руб. без выезда к Заказчику. Считаем, что подобная сертификация дискредитирует смысл добровольной сертификации, а организации, выдающие подобные фантики, в случае причинения ущерба от продукции должны нести ответственность наряду с производителем. Также, на наш взгляд, пагубной является тенденция проведения тендеров на поставку бетонных смесей исключительно по принципу наименьшей цены, в результате победителями подобных тендеров становятся фирмы-посредники, предлагающие цену ниже себестоимости и впоследствии поставляющие бетон на 1-2 класса ниже требуемого с фальсифицированными документами.

 При существующей ситуации от массовых обрушений возводимых зданий в какой-то мере спасают коэффициенты на запас прочности, которые проектировщики, не понаслышке знакомые с проблемами качества, закладывают при проектировании, но экономически это невыгодно и все большее количество застройщиков этот коэффициент снижают.

Поэтому НП "Союз производителей бетона" в условиях существующего нормативно-правового поля предлагает ввести на государственном уровне региональные реестры производителей строительных материалов на обязательной основе, которые должны формироваться общественными профессиональными сообществами. Основной целью реестра является повышение безопасности возводимых в регионе  зданий и сооружений путем представления строительным организациям достоверной информации о производителях бетонных и растворных смесей, прошедших общественный контроль и подтвердивших свою способность выпускать высококачественную и безопасную продукцию. Положение о реестре предусматривает контроль профессиональной подготовки персонала, технологического оборудования, технологического процесса в соответствие с требованием нормативных документов. Данное предложение рассматривается сейчас в Минпромторге России как альтернатива саморегулированию в промышленности строительных материалов. Считаем, что подобные реестры должны быть разработаны по всем видам строительных материалов.

           В настоящее время разработанное нами Положение о реестре производителей бетонных и растворных смесей Московского региона опубликовано на сайте Союза. Там же опубликованы письма поддержки и согласования от органов Мосгосстройнадзора, НИЦ «Строительство», Министерства строительства МО, ГБУ «ЦЭИИС», Ростехнадзора.

Кстати, положительный опыт создания Мостовой инспекцией  реестра производителей бетона для транспортного строительства существует уже более 17 лет. На практике доказано, что  качество бетона предприятий, состоящих в данном реестре и проходящих периодический контроль, соответствует стандартам транспортного строительства и значительно выше, чем качество бетона в общестроительном сегменте.

Пользуясь случаем, хочется озвучить еще одну проблему, которая может привести к снижению качества выпущенной продукции. Вопрос касается транспортировки бетона на объект строительства.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 248-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о введении платы большегрузных автомобилей за проезд по федеральным трассам) производители бетона, и так находящиеся в критическом финансовом положении, вынужденыэксплуатировать автотранспорт с 50% загрузкой, что существенно увеличивает себестоимость продукции, и опять провоцирует падение качества, надо же на чем –то «экономить».Стало практически невозможно производить непрерывную заливку крупных бетонных конструкций в сжатые сроки, происходят разрывы в бетонировании, «холодные швы», что серьезно влияет на прочность конструкций.

В данной ситуации считаем целесообразным рассмотреть вопрос об исключении из 248-ФЗ спецтехники (автобетоносмесителей), так как это связано с нарушением технологии заливки монолитных конструкций и несет прямую угрозу жизни и здоровью людей при последующей эксплуатации зданий и сооружений. С целью компенсации вреда данной спецтехники дорожному покрытию, необходимо разработать тарифы на получение  официальных разрешений на перевозку тяжеловесных грузов, учитывающих специфику поставок товарного бетона.

Анна Морозова

 

Бетон на многих московских стройках гораздо хуже нормы

Центр экспертиз, исследований и испытаний в строительстве в конце ноября опубликовал статистику нарушений на объектах строительства, выявленных в 3 квартале 2015 года. Согласно этой статистике, более чем на 20 стройках бетон не соответствовал заявленным качествам.

Статистика ЦЭИИС с разрешения Мосстройнадзора публикуется в открытом доступе, в том числе, на сайте Союза производителей бетона, направляется вице-мэру Москвы Марату Хуснуллину, а также в те СРО, где состоят компании, на стройках которых найдены нарушения, в том числе,  некачественный бетон.

Так, всего на 80%-90% соответствует заявленным характеристикам бетон, поступающий на строительство Люблинскро-Дмитровской линии от станции «Марьина Роща» до станции «Тимирязевская», в том числе, из такого бетона построены плиты перекрытия. Поставщики бетона – ООО «КометБетон» и ООО «Бетонный завод № 222».

Но самые «лихие цифры» зафиксированы в Щербинке, на строительстве 2-х секционного 204-х квартирного жилого дома на ул. Овражной, который строит ООО «Мортон», а бетон туда поставляет ООО «Мастер ТД» - здесь бетон соответствует своим характеристикам всего на 32%. Для специалистов приводим полностью вывод экспертов: «колонна в осях В/4 на отметке +45.340 – Вф 8,8 (35,2% от проектного класса B25)».

Также нарушения найдены на строительстве транспортной развязки на пересечении МКАД с Ленинским проспектом (проверялись пролеты и опоры моста), на строительстве жилого дома в Митино, подземной автостоянки на Серпуховском валу и так далее. Полный список нарушений представлен на сайте Союза производителей бетона.

Со своей стороны, Союз производителей бетона обещает проверить бетонные заводы, поставляющие бетон на эти объекты, причем сделать это с привлечением инспекторов Мосгосстройнадзора.

Этот материал опубликован в февральском  номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Анонсы
16-18 апреля 2024, Санкт-Петербург, ЭКСПОФОРУМ
ИнтерСтройЭкспо 2024 – 30-я юбилейная международная выставка строительных, отделочных материалов и инженерного оборудования.
• • •
15-19 апреля. Сочи.
Сочинский Всероссийский жилищный конгресс
• • •
23 апреля. Москва. LOTTE HOTEL
Национальный форум инфраструктурных компаний
• • •
23-25 апреля. Екатеринбург. МВЦ «Екатеринбург-Экспо»
Выставка Build Ural 2024
• • •
13-16 мая. Москва. Крокус Экспо.
Международная строительно-интерьерная выставка MosBuild
• • •
28-31 мая, Москва, ВДНХ павильон 46
Всероссийский форум «Градостроительная неделя: инновации и развитие»
• • •
28-31 мая. Москва. Крокус Экспо
Международная выставка Logistika Expo
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
COMvex 2024 - международная выставка коммерческого транспорта и технологий
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
CTT Expo 2024 - международная выставка строительной техники и технологий
• • •
4 июня. Москва, Краснопролетарская ул. 36
BIM-ФОРУМ
Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо