ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Новая социалистическая революция Минстроя России или назад, в СССР?
29.02.2016

Новая социалистическая революция Минстроя России или назад, в СССР?

Алексей Горохов, член Совета НОЭ, разместил на своей странице в Фейсбуке подробный разбор законопроекта "О возврате к практике проектирования и строительства зданий Союза Советских Социалистических Республик", подготовленного Минстроем России.

Сейчас законопроект проходит стадию публичного обсуждения. Предлагаем вниманию читателей мнение Алексея Горохова о данном законопроекте:

- В законопроекте "О возврате к практике проектирования и строительства зданий Союза Советских Социалистических Республик" предлагается внести изменения в ФЗ № 184-ФЗ "О техническом регулировании", 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", 69-ФЗ "О пожарной безопасности", 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности...", 3-ФЗ "О радиационной безопасности", то есть - провести революционную реформу в сфере технического нормирования в строительстве.

Сразу обращает на себя тот факт, что в пояснительной записке к законопроекту Минстрой России приводит только половину этих законов. И в целом: законопроект подготовлен безалаберно и пояснительная записка не соответствует тексту самого законопроекта.

Теперь сами замечания:
1.
Основная Цель принятия проекта ФЗ, которая декларируется Минстроем России, с первого взгляда абсолютно благая и не может вызвать никаких возражений и нареканий: "обеспечения взаимной согласованности нормативно-технических документов (сводов правил, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, санитарных норм и правил) в строительной сфере".

Однако, здесь сразу возникает вопрос: а нужен ли для этого законопроект о внесении изменений в практически десяток федеральных законов? Или, возможно, под благой целью скрываются другие задачи, которые Минстрой России хочет решить, но не может декларировать прямо (см. пункт 2)? Что мешает Минстрою России собрать в одну рабочую группу МЧС России, Ростехнадзор, Роспотребнадзор и выработать перечень взаимных несогласованностей в нормативных и технических документах, а затем протокольным решением с привлечением административного ресурса Правительства добиться согласования всех нормативных и технических документов? Ответ: ничего не мешает, но раз это не делается (хотя некая имитация работы с МЧС России имеет место) - значит цели законопроекта совсем другие.

И еще один вопрос к Минстрою России по этому поводу - раз уж так все плохо и настолько много разночтений в документах разных ведомств - "Может быть, у Вас есть конкретный перечень несогласованностей и разночтений, глядя на который, профессиональное сообщество сможет убедиться, что ситуацию невозможно исправить, кроме как внести изменения в десяток действующих федеральных законов?".

2.
Законопроектом "О возврате к практике проектирования и строительства зданий Союза Советских Социалистических Республик" предусмотрено, что Минстрой России утверждает обязательные для применения требования безопасности к зданиям и сооружениям и связанным с этими требованиями процессам их проектирования (включая инженерные изыскания), а также строительства в форме строительных норм, применяемых на обязательной основе, в порядке, предусмотренном для принятия нормативных правовых актов Минстроя России.

А разве не Минстрой России сегодня готовит и вносит на утверждение Правительством "Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"? У кого-то еще есть такие полномочия? Ответ - "НЕТ"!

Таким образом, Минстрой России не устраивает текущая ситуация, при которой перечень документов обязательного применения должен проходить процедуры оценки регулирующего воздействия, должны проводиться широкие общественные обсуждения перед его принятием. Минстрой России не хочет ни с кем советоваться перед принятием обязательных к применению документов в строительстве! Вот самая главная цель законопроекта - узаконить право установления обязательных требований в строительстве без проведения широких общественных обсуждений.

В пояснительной записке к Законопроекту говорится, о том, что Минстрой России якобы предполагает необходимость ОРВ при принятии строительных норм, однако в тексте самого законопроекта об этом ни слова. В самом же законопроекте говорится о том, что требования к содержанию строительных норм и сводов правил по проектированию и строительству, номенклатуре объектов нормирования, построению, изложению и оформлению указанных документов, а также порядку их разработки, согласования, экспертизы, утверждения и применения, внесения изменений и отмены, разрабатываются и утверждаются Минстроем России.

Далее в тексте законопроекта широкое общественное обсуждение обязательных требований к строительству заменяется кулуарным экспертным органом (экспертной комиссией).

3.
Самое главное: Минстрой принятием законопроекта "О возврате к практике проектирования и строительства зданий Союза Советских Социалистических Республик" избавляется от ненавистной ему части 3 статьи 6 384-ФЗ, в которой говорится о возможности применения проектировщиком различных методик проектирования на добровольной и альтернативной основе. Таким образом, закрывается всякое окошко для использования Еврокодов и стандартов, содержащих альтернативные советским методики проектирования. С принятием законопроекта будет произведен откат к системе предписывающих норм Советского союза. Все движение в сторону прогрессивной параметрической системы проектирования будет забыто. Дома и здания снова станут одинаковыми, а любые отступления от одинаковых коробок будут регулироваться только через СТУ.

4.
Единственное правильное новшество, которое можно было бы поддержать: полномочия по ведению перечня нормативно-технических документов добровольного применения переходят от Росстандарта к Минстрою России. Это действительно логично, но для этого достаточно внести изменения в 1 пункт 384-ФЗ...

Все остальное, что написано в законопроекте - очередная "актуализаторская" инициатива, направленная на выделение очередной партии бюджетных средств для смены обложек на документах, а также на возврат к ностальгическим временам Советского союза, когда, якобы, «было четко понятно каждому как проектировать». А сейчас «развели хаос с добровольностью и возможностью выбора различных методик проектирования».

Итог такой: от рынка возвращаемся к госконтролю каждого чиха над кульманом, от конкуренции к монополии, от зданий различных эксклюзивных архитектурных форм – к прямоугольным коробкам!

P.S. Совсем забавным выглядит ссылка в пояснительной записке к законопроекту на техрегламент ЕАЭС. Якобы, предлагаемые законопроектом "О возврате к практике проектирования и строительства зданий Союза Советских Социалистических Республик" изменения уже заложены в проекте техрегламента ЕАЭС. Авторы забыли упомянуть, что не могут урегулировать разногласия по проекту со стороны союзных государств уже больше пяти лет. Техрегламент в текущем виде не будет принят ЕАЭС, так как из ностальгирующих по временам Советского Союза стран там осталась только Россия. Все остальные страны ввели параллельно с Советскими СНиПами Еврокоды, а некоторые уже отказались и вовсе от СНиПов и переходят полностью на современные международные стандарты в строительстве.

Сам законопроект доступен для изучения по ссылке https://dl.dropboxusercontent.com/u/58444524/norms.pdf

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо