ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Стратегия развития <br />
нужна всем – и стройиндустрии, <br />
и кирпичникам
09.03.2016
Строительные материалы

Стратегия развития
нужна всем – и стройиндустрии,
и кирпичникам

Выдавать зарплату кирпичами больше никто не будет

Обращаясь к Федеральному Собранию, Президент России Владимир Путин заявил, что из всех отраслей от кризиса больше всего пострадал строительный комплекс. Каким оказался этот год для производителей кирпичной продукции – об этом наш корреспондент беседует с Владиславом ГЕРАЩЕНКО, директором Ассоциации производителей керамических стеновых материалов (АПКСМ),  президентом  Национального партнерства ассоциаций и союзов предприятий промышленности строительных материалов.

 

– Владислав Николаевич, какие события 2015 года Вы считаете наиболее значимыми для строительной отрасли?

– Летом этого года промышленность строительных материалов была передана в ведение Минпромторга. В министерстве создан Департамент металлургии и материалов, в составе которого сформирован отдел развития промышленности строительных и нерудных материалов. Постепенно отдел обрастает необходимыми для работы  структурами. Работает научно-технический совет, межведомственная рабочая группа, экспертные группы по подотраслям. Экспертных рабочих групп создано уже 18 – по керамическим материалам, стекольной промышленности, нерудным материалам, цементу и др. Мы регулярно собираемся и помогаем руководству отдела в разработке отраслевых документов, консультируем по разным направлениям…

Сейчас, например, обсуждается новый вариант Стратегии развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года. Действующая Стратегия рассчитана на период до 2020 года, честно говоря, она не пользовалась большим авторитетом в отрасли, поскольку многие ее положения шли вразрез с интересами бизнеса. Сделать толковую Стратегию для такой огромной отрасли – дело непростое, тем более что предприятия сейчас все частные, приказать им нельзя. В то же время отрасль  не может развиваться бесконтрольно, сама по себе. Удастся ли увязать такие разные интересы в новом варианте – трудно сказать, тем более что, на мой взгляд, на ее подготовку было отведено мало времени. Правда, сейчас она направлена в отраслевые институты, компании, возможно, коллективно удастся довести ее до ума.

 

– А почему в названии департамента Минпромторга нет слов про промышленность строительных материалов?

– Не могу объяснить, хотя и сам обращался с этим вопросом. Сейчас вообще в переходный период ситуация с управлением отраслью не всегда понятна, особенно в регионах. Нередки случаи, когда представители отрасли обращаются с вопросом в Минпромторг, а им отвечают, что этим вопросом занимается Минстрой. А там посылают обратно в Минпромторг. Мне такая ситуация напоминает один из пассажей из произведений Салтыкова-Щедрина, когда баню построили на одной стороне улицы, а раздевалку – на другой…

 

–  На Всероссийском совещании производителей промышленности строительных материалов, изделий и конструкций было объявлено о создании новой организации – Ассоциации «Национальное объединение производителей строительных материалов, изделий и конструкций», Ваша Ассоциация в нее вступила?

– Нет, я о деятельности новой Ассоциации мало что знаю, но у них пока идет организационный период и их присутствие в отрасли не очень заметно.

 

– Владислав Николаевич, как экономический кризис сказался на предприятиях отрасли керамических стеновых материалов?

– В кирпичной промышленности закрылось шесть заводов. Правда, как правило, это устаревшие производства, не выдержавшие конкуренцию с теми, кто обновил производственную базу и выпускает продукцию более высокого качества. Так получилось, что за прошедшие годы некоторые владельцы выжимали из  заводов все, что можно, не вкладывая средства в обновление материальной базы. Отмечу, что среди членов нашей Ассоциации таких нет. Но и в целом падение производства в 2015 году достаточно заметное – около 15 %. Цены на кирпич несколько выросли, но буквально чуть больше одного процента. Загруженность предприятий составляет 60 – 85 %. Однако на фоне общего падения спроса есть регионы, где строительный процесс развивается стабильно, например, в Краснодарском крае. Несмотря на кризис, крупные игроки чувствуют себя достаточно уверенно, такие как  компании «Группа ЛСР»,  Wienerberger и ряд других.

С одной стороны, наши предприятия за самостоятельность, чтобы на бизнес не давили. С другой стороны, за справедливость в распределении заказов. Я знакомился с опытом работы родственных предприятий в Италии. Там ассоциация, объединяющая предприятия промышленности строительных материалов, имеет полномочия в распределении заказов. Там четко формируют стратегию развития отрасли, стратегию продаж. Допустим, есть заказ на следующий год на 100 млн у.к., каждый завод получает свою долю заказа в зависимости от мощности. То есть там дают возможность для выживания всем, что позволяет в условиях падения спроса сохранить предприятия, а в период роста спроса избежать перепроизводства.

А у нас при разработке Стратегии регионы не предоставили свои потребности в стройматериалах, слабо учитывается сырьевая база. И это касается не только кирпичной промышленности, но и всех других отраслей промышленности строительных материалов.

После создания общеотраслевой Стратегии регионы начали разрабатывать собственные программы. Те, кто всерьез берется за изучение состояния промстройматериалов, «вдруг» обнаруживают, что у них нет своих тех или иных стройматериалов, или, наоборот, перепроизводство каких-либо материалов, значит, надо заключать договора с другими регионами или создавать на своей территории новые производства. При этом сырьевая база не всегда позволяет иметь то, что требуется. Вести «натуральное хозяйство» по нынешним временам, конечно, нонсенс, просто надо, как говорится, держать руку на пульсе, для чего собственно и нужна Стратегия.

 

– Недавно в Тульской области был конфликт на одном из  кирпичных заводов, там даже зарплату начали выдавать кирпичами. В Москве в структуре Главмосстроя также была забастовка из-за несвоевременной выплаты зарплаты, руководство ОАО «УЖС-1» предложило то ли всерьез, то ли в шутку выплачивать задолженность кирпичом. Как Вы считает, в чем причины таких конфликтов?

– Я считаю одной из причин перепроизводство кирпича в Тульской области. Там около десятка заводов, в том числе старейший в стране Тульский кирпичный завод. BRAER ГРУППА пять лет назад возвела здесь завод мощностью 140 млн условных кирпичей в год, кирпич отличного качества, возможности завода по сути покрывают потребности области. Проблемы возникли в ООО «Советский завод строительных материалов». На предприятии велась реконструкция, несколько лет росли задолженности по зарплате. Дело дошло до забастовки, на которой рабочие заявили, что не хотят за свой труд получать натуральный продукт. Сейчас ситуация решается с помощью администрации региона. Сегодня в Тульской области ведется активное строительство, казалось бы, потребность в стройматериалах высокая, тем не менее в периоды кризисов обостряются все «болячки», в итоге начинаются задержки с выплатами по зарплате. В том числе и рабочим-строителям, как это произошло в Главмосстрое.

Очень многое зависит от хозяина предприятия. Только кажется, что это просто – вложил два миллиона евро, купил завод, выпускай кирпич и получай прибыль. На самом деле нужны знания, деловая хватка, интуиция, чтобы грамотно управлять производством.

 

– Как осуществляется программа импортозамещения в кирпичной промышленности?

– В нашей отрасли за последние годы произошло коренное перевооружение на большинстве заводов, новые производства строились на основе современных технологий. Нет проблем с производством клинкерного, крупноформатного кирпича. Улучшаются показатели по прочности, морозостойкости продукции. Освоен выпуск нового сверхтеплого керамического блока, который по своим теплотехническим характеристикам значительно превосходит обыкновенные блоки. Цветовая гамма достигает десятка цветов, в том числе выпускается кирпич пока не очень привычных для нас черного, зеленого цветов, молочный шоколад, слоновая кость и т.д. Разнообразна текстура.

Сейчас в Россию ввозится небольшое количество кирпича, в основном для строек премиум-класса. Для храмового строительства покупают белорусский кирпич. Но и мы выходим на мировой рынок, особенно заводы активизировались в связи с кризисом, когда внутренний рынок сужается. Некоторым нашим предприятиям в этом году удалось заключить контракты на поставку продукции за рубеж, например, в Финляндию.

Однако что касается машиностроения, здесь много проблем. Купленные линии надо ремонтировать, заменять на новые, а своего производства практически нет. Мы и до санкций ставили одной из задач наладить выпуск запасных частей, что-то удается, но нужны реальные усилия наших властей по возрождению машиностроения.

Надежда ЗИМИНА

Этот материал опубликован в февральском  номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо