ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестицииФотоВидео
ТК 465 «Строительство»: реформировать, и немедленно!
22.08.2014

ТК 465 «Строительство»: реформировать, и немедленно!

19 августа 2014 года в Экспертном Совете Открытого Правительства состоялось расширенное совещание, на котором обсуждалась реализация ряда поручений Совета при Президенте России по модернизации экономики и инновационному развитию России.

Напомним, что заседание Совета при Президенте состоялось 4 марта 2014 года и было посвящено вопросам инновационного развития в сфере строительства. В фокусе внимания Совета были вопросы гармонизации российских и европейских норм (Еврокодов) в области строительства, а также создание современной инфраструктуры технических комитетов по стандартизации, которые смогут решить не только эту задачу, но и обеспечить практическое внедрение инноваций в строительстве. Ход реализации этих решений и обсуждался на Экспертном Совете с участием представителей Минстроя России, Минпромторга России, Росстандарта, РСПП, НОСТРОЙ, НОП, руководителей ведущих строительных НИИ.

На совещании были озвучены итоги прошедшего 30 мая 2014 года заседания Рабочей группы Экспертного Совета по строительству, на котором обсуждалось структура и практика работы технических комитетов по стандартизации в сфере строительства. Рабочая группа в своем заключении отметила, что в созданный в 2004 году технический комитет ТК 465 «Строительство» обладает громоздкой структурой (6 подкомитетов и 33 рабочие группы), которая не позволяет качественно организовать его оперативную работу. При этом формирование планов работ по разработке нормативных документов в строительстве проходит кулуарно, без обсуждения с экспертным сообществом и не рассматривается на заседаниях ТК 465.

Кроме того, по мнению участников заседания, в настоящее время существует конфликт интересов: свидетельства о технической пригодности нестандартизованной инновационной строительной продукции выдаются организацией, подведомственной Минстрою России и одновременно ведущей секретариат ТК 465, который и формирует программу стандартизации. Отсутствует координация разработки сводов правил со смежными органами власти (Минтранс России, Росавтодор, Минэнерго России и т.д.) и крупными отраслевыми организациями (ОАО РЖД, ОАО Газпром и др.), что приводит к принятию несогласованных документов в области стандартизации и, как следствие, к необоснованным серьезным финансовым затратам на их реализацию. В результате в настоящее время создано более двадцати смежных ТК в области строительства и строительных материалов. Как следствие, на национальном уровне существует дублирование и отсутствует координация работ со смежными техническими комитетами.

ТК 465 вследствие организационных ограничений вошел в режим «насыщения» (около 40 стандартов, при необходимости разработки нескольких сотен стандартов в год для обеспечения доказательной базы технических регламентов в области строительства). Более того, Минстрой России, возглавляющий ТК 465 и его секретариат, оказывает административное давление на разработчиков при планировании, разработке и принятии стандартов и сводов правил, практически не финансируют работы по стандартизации. И при этом Минстрой России направил в Правительство России письмо, в котором предлагает упразднить ТК 400 «Производство работ в строительстве», а вернее – влить его подкомитетом в и без того разбухший от задач ТК 465.

Напомним, что ТК 400 создан в начале этого года при активном содействии Национального объединения строителей, которое и ведет всю техническую работу Комитета. Так уже утвержден план работ, Комитет активно и плодотворно трудится в своей области, которая никоим образом не пересекается с ТК 465. Однако Минстрой России в лице Елены Сиэрры настоятельно пытается собрать все под одной крышей, тем более, что через ТК 400 на разработку стандартов идут серьезные средства.

Участники Рабочей группы отметили, что структура ТК 465 «Строительство» не соответствует структурам аналогичных международных ТК ИСО, европейских ТК СЕН и ТК стран-участниц Таможенного союза  в области строительства. Рабочая группа не поддержала предложения Минстроя России по сохранению единого ТК 465 «Строительство», отметив, что эти предложения не решают существующих проблем по стандартизации в области строительства.

С другой стороны, Рабочая группа поддержала предложения РСПП, ООО «Деловая Россия» и Российского союза строителей по ускоренной реорганизации технических комитетов в области строительства с поэтапным приведением их в соответствие со структурой международных (ИСО) и европейских (СЕН) технических комитетов.

Стоит напомнить – и Рабочая группа это особенно отметила,  - что технические комитеты по стандартизации являются независимыми экспертными организациями и, по определению (часть 4 статьи 14 ФЗ «О техническом регулировании»), должны создаваться на паритетных началах и добровольной основе из числа представителей органов власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей. Рабочая группа отметила, что в соответствии с международной практикой ТК должны быть независимы от административного давления органов власти и должны создаваться на базе негосударственных, общественных и профессиональных экспертных организаций с привлечением их организационных, кадровых и финансовых ресурсов. То есть, инициативы Минстроя, а также тот факт, что сейчас ТК 465 возглавляет чиновник – замминистра строительства Елена Сиэрра – нарушают действующее российское законодательство.

К сожалению, на заседании Экспертного Совета представители национального органа по стандартизации - Росстандарта  - фактически сняли с себя ответственность за координацию работы технических комитетов по стандартизации в области строительства. Минстрой России, с одной стороны предложил сохранить единый ТК в области строительства, а с другой стороны – подтвердил отсутствие кадровых и финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения его работы.

Напомним, что два года назад Минрегион России (Минстроя тогда еще просто не было, и Минрегион отвечал за строительную отрасль) уже был лишен Межгосударственным советом по стандартизации полномочий по разработке межгосударственных стандартов. Причина – некачественная, узковедомственная «закрытая» разработка стандартов с нарушением существующих процедур, требующих участия технических комитетов по стандартизации. Создание единого ТК под эгидой Минстроя России является попыткой вернуться к исходным позициям, которые не устраивали национальные органы по стандартизации стран СНГ.

Таким образом, судя по позиции Минстроя России,  рассмотрение предложений профессионального сообщества по созданию самостоятельных технических комитетов, направленных в Росстандарт в 2013 году, опять сдвигается на неопределенный «переходный период», срок которого должен определить Минстрой России.

Александр Фомичев
Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо