ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Не глядят глаза <br />
на «Катерпиллер», <br />
хочется рулить на ЧТЗ
20.03.2016
Строительная техника и оборудование

Не глядят глаза
на «Катерпиллер»,
хочется рулить на ЧТЗ

Строительная техника и оборудование для заводов стройиндустрии – импортные на 80-95%

«Техника решает все» – этот старый сталинский лозунг стал сегодня вдруг актуальным для всего строительного комплекса России,  который производственные нужды и взлетевший курс доллара подвигли на импортозамещение.

 

Чудовищные масштабы падения

Почему именно техника? Ответ несложен. Если с производством цемента, бетона, кирпича, арматуры, стекла положение более-менее удовлетворительное, то за последние полтора десятилетия падение выпуска отечественной строительной техники достигло «чудовищных масштабов» - по некоторым позициям в 27 раз.

Мы приводим цитату из доклада Исполнительного директора Национального объединения производителей строительных материалов, изделий и конструкций Николая Соболева, который он представлял дважды – на заседании Президиума Общественного совета при Минстрое России 20 января и на заседании его  Комиссии по вопросам индустрии строительных материалов 25 февраля.

Надо отметить, что судьба этого содержательного, насыщенного ценной статистикой и точным анализом документа, оказалась нелегкой. На заседании Президиума, которое близилось к финалу, уставшие участники как-то не восприняли этот доклад и решили вновь обсудить на Комиссии. Но и там при его формальном одобрении он был заслонен другими проблемами, несмотря на то, что содержащиеся в нем цифры, выводы и предложения по снижению импортозависимости требуют внимания не только Общественного совета, не только Минстроя, но и федерального правительства, а главное, реальных дел и инвестиций.

 

Засилье заморской техники

Посудите сами: по бульдозерам, экскаваторам, погрузчикам, автогрейдерам, каткам, кранам на гусеничном ходу, тяжелым самосвалам, автобетононасосам, сваебойным и буровым установкам наша промышленность обеспечивает только 5-10% от потребностей стройкомплекса. Все остальное – импорт из США, Германии, Китая, Японии, Южной Кореи и разных прочих Швеций и Даний.

Наши строительные фирмы закупают по импорту львиную долю оборудования  асфальтобетонных заводов и укладчиков, перегружателей асфальтовой смеси, мобильных бетоносмесительных установок, проходческих щитов и комбайнов. Впрочем, засилье иностранной техники видно невооруженным глазом каждому на каждой стройке.  Более того, средства малой механизации - лебедки, подъемники, ручной электроинструмент, сварочные аппараты в большинстве свое импортные. Даже маски сварщиков, молотки, гаечные ключи и пассатижи зачастую тоже не наши.

Как явствует из доклада, столь же плачевно положение с отечественным оборудованием на цементных и кирпичных заводах. На них доля иностранных производителей составляет  также 80-90%. Лучше обстоит дело с оборудованием по производству железобетона – 70% его сделано в России. Однако технический уровень его невысок и требует радикального обновления.

В ходе модернизации домостроительных комбинатов, принадлежащих крупным строительным компаниям, основная масса оборудования и технологий опять же ввозится, прежде всего, из Германии, а также Италии, Швейцарии и Финляндии. Ряд российских предприятий также освоили производство универсальных домостроительных систем, которые, кстати, по цене в 4-5 раз дешевле, однако при их комплектации вновь приходится закупать по импорту, в частности, виброформовочные машины, которые пока недоступны нашему машиностроению.

Лучше положение с выпуском башенных кранов и лифтов. Наши производители могут выпускать более тысячи кранов в год, что покрывает отечественные потребности. Мощности отечественных лифтостроительных предприятий позволяют выпускать 40 тысяч лифтов  различных модификаций при необходимости замены до 20 тысяч лифтов в год. Однако сохраняется устойчивая тенденция увеличения доли импортных лифтов с 22% в 2011 году до 43% в первой половине 2015 года.

Собственные базовые стройматериалы в достатке

Впрочем, при всем засилье заморского, российский рынок базовых стройматериалов самодостаточен и устойчив. Так, доля импорта цемента составляет всего 4,8%, строительного кирпича – не превышает 4% потребления, строительного стекла после ввода новых стекольных заводов - не превышает 10%. При этом экспорт стекла – почти в пять раз больше. Наши предприятия почти полностью покрывают потребности в стеклопакетах, мягких кровельных и гидроизоляционных материалах, в гипсе, извести, асбестоцементных изделиях. Нет импорта строительного металлопроката, упал до минимума ввоз нерудных материалов. Более того, Россия, правда, по данным 3-летней давности, занимает 14 место в списке стран-экспортеров строительных материалов, вывозя продукции на полмиллиарда долларов. Однако этого крайне мало по сравнению с Китаем, экспорт которого достигает 6 миллиардов.

От работы руками до работы головой

Авторы доклада предлагают продуманную, основанную на историческом опыте высокоразвитых стран,  концепцию. Суть ее не в замещении импорта, а в развитии экспортоориентированной отрасли. Все развитые страны прошли один и тот же путь: сначала производство продукции для внутреннего рынка, затем ее экспорт и далее – разработка опытных видов новой продукции и экспорта технологий. При этом приводится пример не только США, которые стали лидером в разработке технологий, но и Великобритании, Германии, Южной Кореи, Сингапура, Тайваня.

Лидером «физического промышленного производства» стал Китай, но и в Поднебесной произошло недавно изменение стратегического курса. Пекин стал массово приглашать ведущих специалистов для преподавания в вузах и работы в конструкторских бюро и лабораториях. Идет формирование  инженерно-технологической среды, призванной отказаться от импорта технологий и начать их разработку в Китае. Используя китайский лексикон, это можно обозначить как движение «от работы руками на чужом оборудовании до работы головой и продажи результатов этой работы».     

Переходя к проблемам импортозамещения, авторы доклада благоразумно предостерегают, что замещая уже существующие и выведенные на рынок товары, отечественная промышленность всегда будет отставать. Эффективное импортозамещение должно быть ориентировано не на копирование зарубежных аналогов, сколько на развитие собственных технологий, должно строиться на инновационной основе.  

Кто виноват?

В анализе проблем преодоления импортозависимости на первое место ставится недостаток инвестиций в производство машин и оборудования. Политика ЦБ РФ фактически лишила предприятия банковского кредитования. Ставка инвестиционного кредита выросла в 2015 году почти в два раза – с 10 до 19%, не считая лукавую оценку залога и прочие банковские накрутки. Российские машиностроительные заводы могли бы увеличить загрузку своих мощностей на 20%, но там, где аналоги отсутствуют или отсутствует должное качество, инвестиции имеют критическое значение.

Кроме того, указывается на недостаток информации у застройщиков о реальных технологических и производственных возможностях российских производителей, низкое качество подготовки технико-экономического обоснования и финансовых моделей импортозамещающих проектов, дефицит промышленных площадок, оснащенных необходимой инфраструктурой.

Что делать?

Необходимо понять, какая именно строительная продукция в обязательном порядке должна разрабатываться и производиться на территории России, при отсутствии которой оказывается под угрозой безопасность государства. Также необходимо определить, в каких направлениях исследований наши ученые, технологи и конструкторы способны в кратчайшие сроки обеспечить выход на мировой уровень продукции строительного назначения, его экспорт и закрепление за Россией определенных позиций в мировом разделении труда.

В этом контексте необходимо обозначить «точки роста». Первой из них должно стать проведение аудита научной базы, сбор информации об оснащенности и потенциальных возможностях всех организаций, способных осуществлять разработку новых видов продукции, технологий их производства вне зависимости от собственности и ведомственной подчиненности.

Далее необходимо разработать межотраслевую программу развития научных центров с целью обеспечения проведения исследований и разработок на основе механизма государственно-частного партнерства.

Следующий шаг: разработка программы поддержки отечественного машиностроения, которая должна находиться в сфере ответственности Минпромторга России и включать в себя меры по техническому переоснащению и кадровому насыщению с целью производства продукции, определенной в качестве «точек роста». Это также рамки ГЧП.

Доклад Комиссии отводит первоочередную роль Минстрою. Именно он должен определить потребность в продукции строительного назначения, которая обеспечит последующий рывок и ускорение, а также объединить усилия Минобрнауки, Минпромторга, предприятий и организаций. Минстрой должен стать заказчиком, постановщиком задач, инициатором движения от импортозамещения к экспортоориентированности. В докладе также предложено включить выдвинутые предложения в Стратегию инновационного развития строительной отрасли, которую сейчас разрабатывает министерство.

Похвала и упрек

Можно лишь похвалить авторов доклада за содержательный, чрезвычайно важный и нужный отрасли документ. И в то же время упрекнуть руководителей Комиссии за перенасыщение повестки дня заседания 25 февраля, где доклад по снижению импортозависимости буквально потерялся в горячем обсуждении готовящихся нормативно-технических документов, отражении инновационных материалов в учебниках строительных вузов, проблем транспортной инфраструктуры. Кстати, в проекте резолюции по последнему вопросу авторы выступили с курьезной инициативой «рекомендовать Минстрою выступить с позицией о необходимости оперативного восстановления транспортного коридора с Польшей для сохранения возможности экспорта стройматериалов в страны Европы».

Последняя и ей подобные рекомендации участников заседания вызвали ироничную реакцию заместителя министра Хамита Мавлиярова, который заявил, что «не нужно нас трудоустраивать, давать задания министерству, выстройте работу так, чтобы мы могли понять, на что мы можем рассчитывать в опоре на вас»,  и предложил руководителям заинтересованных организаций направить в министерство специалистов, с помощью которых можно будет выявить действительные потребности стройкомплекса в инновационных материалах.

Так что на этом фоне трудно предсказать судьбу приведенного доклада. Можно лишь с уверенностью говорить о том, что не сегодня, так завтра вопрос о засилье импортной техники и технологиях встанет во весь рост и решать его будет необходимо.

 

Александр Кондрашов

 

Этот материал опубликован в мартовском  номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо