ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Надо ли «ломать» <br />
систему <br />
нормирования?
28.03.2016
Открытое письмо

Надо ли «ломать»
систему
нормирования?

Руководителям союзов, ассоциаций, предприятий и организаций строительного комплекса Российской Федерации

Уважаемые коллеги!

Необходимость развития системы технического регулирования в строительстве является одной из наиболее значимых задач, определяющих перспективы и успешность развития отрасли. Это общепризнано и государством, и бизнес-сообществом. Без ее решения невозможна ликвидация административных барьеров, переход отрасли на интенсивный и инновационный путь развития, обеспечение ее конкурентоспособности и эффективности, а также выполнение масштабных задач импортозамещения. По этой причине техническому регулированию отведено особое внимание при подготовке Государственного совета по строительству.

В декабре минувшего года Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации во исполнение поручений, содержащихся в ряде протоколов совещаний у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака, разработан законопроект о внесении изменений в Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании», Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и взаимосвязанные с ними нормативно-технические акты. Предполагается, что законопроект позволит существенно упорядочить требования к безопасности зданий и сооружений: любое ведомство должно будет согласовывать нормы, содержащие требования к строительству, с Минстроем России. Минстрой, в свою очередь, будет наделен полномочиями по ведению всего реестра нормативно-технических документов в области строительства.

Всероссийская Ассоциация Металлостроителей (далее – Ассоциация) считает данные предложения обоснованными, направленными на обеспечение взаимной согласованности нормативно-технических документов (сводов правил, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности и др.) в строительной сфере. В строительстве, как и в воздушном пространстве, должен быть один «хозяин» и ответственный. Только это может снизить число аварий и катастроф на строительных объектах, количество которых в нашей отрасли от года к году, к сожалению, не уменьшается.

Одновременно с этим законопроектом предусмотрено кардинальное изменение структуры и состава отраслевых нормативно-технических документов. В системе технического нормирования вводится совершенно новое понятие – строительные нормы – нормативный документ, который утверждается Минстроем России и устанавливает обязательные для применения и исполнения положения, содержащие требования к зданиям и сооружениям, их комплексам и территориям застройки и др. Кардинально изменяется трактовка сводов правил по проектированию и строительству. Под ними предлагается понимать нормативные документы, которые содержат предназначенные для применения на добровольной основе правила и общие принципы в отношении процессов инженерных изысканий, проектирования, строительства, эксплуатации, утилизации (сноса) и консервации зданий и сооружений, строительство которых не завершено.

При всей привлекательности попытки систематизировать виды применяемых в строительстве нормативных документов, привести их к единой форме и упорядочить правила применения, она, по мнению Ассоциации, совершенно несвоевременна. Действующая система нормативных документов в строительстве отрабатывалась десятилетиями. Накоплен огромный опыт применения СНиПов, Сводов правил, стандартов и иных нормативно-технических документов в привычной конфигурации на всех этапах инвестиционно-строительного цикла. С принятием данного законопроекта, по сути дела, предстоит коренная ломка (а точнее сказать – разрушение) всей ранее сложившейся системы и формирование новой. Совершенно очевидно, что и предлагаемые строительные нормы, и вновь разрабатываемые своды правил могут появиться путем «дробления» существующих документов на обязательные и добровольные требования и положения. Однако специфика существующих СНиПов, равно как и сводов правил такова, что отделить одно от другого в большинстве случаев чрезвычайно сложно, а часто и вообще невозможно. Методические положения и нормативные требования в них тесно переплетены. В середине 2000-х годов Ассоциация предпринимала попытку агрегирования на отдельные компоненты СНиП II-23-81* «Стальные конструкции», но она оказалась безуспешной.

Фактически, если законопроект будет принят в предлагаемой редакции, то предстоит, по истине, фантастическая по объему и необходимым финансовым ресурсам работа. Сил и времени на нее ни у государства, ни у бизнеса просто нет. Специалистов по техническому нормированию и стандартизации в строительстве катастрофически не хватает. Бюджеты министерств и ведомств на стандартизацию ограничены. Кто и как будет выполнять данную работу?

Вместо ломки сложившейся системы отраслевого нормирования следовало бы сосредоточить усилия на разработке документов, определяющих требования к проектированию и применению инновационных видов строительных изделий и конструкций и действительно необходимых строительному сообществу. Таких документов в Плане разработки и утверждения сводов правил и актуализации ранее утвержденных строительных норм и правил, сводов правил на 2016 г. и плановый период до 2017 г. (приказ Минстроя России от 03 марта 2016 г. №128/пр) немало. Их давно ждут предприятия отрасли, в том числе входящие в наши союзы и ассоциации.

Законопроект ни на шаг не приближает нас к пониманию путей и способов подтверждения пригодности для применения в строительстве материалов, изделий, конструкций и технологий, на которые нормативные правовые акты или нормативные документы отсутствуют либо не распространяются. Как и прежде, предлагается отнести этот вопрос на решение Правительства Российской Федерации, а не четко прописать в техническом регламенте, как это, к примеру, сделано в Республике Беларусь.

Исходя из изложенного выше, Ассоциация предлагает каждому заинтересованному союзу, ассоциации, предприятию или организации строительной отрасли высказать свою точку зрения по предлагаемому законопроекту и иным вопросам, касающимся технического регулирования, стандартизации и инновационной деятельности в строительстве. Все ваши мнения будут непременно учтены, обобщены и доведены до Минстроя России через Общественный Совет при министерстве. Конечной целью совместной работы будет являться помощь нашему министерству в решении важнейшей отраслевой задачи с учетом интересов строительного сообщества. Так Минстрой и рассматривает государственно-частное партнерство.

Мнения и предложения направляйте на адреса электронной почты Ассоциации: mail@napgp.ru или RussianSCA@yandex.ru в срок до 5 апреля с.г.

Наша гражданская позиция сегодня необходима как никогда!

 

С уважением,

Ю.Н.Елисеев,

президент ВАМ,

почетный строитель России,

член Общественного Совета при Минстрое России

Анонсы
16-18 апреля 2024, Санкт-Петербург, ЭКСПОФОРУМ
ИнтерСтройЭкспо 2024 – 30-я юбилейная международная выставка строительных, отделочных материалов и инженерного оборудования.
• • •
15-19 апреля. Сочи.
Сочинский Всероссийский жилищный конгресс
• • •
23 апреля. Москва. LOTTE HOTEL
Национальный форум инфраструктурных компаний
• • •
23-25 апреля. Екатеринбург. МВЦ «Екатеринбург-Экспо»
Выставка Build Ural 2024
• • •
13-16 мая. Москва. Крокус Экспо.
Международная строительно-интерьерная выставка MosBuild
• • •
28-31 мая, Москва, ВДНХ павильон 46
Всероссийский форум «Градостроительная неделя: инновации и развитие»
• • •
28-31 мая. Москва. Крокус Экспо
Международная выставка Logistika Expo
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
COMvex 2024 - международная выставка коммерческого транспорта и технологий
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
CTT Expo 2024 - международная выставка строительной техники и технологий
• • •
4 июня. Москва, Краснопролетарская ул. 36
BIM-ФОРУМ
Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо