ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестицииФотоВидео
Свой спецсчет лучше «общего котла» - уверены в Минстрое России
30.03.2016

Свой спецсчет лучше «общего котла» - уверены в Минстрое России

29 марта Президиум Общественного совета при Минстрое России обсудил исполнение программ капитального ремонта в регионах и заслушал отчеты руководителей комиссий Совета.

Одиночные пикеты дольщиков с адресами остановленных строек компании «СУ-155» стали верной приметой ожидания важных гостей в Минстрое 29 марта, где проходило заседание Президиума Общественного совета при министерстве. Особого внимания выходящие из лимузинов начальники на пикетчиков не обратили, однако эта тема все же всплыла на заседании благодаря главе комиссии по общественному контролю Андрею Акимову.

Выступая с отчетом о работе своей комиссии, он посетовал на то, что в отличие от других, его комиссию не курирует ни один из заместителей министра, хотя именно ей приходится расхлебывать горькую кашу жалоб дольщиков из-за банкротства «СУ-155». Надо отдать должное главе Минстроя Михаилу Меню, который мгновенно после сетований Акимова назначил куратором комиссии своего первого зама Леонида Ставицкого, а также кратко рассказал об усилиях министерства вместе с «Роскапиталбанком» по достройке брошенных домов и передаче квартир клиентам «СУ-155».

По словам министра, сейчас в банк пришел новый опытный  менеджер, который за несколько недель смог навести порядок, сделать ситуацию более прозрачной и понятной. Сейчас достройка домов «СУ-155» разбита на три этапа сообразно финансовым возможностям и графику достройки. Проблема в том, что всем дольщикам хочется попасть в первый этап, подчеркнул Михаил Мень.
          
Важные рекомендации миллионам
Что касается самого заседания Президиума Общественного совета, то надо отметить, что повестка дня не была перегружена, и его участники смогли полноценно обсудить вопрос об исполнении программ капитального ремонта жилых домов в регионах, практически единодушно выработав важные рекомендации для всех десятков миллионов плательщиков взносов на капремонт.

Первая из них – прекращение платежей в «общий котел», то есть региональному оператору, и перевод средств на собственный депозитный спецсчет.

Вторая – отлаживание механизма требований к капремонту, чтобы собранные средства тратились на действительно неотложные и необходимые вещи: укрепление фундамента, утепление стен, обновление фасадов, а не на замену лифтов.

Заявляя об этом, депутат Госдумы Елена Николаева попутно привела явные факты коррупции. В Нижнем Новгороде региональный оператор положил полтора миллиарда рублей в банки со смехотворной ставкой в 0,25 процента годовых, о чем она сообщила в Генеральную прокуратуру.

Третья – более пристальный контроль собственников жилья за составлением смет, качеством и сроками капремонта.
Впрочем, на заседании прозвучало множество других примечательных фактов и цифр. Так, были выдвинуты упреки в популизме ряду губернаторов, которые утверждают нереально низкие взносы на капремонт. Член Общественной палаты Игорь Шпектор сообщил, что в Воркуте, где он в свое время возглавлял городскую администрацию, ежемесячный платеж с квадрата составляет всего 2,5 рубля, что смехотворно мало для заполярного города.

Председатель профильного комитета Госдумы Галина Хованская, поддерживая направление средств на спецсчета, констатировала необходимость существенных поправок не только в жилищное, но и банковское законодательство, чтобы избежать пропажи вложенных средств в случае отзыва у банка лицензии. 
    
Минстрой уполномочен сообщить 
В какой-то степени на многие высказанные суждения ответила статс-секретарь, заместитель главы Минстроя Наталья Антипина.  Она рассказала о готовящихся ведомством поправках в законодательство, в которых предусматривается усиление ответственности должностных лиц за нарушения в сфере платежей на капремонт, о переговорах с ведущими банками, которые при условии докапитализации готовы стать участниками страхования вкладов, предназначенных для капремонта, правда, пока только для региональных операторов. Ряд банков готовы выходить на рынок кредитования и предоставлять определенные льготы по  кредитам на капремонт. Правда, конкретных сроков достижения этих благих финансовых целей она не привела.

Практически все участники дискуссии выступили за сохранение нынешнего положения, когда центр ответственности, центр принятия решений в сфере капремонта остается за регионами, а федеральный центр должен наблюдать, поправлять, вводить разумные предельные вилки. Но, по словам Председателя Общественного совета Сергея Степашина,  коль скоро центр не имеет возможности финансово помочь регионам, то он не вправе что-то им предписывать.

Такой вывод был сделан после доклада главы НП «ЖКХ Контроль», заместителя Председателя Общественного совета Светланы Разворотневой, которая констатировала, что в деле реализации закона о капремонте «мы находимся на распутье» и нужно обсудить возможные варианты, включая перенесение ответственности с регионов на федеральный центр.

Впрочем, еще резче по поводу возможных радикальных корректировок закона о капремонте высказался сам Михаил Мень. Он заявил о недопустимости изменения правил игры, рассказав, что на встречах с деловой общественностью в регионах звучат упреки властям в «административном зуде» и даже в «административном экстазе». Конечно, явные дыры надо зашивать, вычищать подводные камни, но капремонт должен оставаться в сфере ответственности регионов, из Москвы им руководить невозможно, констатировал министр.
           
«Реформа ЖКХ» нуждается в реформировании
Светлана Разворотнева снабдила свой доклад диаграммами, схемами и таблицами, в которых со ссылкой на информационную систему «Реформа ЖКХ» приведены данные о собираемости взносов, отстающих и лидирующих субъектах федерации, а также о количестве капитально отремонтированных жилых домов. По этим данным, на конец 2015 года было собрано 96,94 миллиардов рублей, что составляет 76, 31% от начисленной суммы. Также указывается, что в 2015 году полностью завершено работ по капитальному ремонту на 62, 25 тысячи домов. Однако в выступлении Натальи Антипиной было приведено вдвое меньшее число – 29,3 тысячи домов. Думается, что данные Минстроя точнее, а информационную систему «Реформа ЖКХ» необходимо саму реформировать.

Кстати, не особенно верится и в данные этой информсистемы по Москве с 93,2% собираемости, если учесть жалобы на обструкцию юридических лиц, не желающих платить за капремонт, да и прочих хронических неплательщиков. 
 
Что обсудит майский Госссовет
В рамках заседания также обсуждался ход подготовки к Государственному совету на тему «О развитии строительного комплекса и совершенствовании градостроительной деятельности в Российской Федерации». Как сообщил замглавы Минстроя Хамит Мавлияров, на Госсовете планируется рассмотреть несколько блоков вопросов: стимулирование спроса, в том числе на рынке жилищного строительства, совершенствование технического регулирования, сметного нормирования, кадровый потенциал отрасли. Кроме того, в повестку включен вопрос развития промышленности строительных материалов, машин и механизмов, который будет обсуждаться совместно с руководством Минпромторга России.

Комиссии Общественного совета активно включились в работу по подготовке доклада к Госсовету и представили конкретные предложения, которые были нами учтены, сообщил замминистра.
  
Общественный совет ведомству не помеха
В целом отрадное впечатление оставили отчеты руководителей всех 10 комиссий Общественного совета при Минстрое. Комиссии  собираются минимально раз в квартал и рассматривают с привлечением профильных экспертов готовящиеся в Минстрое законопроекты и нормативно-технические акты, дают собственные рекомендации аппарату ведомства. В прошлом году была рассмотрена проблематика ценообразования и сокращения административных процедур в строительстве, БИМ-технологий, мер по повышению безопасности лифтового хозяйства, совершенствование законодательства по водоснабжению, по отходам, по энергоэффективности, задачи строительства на селе  и другие актуальные темы.

Мне нередко приходится заходить на сайты общественных советов других министерств. Должен сказать, что  по охвату и проработке нормотворческой проблематики, по содержательности предложений и замечаний к работе ведомства, а также по регулярности заседаний и явке на них мало кто из них может соперничать с Общественным советом при Минстрое России. 

Александр Кондрашов
 

Анонсы
8 октября, Москва
Приглашаем изыскателей на профильную конференцию!
• • •
1 августа - 15 октября
Международный профессиональный конкурс на лучший проект
• • •
18 октября, Москва
Семинар «Оценка экономической эффективности мероприятий градостроительного развития территорий»
• • •
21–23 октября 2019. Москва, Экспоцентр
Третья Международная выставка BUILD SCHOOL 2019
• • •
21 - 24 октября 2019. Москва. Экспоцентр,
Международная специализированная выставка ТЕХНОФОРУМ
• • •
24 - 27 октября 2019. Крокус Экспо, павильон 2, зал 7
Специализированная выставка «Деревянный дом. Осень – 2019»
• • •
29 - 31 октября 2019 ЦВК «ЭКСПОЦЕНТР» , Москва
Национальная китайская выставка машиностроения и инноваций China Machinery Fair 2019
• • •
29 октября - 1 ноября 2019.
VI Международный форум и выставка высотного и уникального строительства «100+ Forum Russia»
• • •
1 ноября 2019 года. Москва. Центр международной торговли
Форум «Управление и контроль строительства»
• • •
18 ноября 2019. Санкт - Петербург
Форум «Цифровая трансформация строительной отрасли для устойчивого развития»
• • •
21 ноября 2019 года. Москва. Гостиница «Park Inn Прибалтийская»
XVII Международный конгресс «Энергоэффективность. XXI век. Инженерные методы снижения энергопотребления».
• • •
26 ноября, Москва
VII Московский международный инженерный форум!
• • •
4 декабря 2019. Москва
V Международный День инноваций в архитектуре и строительстве
Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо