ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Машиностроение: <br />
что ждать <br />
от 2017 года?
11.04.2016
Строительная техника и оборудование

Машиностроение:
что ждать
от 2017 года?

Российским машиностроителям есть, что показать, но нет денег на выставки

В последних числах марта – начале апреля в Москве на ВДНХ при поддержке Госдумы, ТПП РФ, Правительства Москвы, Минтранса и Минпромторга России, отраслевых ассоциаций и союзов прошел XIX международный форум «Доркомэкспо-2016». В его деловой программе машиностроители обсудили свои проблемы.

 

Что показала Доркомэкспо

В выставке «Доркомэкспо-2016» приняли участие около 30 компаний, что почти вдвое меньше, чем в прошлом году. Иностранных фирм было всего четыре. Да и посетителей выставки было меньше, чем обычно. По мнению Юрия Шемчишина, вице-президента СРО НП «Спецавтопром»,  объясняется это так. Участников стало меньше, так как из-за кризиса подорожали кредиты, у предприятий не хватает  оборотных средств. Они экономят на всем, в том числе и на расходах на выставки, даже если есть, что показать. Что касается участников, их ряды поредели не только из-за  кризисных явлений, но и из-за того, что в этом году для дорожных и коммунальных служб до сих пор не ясно, как будет осуществляться финансирование их программ, насколько их могут урезать, сколько и какой техники они могут приобрести.

Иностранных же компаний стало меньше опять-таки не только из-за кризиса, но и потому что Россия начала предпринимать шаги по защите своего машиностроительного рынка, заявила о программе импортозамещения и подталкивает партнеров из-за рубежа к созданию собственных и совместных производств на территории нашей страны. В такой обстановке они занимают выжидательную позицию.

Словом, выставке в этом году в какой-то мере не повезло. С другой стороны, и от устроителей аналогичных, но более поздних выставок приходят тревожные вести: темпы подачи заявок ниже, чем на соответствующий период прошлого года.

Тем не менее, на выставке было на что посмотреть. Целый ряд компаний представил новые разработки дорожной и коммунальной техники, навесного оборудования. Причем в этом году явно более разнообразен и обширен ряд коммунальной техники.

Но машиностроители показали и новинки, которые должны заинтересовать дорожных строителей. Например, компания «Меркатор» привезла на выставку газодизельную комбинированную машину ЭД-300К на камазовском шасси. Мобильные установки для ремонта дорог показала фирма «Коминвест-АКМТ», которая является крупнейшим отечественным производителем дорожной и коммунальной техники.  Машиностроительный завод  «Бецема» из Красногорска среди другой техники представил в новой комплектации самосвал на полноприводном шасси объемом 20 куб.м.

Заметное место на выставке заняли белорусские фирмы. Так, Минский тракторный завод представил целый ряд моделей трактора «Беларусь» с широким набором навесных орудий, в том числе малогабаритные трактора. Завод в постсоветский период нарастил мощности, поставляет свою продукцию более чем в 60 стран мира, в том числе и в нашу страну. Правда, за 2015 год, по словам представителей завода, поставки в Россию упали на 22%, да и на территории Белоруссии спрос также снизился. Однако по объемам производства колесных тракторов  МТЗ занимает второе место в мире.

 

Законы дорабатываются

В рамках выставки прошло несколько мероприятий, на которых машиностроители обсуждали свои проблемы. Но, как ни странно, на конгрессе, посвященном стратегии развития дорожно-строительного и коммунального машиностроения, панических выступлений ни со стороны докладчиков, ни участников мероприятия не было. Видимо, наши машиностроители научились принимать ситуацию такой, какая есть. Тем более что, судя по мерам, которые предпринимает в последнее время Минпромторг России, министерство прислушивается к мнению профессионального сообщества.

В своих выступлениях представители Минпромторга России  – Всеволод Бабушкин, заместитель директора Департамента транспортного и специального машиностроения  и Александр Шахов, начальник отдела спецмашин  – рассказали, какие усилия предпринимает министерство по поддержке отечественных производителей. Прежде всего, совершенствуются уже принятые законодательные акты, в них по рекомендации профессионального сообщества вносятся изменения и уточнения.

Так, постепенно растут объемы финансовых вливаний в Фонд развития промышленности, созданный в 2014 году по инициативе Минпромторга. Если первоначально минимальный объем господдержки начинался с 50 млн рублей, то сейчас он снижен до 20 млн рублей, что позволяет рассчитывать на льготное кредитование малым и средним предприятиям. Правда, пока помощью Фонда воспользовались только 60 компаний при количестве заявок около 1300.

Отечественные машиностроители долго и настойчиво добивались введения утилизационного сбора на самоходную технику. На легковые автомобили он был введен еще в 2012 году. Из-за затягивания решения Россию начали превращать в общеевропейскую и китайскую свалку бэушной техники. Во многих регионах страны, особенно дальневосточных, начало накапливаться огромное количество брошенной техники, поскольку купить ее можно было дешево, а ремонтировать дорого и сложно. В итоге в конце декабря 2015 г. Президент Владимир Путин подписал федеральный закон № 392-ФЗ «О внесении изменений в статью 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», который ввел утилизационный сбор на спецтехнику. Правда, сам механизм сбора этого налога до конца не прописан, и на конгрессе об этом немало говорили.

Наши производители также настаивали на том, чтобы ввести ограничительные меры против ввоза видов техники, которую у нас сами успешно производят, например, тяжелые бульдозеры. Сейчас введена антидемпинговая пошлина, которая фактически перекрывает доступ данной импортной техники на российский рынок.

На конгрессе прозвучали такие цифры. В прошлом году объем госзакупок составил 6,6 трлн руб., из них 39% были направлены в строительный сегмент экономики. Сегодня в стране 70% от используемой спецтехники – российского производства, но эта доля имеет тенденцию к росту.

 

Кто он – российский производитель?

Были претензии у российских машиностроителей и к постановлению Правительства РФ № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных служб». В нем не было четко определено, кого можно назвать отечественным производителем, чем пользовались недобросовестные потребители, заказывая обходными путями импорт. В настоящее время поэтапно вводятся критерии оценки данного понятия, причем на данный момент их пять, на будущий год будет десять.

Кстати, жизнь сама расставляет акценты, и многие  российские потребители, которые увлекались закупками импортной техники, оказались в сложном положении.  Пока экономика была на подъеме, закупать запчасти, приглашать в Россию западных специалистов в случае серьезных поломок не казалось обременительным, но сейчас в условиях кризиса эти компании столкнулись с непомерными ценами на запчасти и услуги. В итоге часть техники уже простаивает, а российские потребители начали переключаться на закупки отечественной продукции.

Судя по выступлениям на конгрессе, ряд машиностроительных заводов России, несмотря на трудности, ставит задачи развивать производство на высоком технологическом уровне. Например, Александр Халецкий, генеральный директор машиностроительного завода «ГК «Коминвест-АКМТ» говорил о том, что невозможно провести глубокую модернизацию производства, копируя даже лучшие образцы зарубежной техники. И без разумного импорта невозможно. Выход, по его мнению, в создании совместных производств. Тогда российской технике легче проникать на рынки других стран.

Правда, создавать совместные производства не так-то легко. На одном из семинаров по проблемам отечественного машиностроения выступал представитель Уралмашзавода. Он сказал, что на их попытки предложить создать СП в России не откликнулась ни одна западноевропейская компания. Но, может,  сейчас, когда с российского рынка их начинают теснить китайские компании,  они будут более сговорчивыми. Обидно только, что пока зарубежные поставщики делят наш рынок, отечественное машиностроение захлебывается в своих проблемах. Но председатель Правительства Дмитрий Медведев пообещал, что 2017 год станет переломным для отечественного машиностроения. 

 

Татьяна ШАВИНА

 

Этот материал опубликован в апрельском  номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

Анонсы
16-18 апреля 2024, Санкт-Петербург, ЭКСПОФОРУМ
ИнтерСтройЭкспо 2024 – 30-я юбилейная международная выставка строительных, отделочных материалов и инженерного оборудования.
• • •
15-19 апреля. Сочи.
Сочинский Всероссийский жилищный конгресс
• • •
23 апреля. Москва. LOTTE HOTEL
Национальный форум инфраструктурных компаний
• • •
23-25 апреля. Екатеринбург. МВЦ «Екатеринбург-Экспо»
Выставка Build Ural 2024
• • •
13-16 мая. Москва. Крокус Экспо.
Международная строительно-интерьерная выставка MosBuild
• • •
28-31 мая, Москва, ВДНХ павильон 46
Всероссийский форум «Градостроительная неделя: инновации и развитие»
• • •
28-31 мая. Москва. Крокус Экспо
Международная выставка Logistika Expo
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
COMvex 2024 - международная выставка коммерческого транспорта и технологий
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
CTT Expo 2024 - международная выставка строительной техники и технологий
• • •
4 июня. Москва, Краснопролетарская ул. 36
BIM-ФОРУМ
Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо