ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
У каждой <br />
станции метро <br />
должно быть свое лицо
24.04.2016
Транспортное строительство

У каждой
станции метро
должно быть свое лицо

Современное метро должно быть красивым, безопасным и … разным

Казалось бы, прекрасно, что в Москве идет бум в строительстве метро. Но это ставит и много сложных задач, в том числе перед архитектурно-дизайнерским сообществом столицы. Даже когда станции пекутся как пирожки, каждая должна иметь свою индивидуальность, свое лицо. Какими способами этого можно достичь?

 

Метрофест — площадка для дискуссий 

Вот уже несколько лет в Москве проводятся интересные мероприятия под общим названием Метрофест. Это цикл бесед-лекций о развитии рельсового транспорта столицы. На нем выступают представители Московского правительства,  градостроительных, проектных, подрядных организаций, архитектурных бюро, урбанисты, знатоки истории метро и др. Здесь можно услышать выступления и задать вопросы людям, которые в обычной обстановке недоступны. Приходят на лекции Метрофест студенты, специалисты из разных организаций, журналисты, те, кто интересуется будущим московского метрополитена. Можно сказать, что это встречи интеллектуалов-лекторов с  интеллектуалами-слушателями, которые живо воспринимают услышанное, задают вопросы, спорят с докладчиками, что-то одобряют, с чем-то не соглашаются.

Например, одно из таких мероприятий было посвящено Второй кольцевой линии метро (или как его называют проектировщики, Третьему контуру метро) и тому, как она корреспондируется с МКЖД.

На последнем, февральском заседании речь шла о роли конкурсов в развитии метро, новых тенденциях в архитектуре и дизайне метро.

Открыл заседание  главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. В своем выступлении он поделился мыслями о развитии московского метро, как и почему менялись подходы к его оформлению.

Казалось бы, без метро в Москве не обойтись, будь оно красивым или просто функциональным, на нем люди все равно поедут. Но пусть даже недолгое пребывание в метро не должно омрачать настроение, мироощущение людей. Эти подходы были заложены с самого возникновения московского метро. И если посмотреть «срез» идей в оформлении метро за годы его существования, можно увидеть, что в подземном пространстве ярко отражаются тенденции, которые господствуют «наверху». Станции сталинского периода — дворцы под землей, более экономные приемы хрущевского периода, затем большее разнообразие в брежневский период. Сейчас идет поиск новых выразительных приемов в оформлении метро. Прежде всего, новации выражаются в широком применении современных материалов и технологий, более широком и искусном применении светового и цветового оформления. Это не исключает применение и дорогих натуральных материалов. Так, никакие полы, кроме гранитных, не выдерживают условий эксплуатации в метро. Любят в метро применять и древесину ценных пород как более долговечную и т.д. Однако независимо от стилей у тех, кто спускается в метро, должно сохраняться ощущение  праздника, простора, где много воздуха и света, где стены не должны давить на человека.

По словам Сергея Кузнецова, этим и отличалось московское метро от метро других столиц мира, где на первом месте стояли принципы функциональности, отношение к метро как к транспортному средству. Но в последние годы в таких столицах, как Стокгольм, Амстердам, Лондон, начинают больше внимания уделять архитектуре подземного пространства, понимая, что такие места несут в себе сильный энергетический заряд и влияют на самоощущение людей.       

Конкурс как способ влить «свежую кровь»

С 2014 года в Москве стали проводить международные конкурсы на лучшие дизайн-проекты станций метро. Первыми через конкурсы прошли станции «Солнцево» и «Новопеределкино». Участники в той или иной степени обыгрывали названия. «Солнцево» — должно быть больше света,  в оформлении применялись золотистые тона, создавались иллюзии «солнечных брызг». Идея «Новопеределкино» — перенести ощущения дачной местности, где много зелени, застройка в основном индивидуальная.

Победители последнего конкурса на дизайн-проект станций «Нижние Мневники» и «Терехово» (архитектурное бюро Т. Башкаева и BuroMoscow) рассказали о своем видении, каким должны быть эти объекты. Однако знаток истории метро Александр Попов заявил, что в дизайне этих двух станций использованы слишком агрессивные цвета, а с этим надо быть аккуратнее. Он подчеркнул, что когда в довоенный период разрабатывалось оформление первых станций метрополитена, то специально использовались мягкие пастельные умиротворяющие тона, чтобы люди чувствовали себя в метро спокойно, тем более, что у пассажиров того времени был определенный страх перед подземным пространством. Конечно, большинство нынешних пассажиров метро — профессиональные ездоки, но всегда много и новичков, да и психология людей не меняется, слишком активные цвета будоражат, тревожат. Правда, Сергей Кузнецов заметил, что в окончательный вариант будут вноситься изменения, в том числе будут учитываться и такого рода замечания.

Скоро будет объявлен следующий конкурс, скорее всего для него будут выбраны станции, строящиеся на территории Новой Москвы. Сложность представляет выбор идей оформления для станций, которые будут возводиться в местах, где нет ярко выраженных подсказок со стороны названий местности.

Конкурс — это возможность ознакомиться с широким кругом идей как маститых архитекторов, так и молодежи, а также присмотреться к опыту других стран — и не только в оформлении станций, но и инженерных решений при строительстве.

Казалось бы, Москва имеет большой опыт метростроения, однако участие в конкурсах иностранных архитектурных бюро позволило влить, как выразился Сергей Кузнецов,  «свежую кровь».

Новые идеи были предложены не только по архитектуре и дизайну метро, но и по улучшению систем безопасности, удобства в эксплуатации, например, при неудачных приемах оформления на стенах скапливается пыль, которую потом невозможно убрать, а это ухудшает экологию метро. Много новаций по антивандальной защищенности метро, по улучшению навигации, которая должна помогать пассажирам при ориентировании в подземном пространстве. В московском метро теперь собираются названия станций писать не на стенах, а по центру платформ, шире использовать систему указателей, особенно в переходах.

Кстати, к строительству и проектированию московского метро привлекли испанцев. Они активно участвуют в создании Второго кольца и проектировании ряда станций. Москву заинтересовал их опыт строительства двух путей в одном тоннеле. В Испании большинство линий метро строится именно таким способом. Он более дешевый и дает выигрыш во времени.

Французы обратили внимание на то, что в московском метро нужно снижать уровень шума.

Метрогорода ищут свои пути

А как меняются подходы к оформлению метрополитенов в остальных российских городах, где есть метро? Конечно, по темпам строительства ни один из них с Москвой не сравнишь. За четверть века после развала СССР темпы строительства метро резко замедлились, жители метрогородов, конечно, недовольны тем, что не получили обещанных станций. Тем не менее строительство медленно, но наращивает темпы. Идет обновление и прежних дизайн-проектов, разработанных порой несколько десятков лет назад.

Можно сказать, особо повезло тем городам, где будет проводиться Чемпионат мира по футболу-2018. Из 8 городов, где есть метро, шесть вошли в заветный список, кроме Москвы и Петербурга - это Казань, Самара, Нижний Новгород и Екатеринбург. Им выделяются средства на развитие линий метрополитенов, реконструкцию существующих, чтобы обеспечить более комфортное пребывание в городах участников и гостей чемпионата.

Например, в Петербурге в отделке проектируемых станций преобладают традиционные приемы, а первая станция, где активно будут применены металл, бетон, пластик и стекло, — станция «Обводной канал-2».

В Самаре многострадальная станция метро «Крылья Советов», чья история началась в 1980-е годы, еще не будучи построенной, уже не раз меняла свой архитектурный наряд. Когда был готов проект оформления, выполненный в традиционных материалах, местные власти решили сделать облик станции более современным. К созданию дизайн-проекта привлекли ОАО «Харьковметропроект», перед которым поставили задачу применить всевозможные супертехнологии. Затем к доработке проекта дизайна привлекли компанию «Волгатрансстрой-Проект». В итоге станция будет оформлена в стиле хай-тек. Вначале под «крыльями» подразумевали наличие в городе предприятий космической и авиационной промышленности, станцию предлагалось оформить в виде звездолета и  украсить изображениями летательных аппаратов, а позднее поступило предложение обыграть в оформлении спортивную тематику по названию самарской спортивной команды «Крылья Советов». Но, наверное, окончательно можно будет увидеть то, что получилось, в начале 2018 года, когда станция откроется.

В Нижнем Новгороде благодаря ЧМ-2018 рождается станция «Стрелка», которая располагается недалеко от стадиона, где будут проходить спортивные баталии ЧМ-2018. Строительство находится под личным контролем губернатора области Валерия Шанцева, впрочем, руководители всех городов, где строится метро, опекают этот особый объект. При разработке дизайн-проекта «Стрелки» у архитекторов, можно сказать, задача была упрощена тем, что в оформление станции просились спортивная тематика и рядом расположенные Волга и Ока. В дизайне станции также впервые в городе планируют использовать много металла, пластика, бетона, стекла, большое значение отводится световому и цветовому оформлению.

Также в духе современных тенденций оформлена станция «Чкаловская» в Екатеринбурге, последняя из введенных в эксплуатацию. В ее оформлении обыгрывается идея перелета команды легендарного летчика через Северный полюс в США. Свод напоминает крыло самолета, стены — фюзеляж, часы выполнены в стиле бортовых приборов, светильники располагаются в нишах, напоминающих иллюминаторы и т.д. Здесь также много металла и других современных материалов.

Из десяти станций казанского метро четыре выполнены в стиле хай-тек. Это самое молодое метро в стране, запущенное в 2005 г. В его оформлении сочетаются дорогие натуральные и современные материалы. К ЧМ-2018 в Казани планируют открыть новую станцию на существующей линии, а также ввести в эксплуатацию вторую ветку метро. Здесь также идет поиск идей оформления строящихся станций. Как заявляет Рустам Минниханов, президент Республики Татарстан, в Казани лучшие метростроители в стране, и они все сделают, чтобы станции были на достойном уровне.  

Словом, в архитектуре и дизайне российских метро наследие советского периода борется с новыми веяниями. С одной стороны, идет поиск технологий, дизайнерских приемов, которые удешевляют строительство, с другой стороны, архитекторы и дизайнеры ищут поэтику и скрытые возможности в новых технологиях и материалах.

 

Надежда ЗИМИНА

 

Этот материал опубликован в апрельском  номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо