ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Лифтовая отрасль — <br />
в кризисе. <br />
Все мы — в опасности
13.05.2016
Вертикальный транспорт

Лифтовая отрасль —
в кризисе.
Все мы — в опасности

В середине апреля в Москве прошел VI Всероссийский съезд лифтовиков.

Одной из главнейших тем съезда стал вопрос выработки путей выхода из кризисного положения, в котором сегодня находится лифтовая отрасль. Налицо тенденция уничтожения профессиональной среды лифтовиков и медленная подмена системы планово-предупредительного ремонта на лифтах на систему ремонта лифтов по техническому состоянию (наработке на отказ).

 

Напомним, по последним данным, в стране насчитывается 451 тысяча лифтов, из которых 3,7 тысячи не имеют паспортов, 7 тысяч — эксплуатируются в отсутствие договора по страхованию гражданской ответственности, 5 тысяч не имеют договоров на техническое аварийно-диспетчерское обслуживание и более 10 тысяч лифтов работают с нарушениями влияющими на безопасную эксплуатацию.

 О причинах такого положения дел и о том, какие пути выхода из кризиса для отрасли видит лифтовое сообщество, рассказал в своем выступлении на съезде президент Национального лифтового союза Виктор Андреевич Тишин. Ниже предлагаем изложение основных моментов его доклада.

Лифты есть — учета нет

Президент НЛС отметил, что несмотря на то, что темпы ввода лифтов у нас с начала прошлого года падали, в результате все же количество лифтов, введенных за год, превысило уровень 2014-го года примерно на тысячу с лишним лифтов. Иначе говоря, объемы производства и монтажа лифтов в прошлом году не упали. За 2015 год были установлены лифты 86 отечественных марок и 115 марок импортных производителей.

Основными отечественными производителями оказались Щербинский и Карачаровский лифтостроительные заводы, «Отис», «Евролифтмаш» и ряд других. Из зарубежных производителей на первом месте по количеству белорусский «Могилевлифтмаш», за ним идут KONE, OTIS, Kleemann, Thyssen.

Общая численность эксплуатируемых лифтов в жилом секторе, по данным муниципальных образований, составляет 432 915, в нежилом — около 120 тысяч. Однако после проведения проверок, инициированных Минстроем России после нескольких резонансных ЧП с лифтами, число лифтов в жилом секторе увеличилось до 451 000. Такой разнобой в данных объясняется тем, что государственного учета лифтов в стране сегодня нет.

Президент НЛС напомнил, что на сегодняшний день 120 000 лифтов устарели и требуют замены либо ремонта, модернизации. На что требуется около 200 миллиардов рублей. Кроме того, парк устаревших подъемников ежегодно пополняется еще 10 000 лифтов.

 

Смерть по имени «Лифт»

Как сообщил Виктор Тишин, только за последние четыре месяца перед съездом произошло 20 несчастных случаев, погибло 14 человек, травмировано 10 — пострадало 24 человека.

Профессиональное сообщество считает, что причинами последних несчастных смертельных случаев, произошедших на лифтах России, являются следующие факторы. Отсутствие вертикали профессионально-технического надзора в лифтовой отрасли со стороны Ростехнадзора. На данный момент в лифтовой отрасли на разных стадиях жизненного цикла лифта надзорными органами являются Росстандарт, Росаккредитация, Минпромторг, Госстройнадзор, Ростехнадзор, МЧС России, Госжилинспекция, Минприроды, Роспотребнадзор. В сложившейся ситуации, получается, у семи нянек дитя без глазу. Это сказывается и на качестве выпускаемых лифтов, и на качестве монтажа, и на качестве эксплуатации лифтов. Появилось огромное количество заводов по выпуску лифтов, которые слабо представляют нормы технического контроля за качеством продукции.

В настоящее время в России зарегистрировано 280 производителей лифтов и лифтовых компонентов. С отменой лицензирования и контроля со стороны Ростехнадзора появились организации по монтажу и обслуживанию лифтов, не владеющие технологией монтажа и организации системы технического обслуживания лифтов.

Критически сказалась на ситуации и отмена Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов (ПУБЭЛ), которые прежде были обязательными для исполнения заводом-изготовителем и монтажными организациями, организациями по обслуживанию лифтов, владельцами лифтов. Нынешние же, вновь разработанные нормативные документы носят рекомендательный характер. Сложившаяся система договорных отношений между управляющей компанией и специализированными организациями не позволяет обеспечить безопасную эксплуатацию лифта как опасного объекта. Это объясняется заключением краткосрочных договоров, демпингом цен, задержкой платежей за услугу. Происходит постепенное выдавливание с рынка профессиональных специализированных организаций, занимающихся данным видом деятельности продолжительное время.

Переход от регулируемых цен на свободное ценообразование привел к снижению безопасности эксплуатации лифтов. В цене на услугу отсутствует источник средств на восстановление ресурса лифта и капитальный ремонт.

Нет планово-предупредительного ремонта, что приводит к старению лифтового парка, понижению качества услуги и, как следствие, ухудшению безопасности эксплуатации лифтов.

 

Свет в конце туннеля,

или Что предлагают лифтовики

На сегодняшний день на заседании правительства принято решение о внесении изменений в статью 55 Градостроительного кодекса. По имеющимся сведениям законопроект сдан в Госдуму. Это значит, что при удачном развитии событий Государственная Дума внесет изменения, и у лифтовиков появится техническая возможность для создания аналога ПУБЭЛ.

Важный момент, создающий угрозу населению страны — отмена государственного контроля и лицензирования на работы по техническому обслуживанию и ремонту лифтов. Лифтовое сообщество предлагает вернуть вертикаль профессионально-технического контроля, вернуть лицензионные проверки и учет лифтов.

Существенным видится  и введение обязательного уведомления о начале деятельности специализированных организаций для допуска их к обслуживанию лифтов, для чего необходимо ввести соответствующие изменения в Федеральный закон 294 «О защите прав юридических лиц».

Это даст возможность получить реальные списки таких организаций, потому что сегодня никто не знает, сколько в стране организаций по обслуживанию лифтов и кто именно этим занимается. Кроме того, организации станут поднадзорными. Это важный момент, поскольку в свое время, когда Ростехнадзор регистрировал все предприятия по обслуживанию лифтов, проблем с эксплуатацией практически не было, сообщил Виктор Тишин.

Еще одно предложение лифтовиков касается существующей системы договорных отношений. Она приводит к демпингу цен, а заключение договоров со специализированными организациями на конкурсной и бесконкурсной основе на срок не более года приводит к снижению качества услуг. Суть предложения — обособить данную услугу и внести изменения в Жилищный кодекс.

Как сообщил президент НЛС, депутаты Государственной Думы уже обратились к Сергею Нарышкину с просьбой внести изменения в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок». Лифтовики считают, что надо выводить опасные объекты, которыми являются лифты, из сферы деятельности электронных торгов. В любом случае определяющими здесь должны быть отнюдь не стоимостные критерии. Потому что в противном случае происходят вопиющие ситуации.

Например, в ходе торгов в Санкт-Петербурге произошло снижение контрактной цены на 93,5%! При этом все, в том числе конкурсная комиссия видят и знают, что нельзя выполнить работу по обслуживанию лифтов за такие деньги!

— И мы эту организацию — «Лифт-Диагностика» — уже взяли на контроль, — Сообщил Виктор Тишин. — И она уже один раз не прошла аккредитацию. Однако ничего сделать нельзя! Вот вам и электронные торги в отношении опасных объектов!

Еще один вопиющий случай — в Красноярске. Первоначальная цена контракта — 328 000 рублей. А конечная… 36 000! И это техническое обслуживание лифтов!

— Так что будем собираться с государственными товарищами и думать, что со всем этим делать — подвел итог своему выступлению Виктор Тишин.

 

Михаил ЗИБОРОВ

 

Этот материал опубликован в майском  номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

Анонсы
16-18 апреля 2024, Санкт-Петербург, ЭКСПОФОРУМ
ИнтерСтройЭкспо 2024 – 30-я юбилейная международная выставка строительных, отделочных материалов и инженерного оборудования.
• • •
15-19 апреля. Сочи.
Сочинский Всероссийский жилищный конгресс
• • •
23 апреля. Москва. LOTTE HOTEL
Национальный форум инфраструктурных компаний
• • •
23-25 апреля. Екатеринбург. МВЦ «Екатеринбург-Экспо»
Выставка Build Ural 2024
• • •
13-16 мая. Москва. Крокус Экспо.
Международная строительно-интерьерная выставка MosBuild
• • •
28-31 мая, Москва, ВДНХ павильон 46
Всероссийский форум «Градостроительная неделя: инновации и развитие»
• • •
28-31 мая. Москва. Крокус Экспо
Международная выставка Logistika Expo
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
COMvex 2024 - международная выставка коммерческого транспорта и технологий
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
CTT Expo 2024 - международная выставка строительной техники и технологий
• • •
4 июня. Москва, Краснопролетарская ул. 36
BIM-ФОРУМ
Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо