ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестицииФотоВидео
Аварийное жилье<br/>в срок<br/>не расселят
06.09.2014

Аварийное жилье
в срок
не расселят

На коллегии Счетной палаты Российской Федерации рассмотрели результаты проверки соблюдения законодательства, касающегося реформирования ЖКХ, в том числе предоставления и использования средств финансовой поддержки на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда в 2011-2013 гг. и модернизацию коммунальной инфраструктуры.

В ходе проверки были выявлены пробелы и недостатки нормативно-правового регулирования отрасли, которые создают риски невыполнения мероприятий по ликвидации аварийного жилищного фонда в полном объеме и в сроки согласно «майскому» Указу Президента № 600.

В частности, отсутствует правовой механизм переселения граждан из жилья, непригодного для проживания в результате техногенных аварий, а также созданного в ходе промышленного освоения территорий, четкий порядок определения выкупной цены за изымаемые помещения у собственников.

Было отмечено, что реализация мероприятий по ликвидации аварийного жилья требует значительных средств консолидированных бюджетов регионов сверх предусмотренных программами с участием Фонда ЖКХ. При этом анализ возможностей региональных бюджетов не проводится, источники погашения неизбежных дефицитов финансирования никем не оцениваются, решения по обеспечению сбалансированности бюджетов не принимаются. В целом за 2011—2013 годы только половина регионов изыскала возможность предусмотреть в бюджете на соответствующий финансовый год средства на долевое финансирование программ в необходимых объемах.

Например, в Амурской области, в которой площадь аварийного жилья в три раза превышает средний показатель по стране, для выполнения региональной программы по переселению граждан необходимы средства в сумме более 9 млрд рублей. При этом дефицит областного бюджета составляет 7,4 млрд рублей. Установленный Фондом размер софинансирования не разрешит выполнить в регионе задачи переселения граждан своевременно и в полном объеме.

Объективно оценить ситуацию не позволяет и отсутствие в Фонде ЖКХ документально подтвержденной информации о количестве фактически переселенных граждан и ликвидированных аварийных домов.

В отдельных случаях снос домов производился спустя год после переселения граждан из-за нехватки средств в муниципальных бюджетах. Информация о выполнении мероприятий по сносу домов в целом по регионам отсутствовала. Освобожденные земельные участки в оборот не вовлекаются, хотя их продажа могла быть одним из источников финансирования программы.

На коллегии были озвучены данные анализа выполнения программ переселения граждан из аварийного жилья в Амурской области и Пермском крае. Так в Амурской области в период с 2008 по 2012 гг. при содействии Фонда ЖКХ было ликвидировано всего 9% аварийного жилищного фонда. В период 2013-2017 гг. предстоит ликвидировать 91% аварийных домов или 347 тыс. кв. площади аварийного жилья.

В Пермском крае в настоящий момент расселено чуть более 40% аварийного жилищного фонда. До 2017 г. предстоит ликвидировать 179,3 тыс. кв. метра общей площади жилых помещений, расположенных в аварийных домах (или 59%).

Анализ реализации региональных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов показал, что существующие объемы капремонта не обеспечивают нормальных условий эксплуатации домов. Капремонт дома должен проводиться в среднем один раз в 25-30 лет и должен составлять не менее 3-4% от общей площади жилищного фонда в год.

Несмотря на реализацию региональных программ по капремонту, в целом отмечается увеличение общей площади жилых помещений с износом около 70%. Это объясняется значительным количеством домов, срок эксплуатации которых достиг экономически оптимального для проведения капремонта и критического процента износа (после которого, без проведения капремонта, жилище попадает в разряд аварийного).

Что касается мероприятий по модернизации коммунальной инфраструктуры, то, согласно результатам проведенного анализа, в проверяемый период они не осуществлялись. Как было отмечено на коллегии, причина заключается в том, что условия использования средств Фонда ЖКХ, установленные в Федеральном законе № 185-ФЗ, объективно не позволяют регионам воспользоваться поддержкой Фонда в связи с отсутствием на их территориях организаций коммунального комплекса, способных эти условия выполнить.

Коллегия приняла решение направить информационные письма в Правительство Российской Федерации, Минстрой России, Фонд ЖКХ, а также в правительства Амурской области и Пермского края.

Отчет о результатах контрольного мероприятия будет направлен в палаты Федерального Собрания, Генпрокуратуру России и полномочным представителям Президента Российской Федерации в Дальневосточном и Приволжском округах.

(По материалам счетной палаты РФ)
Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо