МЭР согласно с критикой закона о реформе СРО: отраслевым СРО - да, привязке к региону - нет
Министерство экономического развития опубликовало заключение об оценке регулирующего воздействия, которое появилось на свет по итогам публичных консультаций по проекту федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования вопросов саморегулирования».
В заключении говорится, что хотя МЭР концептуально поддерживает необходимость совершенствования института саморегулирования, однако соответствующий законопроект нуждается в доработке с учетом предложений и замечаний, поступивших от участников строительного рынка.
Заключение Минэкономики включает 11 пунктов, в которых содержится критика всех самых болезненных для системы нововведений, в том числе касающихся квалификации специалистов и безопасности строительства.
Так, подробно рассматривается и критикуется создание дополнительного компфонда обеспечения договорных обязательств, что в условиях сложившейся в строительной и финансовой отраслях неблагоприятной ситуации представляется недостаточно продуманным шагом.
Кроме того, некоторые предложения коллег из Минстроя России (например, бессрочный договор банковского счета для размещения компенсационного фонда) противоречат Гражданскому кодексу.
Предложение о регионализации саморегулирования и о регистрации членов СРО на территории того же субъекта РФ, что и сама СРО, идет в разрез с Конституцией России. В заключении, в частности, говорится: «Предлагаемое проектом акта регулирование приведет к риску монополизация функций по допуску хозяйствующих субъектов на рынок в рамках одного субъекта Российской Федерации, что станет препятствием для положительной практики объединения в СРО по отраслевому признаку (атомная, нефтегазовая, лифтовая отрасли), а также приведет к снижению конкуренции на строительном рынке. Также предлагаемое регулирование способно снизить конкурентоспособность отечественных представителей строительной отрасли по сравнению с иностранными юридическими лицами в указанной сфере деятельности вследствие того факта, что такие лица зарегистрированы не в каком либо субъекте Российской Федерации, а на территории иностранных государств, что позволит им вступать в любую СРО на территории любого субъекта Российской Федерации».
Кроме того, МЭР серьезно критикует положения о техническом заказчике, о сборе персональных данных, а в анализе статьи о реорганизации СРО указывает, что она противоречит еще и законам физики – Минстрой предлагает сделать за 3 месяца то, что можно сделать при самых благоприятных условиях только за 4 месяца.
При этом МЭР напоминает о необходимости привести разработанный документ в соответствие с требованиями Зампреда Правительства РФ Дмитрия Козака, который, как стоит напомнить, публично поддержал лишь одно нововведение реформы, а именно - обязательное членство в СРО для генеральных подрядчиков.
В данной ситуации становится весьма шаткой и позиция Минстроя России как разработчика законопроекта, и президента Национального объединения строителей Андрея Молчанова, который вопреки мнению подавляющего большинства руководителей СРО - членов НОСТРОЙ активно поддерживал данный законопроект, ратуя за отмену отраслевых СРО и реализацию принципа регионализации саморегулирования.
Заключение об оценке регулирующего воздействия можно скачать по ссылке: http://regulation.gov.ru/projects#npa=48536
Служба информации АНСБ