ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестицииФотоВидео
Минстрой России скверно распоряжался бюджетными средствами - СП
11.06.2016

Минстрой России скверно распоряжался бюджетными средствами - СП

«Результаты проверки свидетельствуют о низком уровне исполнения Минстроем России полномочий главного администратора и распорядителя бюджетных средств» - такое заключение сделала Счектная Палата РФ по результатам проверки.

Коллегия Счетной палаты утвердила заключение об исполнении федерального бюджета по Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России).
Общая сумма финансовых нарушений, выявленных в ходе проверки, составила 3,1 млрд рублей, из которых 1,8 млрд рублей – это нарушения при исполнении бюджета, 555,3 млн рублей – нарушения при ведении бухгалтерского учета и 731,4 млн рублей - нарушения при осуществлении государственных закупок.

В целом результаты проверки свидетельствуют о низком уровне исполнения Минстроем России полномочий главного администратора и распорядителя бюджетных средств.

В частности, проверка показала, что в 2015 г. Минстрой России не обеспечил поступление в доход федерального бюджета нераспределенного остатка средств, полученного от деятельности ФАУ «Главгосэкспертиза России», в сумме 1,8 млрд рублей, установленных уточненным прогнозом доходов федерального бюджета на 2015 г. Причина – неоднократное возвращение на доработку подготовленных Минстроем проектов распоряжений Правительства о перечислении в федеральный бюджет средств ФАУ «Главгосэкспертиза России», полученных от приносящей доход деятельности, для их последующего предоставления на финансовое обеспечение госзадания подведомственных учреждений Минстроя (ФАУ «ФЦС» и ФАУ «ФЦЦС»). Последний раз проект был возвращен Минстрою на доработку 31 декабря 2015 г. В результате в 2015 г. доходы федерального бюджета, администрируемые Минстроем России, были исполнены в сумме 10,5 млрд рублей, или только на 88,6% запланированного объема.

Кассовое исполнение расходов федерального бюджета составило 135,6 млрд рублей, или 98,8% бюджетных ассигнований, утвержденных сводной бюджетной росписи. При этом, как и в 2014 г., расходы осуществлялись недостаточно равномерно: 41% и 33,4% были осуществлены в 1 и 4 квартале, соответственно. На низком уровне остается и планирование расходов. Так, только по расходам центрального аппарата Минстроя России изменения в роспись по закупкам вносились 8 раз, на иные бюджетные ассигнования - 4 раза.

Объем дебиторской задолженности по Минстрою России в течение 2015 г. сократился на 37%, составив на 1 января 2016 г. 11,1 млрд рублей. В общей структуре дебиторской задолженности на задолженность по выданным авансам приходится 99,99%. Общая сумма кредиторской задолженности по средствам федерального бюджета за 2015 год по Минстрою России увеличилась в 2,1 раза и составила 7,4 млн рублей.

Среди нарушений, допущенных Минстроем России при исполнении бюджета, на Коллегии было отмечено несоблюдение сроков (до 1 февраля 2015 г.) доведения лимитов бюджетных обязательств на бюджетные инвестиции и субсидии регионам на объекты капстроительства на общую сумму 16,7 млрд рублей, а также отсутствие контроля за своевременностью возврата Кабардино-Балкарской Республикой и Забайкальским краем неиспользованных остатков средств межбюджетных трансфертов на общую сумму около 93 млн рублей.

В недостаточной степени осуществлялся контроль за обоснованностью формирования госзадания для ФАУ «ФЦС» и ФАУ «ФЦСС» на мероприятия, направленные на совершенствование системы государственного ценообразования, сметного нормирования и технического регулирования в строительной сфере. Так, в 2015 г. расходы ФАУ «ФЦС» и ФАУ «ФЦЦС» по госзаданиям на указанные цели за счет субсидий составили соответственно 816 млн рублей (82%) и 108,3 млн рублей (14%) объема предоставленных субсидий. Общий остаток неиспользованных средств по субсидиям на выполнение госзадания на 1 января 2016 г. составил 876,1 млн рублей, или 43,6 % объема предоставленных субсидий. При этом натуральные показатели госзадания по оказанию услуг (работ) на 2015 г. были перевыполнены. Так, ФАУ «ФЦЦС» госзадание было исполнено на 100,9 %, ФАУ «ФЦС» - на 144 %. Перевыполнение установленных показателей при наличии значительных неиспользованных остатков свидетельствует о завышении Минстроем России нормативных затрат на единицу услуги и потребности указанным подведомственным учреждениям при формировании обоснований на получение субсидий.

Проверкой также установлено, что из 7 видов услуг, включенных в государственное задание ФАУ «ФЦС», 4 не соответствовали видам деятельности, предусмотренным Уставом учреждения на момент утверждения госзадания.
По ряду федеральных целевых программ, реализуемых Минстроем России в 2015 г., не выполнено большинство запланированных показателей и индикаторов. Так, из 7 целевых индикаторов и показателей по ФЦП «Жилище» (2015-2020 гг.) исполнены только 2, по ФЦП «Юг России» (2014-2020 гг.) - 2 из 5 запланированных показателей. В основном недостижение обусловлено поздним доведением Минстроем России средств федерального бюджета, являющихся основным источником выполнения программных мероприятий.

Также Минстроем России в 2015 году не был обеспечен надлежащий контроль за соблюдением принятых регионами обязательств по софинансированию мероприятий ФЦП. Так, в рамках ФЦП по повышению устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в полном объеме принятые обязательства были исполнены только 3 из 13 регионов (Республиками Бурятия, Тыва и Чеченской Республикой). Не выполнили обязательства: республики Алтай, Ингушетия, Саха-Якутия, Хакасия, Северная Осетия-Алания, Карачаево-Черкесская и Кабардино-Балкарская республики, Камчатский край, Магаданская и Сахалинская области.

При этом, несмотря на невыполнение отдельными регионами условий заключенных соглашений, работа по сокращению размеров субсидий в проверяемом периоде в Минстрое России не велась. При планировании Минстроем России расходов бюджетных средств на реализацию ФЦП на 2015 г. не были учтены остатки средств, которые по состоянию на 1 января 2015 г. составляли 8,4 млрд рублей, или 43,1% предоставленных в 2015 г. субсидий.
Низкая эффективность отмечается и по выполнению мероприятий госпрограммы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Так, из 49 значений основных показателей (индикаторов), определенных госпрограммой на 2015 г., исполнены только 12 показателей (24,5 %), не выполнено 22 показателя (44,9 %), отсутствуют значения по 3 показателям, по 12 показателям значения не устанавливались. При этом кассовое исполнение расходов по госпрограмме в 2015 г. составило 99,1 % бюджетных ассигнований, утвержденных сводной бюджетной росписью.

В части управления имуществом установлено, что с сентября 2014 г. и до настоящего времени сотрудникам министерства по договорам социального найма не предоставлены в пользование 10 служебных квартир общей площадью 958 кв. м, расходы на ремонт которых в 2015 г. составили около 27 млн рублей.

Кроме того, в ходе проверки подведомственного Минстрою России ФКП «Дирекция комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга» (далее – ФКП КЗС) были установлены нарушения при заключении и выполнении государственных контрактов, в том числе по контракту с ООО «Эгле» на проектирование и реконструкцию объекта культурного наследия («Соборный комплекс трех святителей Спасо-Елеазаровского монастыря», Псковская область). Проверка показала, что работы по объектам «Инженерные сети», «Часовня» и «Монастырские мастерские» на общую сумму около 49,1 млн рублей в установленные сроки (с ноября 2015 года до 31 декабря 2015 года) завершены не были. Однако требование о возмещении неустойки со стороны Предприятия к подрядчику не предъявлялось. Кроме того, при визуальном осмотре объекта (в марте 2016 г.) не был подтвержден факт выполнения уже принятых и оплаченных Предприятием работ по объектам «Часовня» и «Монастырские мастерские» на общую сумму 4,7 млн рублей.
По госконтракту с ОАО «Метрострой» ФКП КЗС проводились ремонтные работы (ремонт парапетной волноотбойной стенки дамбы, демонтаж барьерного ограждения, разборка гранитного камня и другие), которые, по мнению Счетной палаты, относятся не к текущему, а капитальному ремонту. Однако, в нарушение положений Градостроительного кодекса и соглашения с Минстроем России о предоставлении субсидии проектная и сметная документация на данные виды работ не составлялась, экспертизы ее сметной стоимости не проводилась; предусмотренное законодательством (44-ФЗ) размещение заказа не осуществлялось.

В ходе проверки в ФАУ «ФЦС» были выявлены различные нарушения при ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности. Так, в составе нематериальных активов не учтена автоматизированная информационная система технического нормирования и оценки соответствия в строительстве стоимостью 24 млн рублей. Не проведена инвентаризация товарно-материальных ценностей, расчетов, денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности. Кроме того, в бухучете ФАУ «ФЦС» достоверно не отражена информация о недвижимом имуществе, что привело к искажению данных бухгалтерского баланса за 2015 г. более чем на 10 %. По данному факту был составлен протокол об административном правонарушении.

По итогам проверки принято решение направить представления в Минстрой России, ФКП КЗС и ФАУ «ФЦС», информационное письмо в ФАС России и обращение в Генеральную прокуратуру. Заключение будет направлено в палаты Федерального Собрания.

По материалам Счетной Палаты

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо