ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестицииФотоВидео
Строительное ценообразование реформируется и уходит из Минстроя?
23.06.2016

Строительное ценообразование реформируется и уходит из Минстроя?

22 июня Госдума приняла в третьем чтении закон, реформирующий ценообразование в строительстве. При этом, по неофициальной пока информации, ценообразование стройки может быть передано из Минстроя в МЭР или Минфин.

Напомним, что на комплексной реформе ценообразования в строительстве и внедрении ресурсного метода ценообразования строители настаивали последние пять лет, однако дело сдвинулось с мертвой точки только после отчета Счетной Палаты о многомиллионных хищениях и многократном завышении стоимости строительства на космодроме «Восточный». После этого скандала был арестован первый руководитель ФЦЦС Евгений Ермолаев, сейчас этим подведомственным Минстрою России учреждением руководит уже четвертый за полтора года директор.

Принятый в третьем чтении законопроект разработан Минстроем России и направлен на установление базовых, системообразующих правил создания и функционирования системы формирования достоверной стоимости строительства, реконструкции, технического перевооружения, капитального и текущего ремонта объектов, финансируемых с привлечением средств бюджетной системы Российской Федерации.

Как поясняют в Минстрое, с принятием закона в Градостроительный кодекс впервые вводятся понятия сметных норм, сметных нормативов, сметной стоимости, сметных цен строительных ресурсов для формирования единого подхода при разработке нормативных правовых актов в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности.

Утвержденные сметные нормативы будут внесены в федеральный реестр, который должен быть создан к 1 марта 2017 года,  и  обязательны для застройщиков, которые будут строить объекты на средства бюджетов всех уровней, и также для госкорпораций и компаний, более чем на 50% принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям. Тем самым под действие закона попадают тысячи объектов на сумму около 6 триллионов рублей (по данным 2015 года, 2 трлн рублей были потрачены на стройки из бюджетов всех уровней, еще около 4 трлн рублей потратили госкорпорации).

Законом также предусмотрено создание государственной информационной системы, включающей реестр сметных нормативов и результаты мониторинга стоимости строительных ресурсов (материалов, изделий и конструкций, монтируемого оборудования, стоимости эксплуатации машин и механизмов, уровня оплаты труда рабочих строителей и механизаторов) в разрезе субъектов Российской Федерации.

Один из ключевых элементов реформы ценообразования -   эксклюзивное право Российской Федерации на базу сметных нормативов.

Закон предусматривает и узаканивает расчет стоимости  строительства по ресурсному методу. При этом стоимость строительства определяется на основе текущих цен на строительные ресурсы. В последующем будет организован мониторинг стоимости строительных ресурсов во всех регионах Российской Федерации, учитывающий цены на строительные материалы, услуги машин и механизмов, а также затраты на транспортную логистику.

Базисно-индексный метод расчета смет, основанный на использовании устаревшей сметно-нормативной базы 2001 года и индексов для перевода цен 2001 года в текущие цены, давал существенную погрешность в вычислениях и теперь уходит в прошлое.

При этом, как сообщает «Коммерсант», проводить реформу ценообразования в строительстве, возможно, будет и не Минстрой России - полномочия по мониторингу цен могут быть переданы Минэкономики или Минфину. Источник «Коммерсанта» объясняет это возможным конфликтом интересов, поскольку сейчас Минстрой отвечает за работу Главгосэкспертизы, проверяющей достоверность определения сметной стоимости. При этом сам Минстрой также не исключает передачу функций по ценообразованию другому ведомству, заявляя, что "мавр свою работу сделал" - инициировал принятие ключевого законопроекта.

Служба информации АНСБ
 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо