ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестицииФотоВидео
Стремимся <br />
за лидерами, <br />
а догнать сложно
26.06.2016
Выставки

Стремимся
за лидерами,
а догнать сложно

На выставке «Строительная техника и технологии» — 2016 большинство новинок по-прежнему представили иностранные компании

До Крокус Экспо доехали не все

Прошедшая в июне 17-ая выставка «Строительная техника и технологии» впервые была организована с участием немецкой компании Мессе Мюнхен. Она подписала соответствующее соглашение с российской стороной еще в декабре прошлого года.

Мессе Мюнхен — одна из ведущих выставочных компаний в мире, организует строительные выставки (Bauma) в Германии, Китае, Индии, Южной Африке. Они проходят раз в два-три года. Но российская СТТ останется ежегодной, утверждвет председатель совета директоров компании Дитрих Клаус. Он высоко оценил условия, созданные в Москве для проведения выставки. И заверил, что его компания постарается объединить свой опыт с российским.

С момента проведения первой СТТ в 2000 году активность ее постепенно возрастала и достигла пика в 2014 году: свыше 1000 участников и 36000 посетителей. Сейчас в выставке приняли участие 520 компаний — как 10 лет назад. Даже в кризисном 2009 году участников было больше. Организаторы объясняют это нынешним непростым положением в экономике.

Выставку посетили 21 000 человек. Но менеджерам на стендах скучать не пришлось. Случайных людей практически не было. Многие из присутствовавших в Крокус Экспо полагали, что часть потенциальных посетителей сюда не доехали — предпочли Bauma в Мюнхене, где она проходила в апреле. С каждым годом туда отправляется все больше российских строителей.

Площадь экспозиций была в полтора раза меньше, чем в прошлом году. Но все 26 тематических разделов были сохранены и полностью охватывали строительную сферу. Буровое, подъемное оборудование, экскаваторы, погрузчики, техника для бестраншейной прокладки коммуникаций и т.д. Как всегда, была большая уличная экспозиция с различными кранами, дорожной техникой. Отдельный павильон был отдан грузовому автотранспорту.

Экскаватор кружился в вальсе

В СТТ приняли участие 26 стран. Среди них признанные лидеры в производстве строительной техники — Германия, Австрия, Италия. Самые главные новинки строительной техники можно было видеть здесь.

Компания «Liebherr» (Германия—Австрия) представила новую буровую установку для технологии «стена в грунте». Это универсальная машина, которая может забивать сваи, производить бурение с полным вытеснением грунта, а также бурение по технологии бесконечного шнека и т.д. Машина выпускается с конца 2015 года. Руководитель Международной ассоциации фундаментостроения Екатерина Дубровская говорит, что в технике, которая используется в этой области, новые конструктивные решения появляются редко. Установка компании «Liebherr» открывает дополнительные возможности в строительстве фундаментов.

«BAUER» (Германия) демонстрировал новую модификацию многофункциональной буровой установки BG 39 PremiumLine, предназначенной для специального подземного строительства. По данным изготовителей, она более производительна по сравнению с прежними образцами, более проста для транспортировки и минимально влияет на окружающую среду. Кроме того, на стенде «BAUER» была оборудована учебная кабина оператора в натуральную величину. Обучение осуществляется на компьютере. Пока это опытный образец учебной кабины, сказали сотрудники компании, но скоро она будет внедрена в практику. Посетителям выставки разрешали посидеть за компьютером, ощутить себя оператором.

Приехавший в очередной раз из Швейцарии шагающий экскаватор под аплодисменты собравшихся «исполнил вальс». Основные принципы его конструкции остаются неизменными, говорят специалисты, но детали совершенствуются. Так что машина обновляется год от года.

Итальянская компания «Касагранде» привезла новую линию бурового гидравлического оборудования серии XP — для укрепления грунтов, обустройства фундаментов. Она более экономична по сравнению с предыдущими образцами. Предшественницы этих установок использовались при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, рассказывает заместитель главы представительства компании по России и СНГ Роман Балян. С их помощью делали «стену в грунте» — ограждали зараженную радиацией площадь от остальной территории.

Меньше покупают нового, больше ремонтируют старое

Но больше всего на выставке было компаний (и зарубежных, и отечественных), специализирующихся на поставке запчастей и комплектующих для импортной техники. Говорят, это отражение сегодняшней экономической ситуации. Те, кто раньше приобретал новую технику, теперь предпочитает ремонтировать старую. По словам специалистов ООО «Центр поставки запчастей», в их компании за последний год продажи возросли в полтора раза.

Запчасти бывают разные. Посетители с удовольствием фотографировали расписанный под Хохлому ковш для экскаватора. Это визитная карточка впервые участвующей в СТТ компания «HARDKOV» (Екатеринбург). Она тоже специализируется на изготовлении ковшей для экскаваторов и погрузчиков. Причем для любых — отечественных, импортных. Редко кто хранит на складе запасной ковш, а ковши ломаются в самый неподходящий момент. Теперь сломался — можно всегда заказать в Екатеринбурге.

Строители мечтают об импортной технике

Рассказывая о мюнхенской Bauma, Дитрих Клаус отметил, что там 63% экспонатов составляла немецкая техника. На СТТ данные такого рода не представили. Но на беглый взгляд рядового посетителя, отечественные экспонаты даже в количественном отношении уступали зарубежным. Особенно было заметно отсутствие оборудования, предназначенного для производства строительных материалов (цемента, бетона, битума и т.д.). Смотришь — российский стенд. Знакомишься ближе — это не производитель, а дистрибьютор иностранной фирмы.

— В этом году мы привезли новинку — итальянский нагреватель термального масла, — с гордостью говорит молодой менеджер компании «Дормаш Групп» (Белгород).

— Вы сделали его по итальянским чертежам или совместно с итальянскими специалистами?

— Нет-нет, не беспокойтесь, это настоящее итальянское оборудование! Мы дистрибьюторы итальянской компании», — торжественно заверяет менеджер.

Короче говоря, гордимся не тем, что сами делаем, а тем, что продаем чужое.

Похоже, наши производители и соперников среди российских коллег не видят. Во всяком случае, на вопрос «Вы познакомились с продукцией конкурентов?», многие российские специалисты отвечали: «Да, мы уже были на китайских стендах».

Китайские производители активно участвуют в наших выставках. И с гордостью сообщают: их оборудование работает на территории России от Калининграда до Сахалина.

Невольно закрадывается крамольная мысль: может, дело не только в кризисе? Может, нашим машиностроителям показывать на выставке особо нечего?

У наших строителей существует негласная градация. Начинающая компания производит бетон на дешевой отечественной установке. Накопит денег — приобретет турецкую. Пойдут дела совсем хорошо — купит итальянское или немецкой оборудование.

И в кризис открываются заводы

Дмитрий Штырлов, заместитель генерального директора фирмы APEKS (она специализируется на работах по усилению бетонных конструкций) дает жесткую оценку отечественному оборудованию.  — Наше оборудование ненадежно, — говорит он. — Оно имеет привлекательную цену. Но его приходиться так часто ремонтировать, что вместо экономии получаются лишние расходы.

Слышать это обидно. Но способ научиться делать хорошее оборудование существует только один — больше его производить. Пусть результаты пока скромные. Но они есть. И этому стоит радоваться. Все равно в одночасье лидеров строительной техники не догоним.

Златоустовский завод бетонного оборудования (известен по логотипу ZZBO) привез свою новую разработку — мобильный мини-завод производительностью 20 кубометров бетона в час — «МОБИЛ-20». Он устанавливается на компактной площадке, потому как собран на единой раме, — рассказывает руководитель заводской службы сервиса Анатолий Хворонов. Собирается мобильная установка за четыре часа. Установку по производству бетона можно дополнить вибропрессом и делать из бетона плитки или шлакоблоки. Кстати, вся продукция в Златоусте изготавливается на склад. Опасений затовариться нет. Говорят, еще никогда ничего не залеживалось, а «МОБИЛ-20» уже пользуется популярностью у заказчиков.

Появляются и очевидные признаки внутренней конкуренции. ООО «Камские бетонные заводы» участвует в выставке второй раз. В этом году впервые представили бетонный завод с ленточной подачей. Это дочернее предприятие КамАЗа. Работает совместно с украинским ПАО «Бетонмаш» (Славянск). В Славянске разрабатывают проекты, в Набережных Челнах их реализуют. В прошлом году на появление «Камских заводов» коллеги с других предприятий внимания не обратили. А сейчас уже заволновались: не отобьет ли новичок у них рынок? И что ему противопоставить?

И даже в разгар кризиса создаются новые предприятия. На выставке прошла презентация продукции завода «Подъемник» из поселка Лежнево Ивановской области — колесных подъемников с гидравлическим и электрическим приводом. Ранее эта компания занималась тем, что сдавала в аренду строительную технику. А вот теперь решили заняться производством. Конструкцию подъемника с максимальной высотой 14 метров разработали сами. Прямо скажем, не шагающий экскаватор. Но ему хочется аплодировать больше, чем швейцарскому чуду техники.

 

Елена БАБАК

Этот материал опубликован в июньском  номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо