ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
«Двойное гражданство» <br />
в экспертном <br />
сообществе
14.08.2016
Экспертиза проектов

«Двойное гражданство»
в экспертном
сообществе

Кто и почему гнобит негосударственную экспертизу

В последнее время организации, оказывающие услуги в области проведения негосударственной экспертизы проектной документации, сталкиваются с рядом проблем, мешающих, а порой и препятствующих их нормальной деятельности.

Об этом мы беседуем с президентом ООО «Группа компаний Н.Э.П.С.», в состав которой входит ООО «Негосударственная экспертиза проектов строительства», Виктором Зозулей.

— Виктор Алексеевич, какие проблемы стоят сегодня перед учреждениями негосударственной экспертизы? Что негативно влияет на их деятельность?

— Первая и главная проблема в том, что резко уменьшился объем заказов из-за кризиса, который оказался очень глубоким. Он продолжается и пока не известно, сколько он еще будет длиться. Это видно по объемам строительства и проектирования.

Вторая проблема вытекает из первой — негосударственная экспертиза не имеет достаточного количества заказов. Не хватает средств на выплату зарплаты, и многие негосударственные экспертизы отправили своих сотрудников в вынужденные отпуска, ряд из них сокращают штат.

Третья проблема в том, что самих организаций негосударственной экспертизы аккредитовано слишком много — по всей стране их уже «наплодилось» где-то около семисот. Ведь принцип аккредитации организации простой: наличие пяти аттестованных экспертов в ее составе является основанием для Росаккредитации выдать свидетельство организации на право проведения негосударственной экспертизы проектов.

И эта огромная масса организаций, причем, порой, далеко не самого лучшего качества, создает нездоровую конкуренцию на рынке экспертизы. Свою лепту в эту конкуренцию вносят и государственные экспертные организации субъектов Федерации, многие из которых также аккредитованы на право проведения негосударственной экспертизы. Вообще это — нонсенс, о котором все говорят, но никто ничего не делает.

— А как такое получается, что одна и та же организация выполняет и государственную, и негосударственную экспертизу? Ведь это, по идее, «разные полюса»?

— Этого никто не знает. Это действие осуществляет Росаккредитация по формальному признаку — наличие 5 аттестованных экспертов дает право на аккредитацию организации на право проведения негосударственной экспертизы. Естественно, в госэкспертизах такие эксперты есть, поскольку все эксперты аттестуются в одном и том же Министерстве строительства. Поэтому они просто подают в Росаккредитацию заявку на проведение негосударственной экспертизы и там их аккредитуют без проблем, опять же, по формальному признаку.

— То есть получается своего рода «двойное гражданство»?

— Ну что-то вроде того... По субъектам Федерации у нас около 80 госэкспертиз и более половины из них аккредитованы на проведение негосударственной экспертизы. И это, как я уже сказал, вносит значительную лепту в создание нездоровой конкуренции.

— Почему же нездоровой?

— Потому что очень мощно используется административный ресурс — чиновники от строительства откровенно стараются «ненавязчиво пригласить» заказчика в свою государственную экспертизу, которая одновременно является и негосударственной. Доходит до того, что к нам приходят наши заказчики и рассказывают: «Мы подали документы на получение разрешения на строительство в службу надзора и экспертизы с вашим заключением, а нам говорят — почему вы не пошли в нашу государственную экспертизу? У вас бы не было проблем! А так получите замечания к экспертному заключению».

Все «придирки» к заключению негосударственной экспертизы, по большому счету, не имеют под собой оснований, поскольку содержат замечания чуть ли не по стилю изложения заключения. Тем не менее заказчик вынужден по несколько раз приходить с просьбой о внесении изменений или дополнений в выданное заключение, что, кстати, категорически запрещено законом. Опять-таки возникает вопрос, кто дал право этим чинушам ревизовать экспертное заключение? Видимо, «рефлекс» вырабатывают: мол, придете в нашу гос-негос-экспертизу, все будет хорошо. А не в нашу — побегаете... Чиновник неистребим! Поэтому госэкспертизы всегда будут иметь такие значительные конкурентные преимущества.

Я уже не говорю о недостатках в системе аттестации экспертов. Их сейчас аттестовано огромное количество, если не ошибаюсь, уже тысяч за семь по всей стране, что является явным перебором.

— А как такое количество экспертов образовалось?

— По нынешнему законодательству достаточно проработать после института проектировщиком пять лет и можно подавать заявление, чтобы пройти аттестацию в Минстрое. Тут еще один момент: аттестация проводится в Минстрое, аккредитация — в Росаккредитации (Минэкономразвития), причем последний процесс практически формальный, как я уже сказал. И единого контроля за ситуацией нет. Росаккредитация не может контролировать качество аккредитованной организации, потому что она в экспертном деле ничего не смыслит, Минстрой же аттестует специалистов, но не аккредитует организации.

— Кстати, не могли бы вы уточнить, в каких случаях нужно обращаться в государственную, а в каких — в негосударственную экспертизу? Каковы разграничения?

— Разграничение предусмотрено Градостроительным кодексом. Государственные экспертизы субъектов Федерации (мы сейчас не говорим о федеральной экспертизе, к ведению которой отнесены объекты особо опасные, технически сложные и уникальные). Мы говорим обо всех остальных объектах, которые могут проходить как государственную экспертизу в субъектах Федерации, так и негосударственную, за исключением объектов, финансируемых из бюджетов всех уровней. Бюджетное финансирование в обязательном порядке проходит через государственную экспертизу субъектов Федерации.

Что же касается какой-то «качественной» разницы межу «гос» и «негос» экспертными организациями, то ее не существует априори, поскольку все эксперты аттестованы в одном и том же ведомстве — Минстрое России, требования к организации и порядку проведения экспертизы едины для тех и других.

Единственное различие в том, что у государственной экспертизы более жесткие сроки, которые установлены законом — 60 дней. У нас же сроки и стоимость экспертизы являются договорными. Поэтому заказчику иногда интереснее идти к нам, потому что он может выиграть и по цене, и по срокам выполнения экспертизы.

Но тут нередко оказывают негативное влияние на ситуацию те недобросовестные негосударственные экспертизы, которые «за три рубля за три дня» обещают провести любую экспертизу. Это еще один элемент нездоровой конкуренции.

— Можно ли с этой ситуацией как-то справиться и что для этого нужно сделать?

— Все эти проблемы устранить не так сложно, надо лишь иметь волю к этому со стороны органов власти. Мы давали в этом плане много предложений через наше Национальное объединение экспертных организаций.

Во-первых, предлагали увеличить стаж работы для претендентов на аттестацию на звание эксперта — не пять лет, как сейчас, а не менее 15 лет.

Во-вторых, производить профессиональный отбор кандидатов, претендующих стать экспертами. Потому что далеко не все даже хорошие специалисты-проектировщики или архитекторы с солидным стажем могут заниматься этой работой. Это не каждому дано, ибо эксперт — это прежде всего аналитик. Необходимо дать возможность специалисту поработать в экспертной организации хотя бы годик, т. е. пройти своего рода предварительную стажировку в экспертной организации и принимать заявление на аттестацию в Минстрое от кандидата, только если эта организация даст ему направление, подтверждающее, что его деловые качества, объем знаний и аналитические способности достаточны для занятия данным направлением деятельности.

Кроме того, накопилось очень много вопросов и по действующему порядку аттестации экспертов. Есть много людей, которые действительно являются экспертами, причем высокопрофессиональными, но базовое образование у них иное, нежели та сфера, в которой они сейчас работают. Например, специалистов с дипломами инженеров-экологов начали не так давно выпускать. И я сейчас не могу аттестовать уже работающую у нас сотрудницу, которая 15 лет была начальником управления экологической экспертизы. Но базовое образование у нее — инженер-химик. И ее Минстрой России не аттестовывает, потому что базовое образование не соответствует установленному перечню! В Минстрое стоят на том, что для аттестации она должна иметь экологическое образование! Да и сам Перечень направлений деятельности экспертов безнадежно устарел, в нем отсутствуют направления по некоторым видам деятельности, являющимися обязательными при разработке проектной документации.

— В этой ситуации хочется спросить про базовое образование самих руководителей Минстроя — что-то строителей там по «базовому образованию», мягко говоря, не много! Но продолжим...

— Здесь очень много таких вопросов, которые можно упорядочить, было бы желание. Мы считаем, что нужно вообще упразднить государственную экспертизу в субъектах Федерации, раз уж они аккредитуются и на негосударственную экспертизу! Давайте вообще введем один институт в субъектах — негосударственную экспертизу.

— Вы думаете, это возможно?

— Я уже говорил, что в принципе разницы между этими двумя экспертизами нет никакой, но чиновники боятся! Потому что для них государственная экспертиза — это карманная экспертиза, которой очень легко управлять.

— В каком смысле?

— Вот пример. У меня есть друг, был начальником госэкспертизы 16 лет. Вдруг звонит и говорит: «Все, ухожу!». Я спрашиваю, почему? Отвечает: «Больше так не могу! У нас в регионе сменился министр и начал требовать невозможного. Вчера вызывает и говорит, чтобы по такому-то объекту к завтрашнему утру было экспертное заключение! Но у меня еще и проектной документации по этому объекту нет! А он с меня требует заключение!»

— Но ведь это, мягко говоря, превышение служебных полномочий со стороны министра! И каковы могут быть последствия такой «экспертизы» по указке?! Если объект потом рухнет, кто отвечать будет, эксперт?

— Именно! И подобных примеров, к сожалению, немало. Просто о них мало кто знает. Поэтому чтобы решить проблему, нужно просто убрать государственную экспертизу в субъектах Федерации, оставить только негосударственную. Государственная же должна остаться только на федеральном уровне, чтобы, как и сегодня, проводить экспертизу документации особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также объектов, финансируемых из средств федерального бюджета.

Однако карманная экспертиза под названием «Государственная экспертиза субъектов Федерации» устраивает чиновников, и они никогда не пойдут на то, чтобы оставить одну — негосударственную. Потому что мне, эксперту негосударственному, чиновник приказать не может!

В итоге стоит ли удивляться, что свои государственные экспертизы чиновники привечают, а негосударственные — гнобят!

— Спасибо за откровенный разговор!

Михаил ЗИБОРОВ

Этот материал опубликован в августовском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо