НОСТРОЙ: реформа саморегулирования идет спокойно, но не без эксцессов
Чем заняты руководители саморегулируемых организаций и компаний-членов СРО в настоящее время? Какой вопрос оказался самым сложным? Судя по разъяснениям на сайте Национального объединения строителей, практически все СРО стараются выйти с минимальными потерями от введения принципа так называемой регионализации, когда строительные компании могут быть членами только СРО своего региона.
Поэтому компании понемногу начинают переходить из московских, петербургских или межрегиональных СРО «по месту прописки». И тут же возникает конфликт интересов, поскольку за членом СРО в этой ситуации должен уйти и его взнос в компфонд (300 000 рублей).
Отметим, что уход региональных компаний создает серьезную угрозу существованию 20-25 московских и около 10 петербургских СРО, в которых просто не останется 100 членов. Поэтому в НОСТРОе в ближайшее время ожидают слияния или смены около 30 СРО. Уже сейчас очевидно, что сложнее всех окажется «отраслевикам» - все эти СРО зарегистрированы в Москве, а большинство их членов – дорожники, атомщики, монтажники инженерных систем зданий – разбросаны по все стране. Где набрать необходимое количество московских компаний, непонятно – на рынке столько «новичков», гуляющих без членства в СРО, просто не существует. Кроме того, закон не предусматривает перехода компаний из одной СРО в другую с сохранением компенсационного фонда в рамках одного региона – по крайне мере, такое мнение озвучил Агентству новостей «Строительный бизнес» руководитель СРО «Объединение генподрядчиков», первый вице-президент НОПРИЗа Анвар Шамузафаров. Он убежден – и ссылается на анализ закона юристами СРО, - что взнос в компенсационный фонд пойдет за компанией только в том случае, если она уходит в другой регион. Таким образом, попытки переманивания компаний из одной московской СРО в другую, коими нынче грешат некоторые руководители сильно сокращающихся СРО, фактически незаконны, и «старая» СРО вправе взнос в компенсационный фонд уходящей компании не отдавать. Для «москвичей» и «питерцев» остался один путь - слияние и поглощение. Так что в ближайшее время мы можем увидеть интересные альянсы – дорожников с сельскими строителями или связистов с инженерами. А часть «отраслевых» СРО и вовсе могут покинуть московский регион и уйти в Сибирь или на Волгу, по месту регистрации большинства своих членов.
Понятно, что руководители СРО не в восторге от того, что должны отправить за уходящей компанией часть компенсационного фонда. Особенно не в восторге те СРО, где компфонда в результате банкротства банка или нарушений со стороны руководства при сборе взносов в компфонд явно не хватает. Здесь в ход идут другие уловки и попытки не отдать деньги: чаще всего СРО, которую компания уведомила о выходе, вдруг начинает проверку этой компании и находит такое число нарушений, что тут же исключает своего члена «с волчьим билетом». Как удалось АНСБ узнать в Национальном объединении строителей, такими внезапными проверками грешат, как правило, большие московские и питерские СРО, у которых явно не все в порядке с компенсационными фондами. НОСТРОЙ практически ежедневно получает обращения от компаний с просьбой разобраться в данной ситуации и защитить интересы членов СРО. Можно ожидать, что в ближайшее время НОСТРОЙ опубликует информацию о том, какие именно СРО принимают подобные решения.
Еще один вариант невыдачи компании взноса в компфонд со стороны СРО – это ссылка на старые статьи Градостроительного кодекса, когда переход компании в другую СРО трактуется как добровольный выход с утратой взноса в компфонд. При этом новые положения Градкодекса о регионализации заведомо игнорируются. Такие факты также известны в НОСТРОе, где ведется «реестр» нарушений и нарушителей. В этой ситуации путь у компании один – в суд. Более того, одна из московских СРО (по неофициальной информации, это СРО «ПОСО») готова по доверенности от своих новых членов, которых таким образом обидела старая СРО, представлять их интересы в суде и истребовать взносы в компфонд. Юристы в таких СРО весьма сильные, дело беспроигрышное – а СРО-защитнице плюс к репутации и хорошая реклама.
Самый сложный, пожалуй, вопрос, на который в НОСТРОе пока не готовы дать ответ, - это что делать компаниям, в чьем регионе есть только одна СРО, да и та проблемная. Идти в нее, заведомо зная, что там дыра в компфонде, куча нарушений и потенциальная возможность исключения из госреестра – это сродни самоубийству. Куда в этом случае региональным компаниям податься – непонятно. Но эту ситуацию нужно решать достаточно быстро – регионов, в которых зарегистрирована только одна СРО, 31, и в НОСТРОе пока нет полного понимания, насколько все эти СРО надежны и безупречны. В общем, на этом направлении, как удалось узнать АНСБ, сейчас идет весьма активная работа. По предварительной информации, явные проблемы есть в двух регионах: Орловской и Мурманской областях.
Ну, и конечно, СРО сами, без участия НОСТРОя, договариваются, меняются членами - московские с региональными, региональные – друг с другом. Появляются СРО в тех регионах, где их никогда не было – это уходят «питерцы». Возможно, что в процессе этого «великого перемещения народов» станет, наконец, понятно, сколько реальных строительных компаний работает в России.
Руководитель Аппарата НОСТРОя Виктор Прядеин так прокомментировал на встрече с главным редактором Агентства новостей «Строительный бизнес» текущую ситуацию:
- Начало работы в рамках обновленного Градостроительного кодекса показало, что новый закон не содержит безвыходных ситуаций и решений. Статьи закона позволяют искать оптимальные пути его реализации, поскольку обозначают только рамки, но не конкретные жесткие процедурные требования. В этой ситуации саморегулируемое сообщество должно самостоятельно выработать и стратегию, и тактику, и необходимые документы для проведения реформы. Мы видим, что первый накал эмоций прошел, и сейчас все СРО заняты конкретной работой – со своими членами, с компенсационными фондами, с банками, с внутренними документами. Это нормальная повседневная работа. НОСТРОЙ со своей стороны будет активно помогать и саморегулируемым организациям, и строительным компаниям – членам СРО максимально безболезненно пройти этап реформ. Мы постоянно готовим разъяснения, методические рекомендации, советуемся с сообществом, как разрешить ту или иную ситуацию, берем на вооружение опыт передовых СРО. Еще раз хочу подчеркнуть: нет ничего такого в новом законе, что нельзя было бы реализовать. Напротив, он дает новые возможности саморегулированию, но и новую ответственность.
Лариса Поршнева