ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестицииФотоВидео
Почему Минстрой не участвует <br />
в финансировании разработки <br />
национальных стандартов
06.10.2016

Почему Минстрой не участвует
в финансировании разработки
национальных стандартов

В Российском союзе промышленников и предпринимателей прошла конференция, посвященная выполнению поручений Президента, касающихся технического регулирования в стране.

Полностью тема была обозначена так: «О мерах по выполнению поручения Президента Российской Федерации по итогам Государственного совета Российской Федерации 17 мая 2016 года по приведению в соответствие с современными требованиями документов технического регулирования в сфере строительства с учётом гармонизации отечественных и международных стандартов и лучших мировых практик».

Конференцию организовали Национальное объединение изыскателей и проектировщиков, Национальное объединение строителей при участии Совета по техническому регулированию и стандартизации при Минпромторге России, Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия, Комитета ТПП РФ по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции.

Общую картину в вопросах технического регулирования обрисовал председатель Комитета ТПП РФ по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции Сергей Пугачев. Он сказал, что несмотря на то, что за шесть лет, прошедших после введения саморегулирования в строительстве было многое сделано, была подготовлена комплексная программа гармонизации и внедрения Еврокодов в России, программа энергосбережения и энергоэффективности зданий и сооружений и т.д. Тем не менее, считает спикер, это были лишь отрывочные решения, нет цельной картины — чего мы хотим добиться и куда мы двигаемся. И только сейчас вышел закон о стандартизации, четко структурированы документы по стандартизации, предсказана судьба отраслевых стандартов — в течение десяти лет они должны быть они должны быть реорганизованы и пересмотрены. Тем не менее не понятно, какая у нас будет система нормирования, регулирования и т.д.

Ответы на эти вопросы постаралась дать в своем докладе первый заместитель Председателя Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства Лариса Баринова. Главной его темой стала Концепция совершенствования системы технического нормирования и регулирования в строительной отрасли, а также проект Дорожной карты по ее реализации. Среди прочего Лариса Степановна подробно рассказала о преимуществах и необходимости внедрения параметрического (в дополнение к существующему у нас ныне предписывающему) подхода к техническому нормированию в строительстве.

Целый ряд острых вопросов прозвучал в выступлении заместителя руководителя Росстандарта Антона Шалаева. Он говорил о направлениях дальнейшего развития системы стандартизации в строительстве. Говоря о вступление в силу закона о стандартизации в Российской Федерации (ФЗ-162) он подчеркнул, что этот закон говорит о возможности поднятия стандартов как вида нормативно-технических документов на принципиально иной уровень. То есть по сути мы возвращаемся к тому положительному опыту, который существовал во времена 20—30-летней давности, в советские годы. Он напомнил, что в те годы именно советская стандартизация была абсолютным лидером во многих отраслях промышленности на мировом уровне.

Одной из тем выступления представителя Росстандарта стали вопросы взаимодействия между различными техническими комитетами, а также об участии государства и бизнеса в финансировании разработки стандартов. ТК-465, который был создан в2004 году. За 12 лет разработано 505 стандартов. Из них 370 разработано за счет федерального бюджета при финансировании Росстандарта, 135 — за счет средств строительного бизнеса.

В ряде других отраслей разработку стандартов регулярно финансируют федеральные органы исполнительной власти. Огромное бремя по финансированию стандартов несет Минпромторг, есть прекрасные примеры финансирования разработки стандартов со стороны Минсельхоза, МЧС России, Минтранса, Минкомсвязи, других ведомств. Минстрой за все это время в финансировании разработки национальных стандартов не участвовал ни разу.

На это, считает Антон Шалаев, следует обратить внимание — не с точки зрения финансирования, а с точки зрения системной работы. Почему важно — участвует или нет — федеральный орган исполнительной власти в финансировании работ по стандартизации? Потому что за последние пару лет распространена практика, когда федеральные органы исполнительной власти разрабатывают совместно с Росстандартом отдельные целевые отраслевые комплексные программы стандартизации и на паритетных условиях между собой и совместно с бизнесом участвуют в финансировании этих программ. В строительстве, равно как и в индустрии стройматериалов подобной комплексной программы стандартизации на сегодняшний день нет.

Более подробно о выступлении Антона Шалаева мы планируем рассказать в ближайшем номере Отраслевого журнала «Строительство»

Пока же обратим внимание вот на какой момент. От не раз упомянутого на конференции Минстроя России обсуждать выполнение поручений Президента страны, касающихся технического регулирования и стандартизации в строительстве, никто не пришел, хотя приглашены они, разумеется, были. И выглядит это как-то странно на фоне активной борьбы минстроевцев против передачи разработки стандартов на строительные материалы из ТК-465 в новый технический комитет, который создает Росстандарт. А вопросов, относящихся именно к Минстрою, у участников конференции было немало. И они выражали искреннее сожаление по поводу того, что Минстрой проигнорировал столь важную для развития отрасли конференцию.

Михаил ЗИБОРОВ

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо