ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Михаил Мень – о жилье, ЖКХ, городах, но не о саморегулировании
01.12.2016

Михаил Мень – о жилье, ЖКХ, городах, но не о саморегулировании

30 ноября министр строительства и ЖКХ Михаил Мень выступил в Государственной Думе в рамках Правительственного часа и рассказал о работе Минстроя России и подведомственной ему строительной отрасли в 2016 году.

Пресс-служба Минстроя России оперативно разместила на официальном сайте тезисы выступления министра. Он вспомнил обо всем – о жилищной политике, расселении аварийных домов, ЖКХ, градостроительстве и строительной отрасли. Забыл только о реформе системы саморегулирования, которую Минстрой инициировал летом этого года и которую считает последним шансом сохранения СРО в строительстве.

Жилищная политика
В последние два года в России фиксировались рекордные показатели в жилищном строительстве. По данным Росстата объем ввода жилья в 2014 - 2015 гг. составил 84,2 млн. кв. метров и 85,3 млн. кв. метров соответственно. Объем ввода жилья за десять месяцев 2016 г. составил 55,6 млн. кв. метров, что на 6,4 % ниже показателя аналогичного периода прошлого года.

При этом объемы индустриального домостроения сохраняются на уровне прошлого года, благодаря реализации Правительственных мер поддержки жилищного строительства.

Более 80 % из общего объема ввода индустриального жилья занимает строительство с привлечением средств граждан по договорам долевого участия. В 2015 году объем инвестиций граждан в долевое строительство составил более 2,8 трлн. рублей. Количество зарегистрированных ДДУ за 9 месяцев текущего года увеличилось на 2 % по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. 

В целях защиты интересов граждан – участников долевого строительства, скорректировано законодательство, в том числе:
• установлен приоритет требований граждан - участников долевого строительства к застройщику в рамках процедуры банкротства перед удовлетворением требований иных кредиторов;
• расширен перечень информации о застройщике и о проекте строительства;
• расширены полномочия региональных властей в части контроля за застройщиками, привлекающими средства граждан
• введена возможность банковского проектного финансирования строительства с открытием счетов эскроу для размещения средств участников долевого строительства;
• с 1 июля 2017 г. заработают требования к уставному капиталу застройщиков в зависимости от площади возводимого жилья;
• конкретизированы критерии отнесения граждан, к числу пострадавших, правила ведения реестра таких граждан.

По поручению Президента страны ведется работа по созданию государственного компенсационного фонда долевого строительства. Фонд будет создан на базе некоммерческой организации «Фонд единого института развития в жилищной сфере». Фонд будет аккумулировать отчисления застройщиков, осуществлять отбор новых застройщиков, которым планируется передача объекта строительства и обязательства по передаче квартир участникам строительства. Гарантии Фонда будут распространятся на многоквартирные жилые дома, первый договор долевого участия в строительстве которых поступит на государственную регистрацию после 31 декабря 2016 г. Фонд не будет являться альтернативным способом обеспечения защиты прав граждан. После начала его деятельности нормы о страховании и поручительстве банка прекратят свое действие.

Для обеспечения эффективного решения задач, возложенных на Фонд, подготовлены дополнительные поправки в законодательство, предусматривающие в том числе наделение Фонда полномочиями арбитражного управляющего в деле о банкротстве застройщика в случае, если застройщик осуществлял взносы в компенсационный фонд.

Поддержка ипотечного жилищного кредитования.
Значительную поддержку жилищному строительству оказала своевременно принятая государственная программа субсидирования ставок по ипотечным кредитам на приобретение жилья в новостройках.  За девять месяцев 2016 года рынок ипотеки вырос по сравнению с аналогичным периодом 2015 года на 30,6 %.

В настоящее время АО «АИЖК» работает над следующим этапом развития рынка ипотеки, которым станет выпуск ипотечных облигаций, обеспеченных его гарантией. За счет повышения ликвидности и снижения кредитного риска у банков, граждане получат более низкие ставки и надежный финансовый инструмент сохранения и инвестирования сбережений.

Подготовлена законодательная инициатива о введении электронных закладных, что позволит снизить затраты на выдачу и рефинансирование ипотеки, сократить временные издержки участников и увеличить оборачиваемость средств, направляемых на ипотечное кредитование.

Для повышения прозрачности ипотечных кредитов подготовлен законопроект, предусматривающий раскрытие информации о полной стоимости ипотечного кредита.

Создание цивилизованного рынка арендного жилья.
В законодательной базе вопросы найма жилых помещений жилищного фонда социального использования урегулированы еще в 2014 году. В настоящее время АИЖК готовит механизмы коллективных инвестиций через создание паевых инвестиционных фондов, что будет способствовать формированию прозрачного и надежного инструмента долгосрочного инвестирования.

Правительством начата работу по принципу проектного управления. Один из таких проектов направлен на развитие жилищного строительства и имеет паспортное название «Ипотека и арендное жилье». Основной целью этого проекта станет увеличение объемов ежегодно вводимого жилья до 100 млн. кв. метров к концу 2020 года. Выполнение данной задачи будет обеспечиваться в том числе путем вовлечения в жилищное строительство неэффективно используемых земель в городах, включая промышленные зоны, а также финансирования строительства объектов инфраструктуры в рамках реализации проектов комплексного освоения территории в субъектах Российской Федерации. Средства в размере 20 млрд. рублей ежегодно будут распределены между регионами. 

Продолжается работа и по выполнению государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан. За счет средств федерального бюджета, предусмотренных  на реализацию Программы ФЦП «Жилище» в 2016 году будет обеспечено жильем 24,5 тыс. семей.

Строительство
Нормативное техническое регулирование в строительстве.
Минстроем в формате государственного задания на основе ежегодного плана разработки сводов правил осуществляется системная работа в области технического регулирования строительства. Стратегическая цель - развитие единой, отвечающей требованиям Технического регламента о безопасности зданий и сооружений системы технического нормирования и стандартизации в строительстве, включающей требования к процессам изысканий, проектирования, строительства и эксплуатации зданий и сооружений, а также к строительным материалам, изделиям и конструкциям.

Ежегодно разрабатывается и актуализируется более 100 сводов правил. По поручению Президента по итогам Госсовета в мае этого года для централизации функций технического регулирования в строительстве Минстроем подготовлен законопроект, направленный на исключение появления дублирующих друг друга или, наоборот, взаимоисключающих норм, что препятствует обеспечению безопасности строящихся объектов.  До конца года закон будет рассмотрен Правительством и в дальнейшем представлен в ГосДуму.

Ведется активная работа, направленная на принятие проекта Технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий», который должен стать базовым для создания единого экономического пространства в сфере строительства.

Идет подготовка дополнительного приложения к Договору ЕАЭС по вопросам технического регулирования строительства, учитывающего аспекты соблюдения принципов строительного нормирования в соответствии с задачами экономического сотрудничества государств-членов ЕАЭС в строительной сфере.

 Повышение эффективности использование бюджетных средств.
Коренным образом меняется система ценообразования и сметного нормирования в сфере строительства. Принятый летом закон предусматривает в том числе:
• создание единой сметно-нормативной базы, как государственной информационной системы;
• обязательность применения сметных нормативов при составлении сметной документации на строительство;
• обеспечение прозрачности, качества разработки и утверждения сметных нормативов;
• определение сметных цен строительных ресурсов по результатам мониторинга в территориальном разрезе.

В 2017 году мы планируем поэтапно осуществить переход от базисно-индексного метода определения сметной стоимости строительства к ресурсному методу, позволяющему на основании мониторинга актуальных цен строительных ресурсов определить предельную стоимость строительства объектов капитального строительства для дальнейшего проведения конкурсных процедур.

Продолжается работа по формированию и актуализации реестра экономически эффективной проектной документации повторного использования. На сегодняшний день, в реестр включены сведения  о проектной документации в отношении 488 объектов капстроительства различных категорий. Использование экономически эффективной проектной документации повторного применения стало обязательно для всех бюджетных капитальных вложений.

Ведется работа по совершенствованию порядка обоснования инвестиций. План выполнения данной задачи утвержден Правительством.

В результате мы получим новую систему принятия решений об осуществлении государственных капитальных вложениях, учитывающую как планы социально-экономического развития территорий, так и не допускающую завышенных и неэффективных проектных решений, что позволит существенно повысить эффективность расходования бюджетных средств на капитальные вложения.

Обеспечение благоприятного инвестиционного климата в строительстве.
Продолжается системная работа по снижению административных барьеров в строительстве:
• Наряду с исчерпывающим перечнем в жилищном строительстве утвержден исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства объектов водоснабжения и водоотведения;
• до конца года планируется утвердить исчерпывающие перечни процедур в сфере строительства объектов электросетевого хозяйства, в отношении нежилых объектов и объектов теплоснабжения;
• в высокой степени готовности находится проект постановления, предусматривающий дополнительное сокращение исчерпывающего перечня процедур в сфере жилищного строительства.
• Совместно с Минэнерго, Минкомсвязи, Правительством Москвы и Правительством Санкт-Петербурга проводится работа по разработке регламента взаимодействия участников градостроительной деятельности
• по технологическому присоединению, которым будет предусмотрены перевод оказания соответствующих услуг в электронный вид и унификация процедур технологического присоединения и необходимых документов.

За 3 года Минстрою России удалось подняться на 63 позиции в рейтинге Всемирного банка «Doing business» по показателю «Получение разрешения на строительство»
 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо