ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестицииФотоВидео
Комитет ТПП по строительству:<br/>Приказ Минстроя отбросил<br/>страховщиков на 20 лет
02.10.2014

Комитет ТПП по строительству:
Приказ Минстроя отбросил
страховщиков на 20 лет

1 октября под председательством Ефима Басина состоялось очередное заседание Комитета по предпринимательству в сфере строительства Торгово-промышленной Палаты России. Одним из самых острых и актуальных оказался вопрос о страховании строительных рисков.

«Благодаря» приказу Минстроя России, который исключил затраты на страхование из сметных нормативов,  страхование в строительстве отброшено на 20 лет назад. Об этом заявил в своем выступлении генеральный директор страховой компании «Гефест» Александр Миллерман. Он напомнил, что некоторое время назад президент Владимир Путин дал поручение упорядочить вопросы страхования на стройках, однако Минстрой это поручение явно перевыполнил, причем не в лучшую сторону.

Ранее затраты на страхование строительных рисков закладывались  в смету строительства  и составляли 1% от нее. Теперь, под предлогом снижения бюджетных расходов при строительстве жилья, этот 1% из сметы исключен. Подрядчик должен страховать риски на свои средства, и поскольку эта норма не является обязательной, уже сейчас можно говорить о том, что на весьма большом количестве объектов будут работать подрядчики без страхового полиса.

По словам Александра Миллермана и приведенным им расчетам, бюджет от такого решения не выиграл ни копейки, но при этом риски выплат из бюджета в случае ущерба третьим лицам или техногенных катастроф при строительстве объектов значительно увеличились. О том, какие это могут быть суммы выплат, Александр Миллерман напомнил на примере строительства второй очереди Загорской ГАЭС, где ущерб от аварии составил 12 миллиардов рублей. Объект, к счастью, был застрахован.

Что же делать в сложившейся ситуации? Очевидно, что крупные заказчики, а особенно государственные, будут требовать от подрядчика страхования своих рисков. Но дабы исключить все случайности, Александр Миллерман высказал предложение включать требование о страховании ответственности подрядчика в условия тендера на объект строительства.

Но самое лучшее, что можно сделать – это убедить Минстрой отменить приказ, который ничего, кроме увеличения рисков, на стройки не привнес. В ходе состоявшегося обсуждения оба эти предложения были поддержаны всеми членами Комитета.

​Еще один вопрос, который вызвал продолжительное и бурное обсуждение, - судьба закона о государственно-частном партнерстве (ГЧП). О том, как складывается ситуация вокруг этого закона, рассказала депутат Государственной Думы Елена Николаева.

Напомним, что в первом чтении этот закон был принят весной 2013 года, и вот уже полтора года в него вносятся и согласуются сотни поправок. В результате этой плодотворной работы из законопроекта полностью выпало строительство как область создания и функционирования ГЧП. И это тем более странно, что собственно сам закон начали писать на основе поручения Владимира Путина после совещания в Кирове, посвященного жилищному строительству.

О том, что строительство выпало из данного законопроекта, несколько месяцев назад было сообщено на совещании у премьер-министра Медведева. Реакция премьера была однозначной: вернуть! Поправки, представленные Комитетом Государственной Думы по жилищной политике и ЖКХ, возвращали жилищное строительство  и комплексное освоение территорий под «крышу» ГЧП, однако Минэкономразвития высказалось категорически против, и сейчас эти поправки стоят в графе «на отклонение». То есть, министерство по факту отвергает поручение премьер-министра.

По мнению Елены Николаевой, если государственно-частное партнерство не придет в сферу строительства, то о комплексном развитии территорий можно просто забыть. Как и о многих других инфраструктурных проектах. Поэтому депутат Госдумы и обратилась за поддержкой к Торгово-Промышленной Палате России.

С другой стороны, по мнению президента Фонда «Институт экономики города» Надежды Косаревой, сейчас уже действуют или готовятся к внесению в Государственную Думу законы, которые содержат механизмы государственно-частного партнерства, не называя его таковым. 8 подобных законопроектов в области строительства были разработаны «Институтом экономики города» по заказу Национального объединения строителей.

Поэтому, по мнению членов Комитета ТПП, необходимо поддержать усилия профильного Комитета Госдумы по внесению в закон о ГЧП жилищного строительства, а в развитие этой тематики писать и поддерживать и другие законопроекты.

​Не менее полезным оказалось и сообщение представителей Минэкономразвития и Минэнерго о подготовленных поправках в Земельный кодекс в части упрощения процедуры предоставления и использования земельных участков для строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов энергетики. Сейчас здесь царит полная неразбериха. Довольно большое количество объектов, в том числе, построенных на средства бюджета, стоят без подключения к сетям, потому что эти сети просто невозможно к ним подвести – земля либо занята, либо находится в частной собственности. А «частник» выставляет чудовищные цены за продажу земли. Новый законопроект регулирует отношения между сетевой компанией и владельцем земли.

Сейчас данный документ вывешен на общественное обсуждение, по нему уже получены положительные заключения профильных министерств и ведомств. Участники заседания единогласно решили этот законопроект поддержать и направить соответствующий отзыв в Минэкономразвития России.

Завершилось заседание Комитета ТПП РФ по строительству презентацией модульных передвижных заводов компании FinnInno по выпуску панелей для жилищного строительства.

Лариса Поршнева
Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо