ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Всегда ли <br />
надо гнаться <br />
за лидером
25.12.2016
Строительные материалы

Всегда ли
надо гнаться
за лидером

Выставка «Цемент. Бетон. Сухие смеси — 2016» показала сильные и слабые стороны российских производителей стройматериалов.

Участников меньше, посетителей больше

Интересно было сравнить нынешнюю выставку с 2015 годом. Первое впечатление — экспозиция сжалась. Действительно, приехали 129 участников вместо 150 прошлогодних. Организатор — компания «АлитИнформ» — объяснила это сложной экономической ситуацией в стране. Однако она недосчитались и некоторых партнеров из зарубежья. Скажем, заметно сократилось присутствие вездесущих китайских компаний. А все СНГ было представлено одним белорусским заводом «ПромСтройБлок» из Могилева.

Но, если заглянуть в статистику прошлых лет, дело обстоит совсем неплохо. Бывали времена, когда на выставку не собиралось и полсотни участников. Тем более, что европейских компаний сейчас было много, только немецких больше 10. В выставке участвовали представители Австрии, Северной Ирландии, Италии, Чехии, Финляндии, Дании, — всего 11 стран.

Следует отдать должное организаторам, они постарались создать максимум благоприятных условий компаниям. Арендная ставка за 1 кв. м выставочной площади осталась на уровне прошлого года — 12500 руб. (Те, кто выезжал на аналогичные мероприятия за рубеж, говорят, что она сопоставима со стоимостью аренды на Международной строительной выставке в Дубае). Постоянным участникам предоставлялись скидки.

Сами компании также находили способы сокращения расходов. Некоторые арендовали стенд вскладчину. Другие не оформляли собственную экспозицию, а договаривались с деловыми партнерами и выставляли свои изделия у них.

А вот посетителей, сказали в АЛИТинформе, было даже больше, чем в прошлом году — свыше 5200 человек, в том числе иногородних, приехавших сюда специально. Участники уже и стенды начали разбирать, а посетители все шли и шли.

Каких-то революционных открытий на выставке не нашлось. Была показана добротная продукция, многие образцы которой были улучшены и усовершенствованы в сравнение с прошлым периодом.

В отличие от 2015 года явно «не в тренде» оказалась тема импортозамещения. В прошлом году почти каждая компания была готова рассказать о том, что делает в этом направлении. На некоторых стендах был соответствующий раздел. Теперь даже само слово «импортозамещение» встретилось всего в двух местах.

Две параллельные реальности

Среди экспонатов преобладала техника — от заводов по производству бетона до вспомогательного оборудования.

Большинство машиностроительных компаний привезло образцы изделий. Конечно, в павильоне Экспоцентра бетонный завод смонтировать нельзя. Но отдельные его узлы продемонстрировать вполне реально. Те, кто так сделал, не пожалев денег на оплату дополнительных площадей, выиграли.

У экспозиции НПО «ТензоТехСервис» (Казань) можно было наблюдать что-то вроде небольшой демонстрации. Эта компания за 10 лет реализовала несколько сот заказов — от проектирования до запуска заводов по изготовлению строительных материалов. Заводы, спроектированные «ТензоТехСервисом», работают на всей территории СНГ.

ООО «ЛЕНБЕТОНМАШ» представил планетарно-роторный бетоносмеситель, который обеспечивает более интенсивный процесс перемешивания и высокую однородность смеси.

— Мы выпускаем планетарные смесители емкостью готового бетона от 300 до 2000 л, — рассказал менеджер Вячеслав Вербоноль. — Ранее планетарно-роторное оборудование было только импортное. Теперь при реконструкции бетонного производства его можно заменить отечественным.

Выбор импортного оборудования для промышленности строительных материалов на стендах был огромен — немецкое, итальянское, турецкое... Турецкая компания «ЭЛКОН» даже собралась на следующий год провести выставку своих бетонных заводов в Самаре. Никто не считал, сколько импортных бетоносмесителей и бетонных заводов используется в России. Если верить статистике зарубежных партнеров, — тысячи. Это высококачественная техника, способная служить долго. Но в силу своих финансовым возможностей большинство строительных организаций выбирают более дешевое отечественное оборудование. Правда, иногда пользуются его преимуществом несколько оригинально.

Среди продукции постоянного участника выставок Златоустовского завода бетонного оборудования есть совсем недорогие образцы.

— И некоторые клиенты предпочитают не ремонтировать сломавшийся бетоносмеситель, а сразу заказать новый, — рассказали представители завода.

Отечественные предприятия ревниво следят за успехами друг друга. Честное слово, более полную информацию об интересующей компании было проще услышать на стендах у конкурентов. Похоже, о продукции соперников они знают все.

И российские, и зарубежные специалисты сходятся во мнении: отечественная промышленность в обозримом периоде не сможет выпускать оборудование на уровне лучших мировых образцов. Слишком большие вложения надо делать в эту отрасль. А инвесторов не видно. Российские и зарубежные производители остаются и пока останутся двумя параллельными реальностями. Но заказчики есть у всех!

Сухие смеси: без заграницы никуда

Большой раздел выставки традиционно посвящался добавкам к строительным материалам. Их в широком ассортименте предлагали и отечественные, и зарубежные участники

Многие посетители интересовались продукцией компании «ТехноНиколь». В этом году она показывала новую противоморозную добавку, которая позволяет укладывать бетон при температуре до −25 градусов. Линейка компании включает 30 видов добавок. Кроме того, «ТехноНиколь» выполняет индивидуальные заказы.

Добавки к бетону в нашей стране успешно разрабатывались всегда. Чего не скажешь о добавках к сухим строительным смесям. Все прошлые годы их представляли европейские и китайские компании. Россияне и на прошедшей выставке выступали только в качестве дистрибьюторов тех же европейских производителей. Время от времени отечественные предприятия предпринимают попытку освоить выпуск добавок, но заметных успехов достигло только ООО «Кубань Полимер». Дистрибьюторы европейских поставщиков пока не воспринимают его как серьезного конкурента, но уже начинают напрягаться, услышав это название.

«Кубань Полимер» не участвовала в выставке, и пришлось ограничиться беседой с ее московским дистрибьютором. Иван Зеленин рассказал, что эфиры целлюлозы и прочие добавки, которые изготавливает предприятие, успешно продаются. Одно плохо, заметил он, исходное сырье приходиться покупать за границей.

Единственную полностью российскую добавку к сухим смесям — минеральную — продемонстрировало ООО «Пласт-Рифей» (Челябинская область). Расширяющая добавка РДЖЛ противостоит усадке материала в процессе его твердения. Изготавливается на основе природного каолина, запасами которого богат Урал.

Но для производства полного спектра добавок к сухим строительным смесям нужна основа, которая вырабатывается химической промышленностью. Наши химики ее не делают. Отрасль сухих строительных смесей остается в полной зависимости от импорта.

Интернет живое общение не заменяет

Молодой менеджер, оглядывая со своего стенда зал, мечтательно сказал:

— Уйдет доинтернетовское поколение, выставки станут не нужны. Рекламы, продажи — все окончательно будет происходить в Интернете.

Такие суждения встречаются все чаще, особенно среди молодежи. Но постоянные участники выставки считают: Интернет не заменяет живое общение. Просто надо уметь общаться.

На стенде ООО «ГК КИП-Сервис» (он привез из Казани бетонный завод для начинающего бизнеса) рассказывают: обычно из 300 посетителей 130 затем делают предприятию заказы. Предпочтения потенциальных клиентов, кроме менеджеров, выясняет и сам руководитель предприятия Дмитрий Афанасьев. Кстати, он человек совсем молодой, самый что ни на есть классический представитель интернетовского поколения.

Приехали на выставку наши прошлогодние знакомые — специалисты завода «Импульс» с Алтая (г. Яровой). Мы уже писали («Строительство» № 12 за 2015 г.), что там разработана новая технология по прогреву и отвердению бетона при низких температурах. Вместо привычного нагревательного кабеля используются термоэлектроматы, которые, в отличие от традиционного способа, позволяют равномерно прогревать бетонную массу. Как сказал технический директор Дмитрий Лассый, за прошедший год термостойкость нагревателя удалось повысить до 150 — 170 градусов (вместо 120), что сделало его крепче. Но строители о новшестве информированы мало. По результатам опросов, о нем знают примерно 10% тех, кому этот способ предназначен. Интернет в распространении информации помогает слабо. На предприятии считают, от поездки на выставку в Экспоцентр пользы больше.

Настоящий ветеран выставки — машиностроительная компания «Вселуг» из Москвы. Она изготавливает фасовочные машины для сухих строительных продуктов. С их помощью материалы раскладываются в мешки, что подходит небольшим коммерческим структурам, не нуждающимся в поставках вагонами. В этот раз «Вселуг» привез очередной усовершенствованный образец машины.

— Участвуем в выставке семнадцатый раз — с момента ее организации, — сказал директор по продажам Сергей Нятин. — И в восемнадцатый раз приедем.

Елена БАБАК

Этот материал опубликован в декабрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо