ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестицииФотоВидео
ОСМ показала: <br />
новшества в запас <br />
есть у многих компаний
12.02.2017
Выставки

ОСМ показала:
новшества в запас
есть у многих компаний

Состав участников выставки «Отечественные строительные материалы -2017» обновился на треть

И пепел идет в дело

Выставка «Отечественные строительные материалы» проходила в 18-й раз. По данным ее организаторов — компании Евроэкспо — в Экспоцентре были представлены 14 стран. Количество участников (свыше 230 компаний) и посетителей (12500 человек) не уступало прошлогодним показателям. Правда, примерно 30 компаний участвовали заочно, то есть без оформления стендов.

Дизайн выставочных залов отличался светлыми жизнерадостными тонами и повышал настроение присутствующих. То ли он отражал вкус организаторов, то ли сам кирпич и прочие строительные материалы украшают помещение.

Традиционно считается, что ОСМ демонстрирует материалы, которые нужны на начальном этапе строительства. На самом деле ассортимент представленных экспонатов был значительно шире: от сверхпрочного бетона и сухих смесей до разнообразных герметиков и подоконников из натурального дуба. Среди стеновых материалов можно было видеть железобетонные панели, газобетон, полистиролбетон и даже кирпич из вулканического пепла, собранного в районе Эльбруса.

Классический участник всех выставок — силикатный кирпич. Костромской силикатный завод, один из старейших в отрасли, представил новый вид кирпича и тротуарную плитку. Последняя популярна в Костроме, рассказала сотрудница завода Наталья Черкасова, особенно в частном секторе, который здесь весьма обширен. Причем сейчас выпускается и силикатная тротуарная плитка такой толщины, чтобы ею можно было мостить проезжую часть.

Но в целом силикатный кирпич на ОСМ-2017 сдал свои позиции. Предприятия можно было пересчитать по пальцам. Если в прошлом году от Ассоциации производителей силикатных изделий приехали 22 завода, то теперь — только два. Причину в Ассоциации объяснить не смогли.

Знакомые все «лица»: керамика, кирпич

Зато в залах преобладала керамика. За годы существования выставки она стала ее визитной карточкой. Заводы керамического кирпича из года в год составляют костяк участников ОСМ.

И в этот раз мы встретились со знакомыми по прошлым выставкам Норским керамическим заводом из Ярославля, Воротынским кирпичным из Калужской области, Голицынским керамическим из Подмосковья, Маркинским кирпичным из Ростовской области и многими другими. Некоторые участники выставки стараются занимать в павильоне каждый год одно и то же место — дабы приучить клиентов к мысли о своей стабильности. Вот и нынче в центре зала на «своем месте» расположилась просторная экспозиция компании BRAER (Тульская область). Ассортимент продукции у нее широкий — кирпичи, керамические блоки, тротуарная плитка и др. Каждый год BRAER показывает новинки, сейчас освоил выпуск кирпичей новых цветов — «мокко» и «мускат».

На стенде вручались награды победителям международного конкурса на лучший архитектурный проект, который BRAER проводит пятый год. Число представляемых проектов с каждым годом растет. В последний раз их было 402; в финал отобрали 59. Компания увеличила призовой фонд до двух миллионов рублей. В номинации «Административно-жилое здание» победили архитекторы воронежского архитектурного бюро «Два портала» Артур Арутюнян, Карина Бузовари и Михаил Ступников. Победителем в номинации «Лучший индивидуальный жилой дом» стали архитекторы московской мастерской «Dacha-buro» Петр Попов-Серебряков и Федор Макаров.

Ряд компаний, завоевав местный рынок, приехали в Экспоцентр, чтобы найти клиентов в других регионах. Среди них Балтийский кирпичный дом (группа компаний БИС) из Санкт-Петербурга. В числе прочих строительных материалов он продвигает кирпич завода «LODE» из Латвии. Завод был построен в советское время и рассчитан на большой объем продукции.

— После распада СССР Латвии кирпич в таком количестве стал не нужен, и она начала его экспортировать. С 2008 года поставляет в Россию. В Санкт-Петербурге этот кирпич использован в жилом комплексе «Царский двор», Санкт-Петербургском горном университете, — рассказывает представитель Балтийского кирпичного дома Виктор Шышов.

По его словам, одно из достоинств латышского кирпича — очень точное соблюдение заданных геометрических размеров изделия. От себя добавим: и красивые цвета необычных оттенков — темный, но не черный, светлый, но не белый.

Балтийский кирпичный дом привез также кирпич для каминов и печей. Печник Павел Сарафанников в первый же день выложил на стенде камин из темного и светлого кирпича. Как заметили посетители, похожий на рояль. Кстати, к Павлу у посетителей тоже было немало вопросов. На выставку приходили люди, интересующиеся и печным делом, и просто желающие выложить у себя в доме печь или камин.

Год назад в этом же зале менеджеры разных заводов рассказывали, что в условиях кризиса сокращаются линейки продукции, прежде всего, за счет кирпича для печей и каминов — дескать, людям сейчас не до «излишеств». Но, видим, год прошел — «излишества» превращаются в необходимость.

По поводу преобладания на выставке керамики существуют прямо противоположные точки зрения. Кирпичные заводы очень довольны. Они предпочитают «ОСМ» всем прочим выставкам, поскольку здесь собираются их потенциальные клиенты. А многие посетители считают, что, коль мероприятие посвящается строительным материалам, то надо представлять весь их спектр максимально широко, а не заклиниваться на кирпиче.

Дебют таланта и труда

Как рассказали в Евроэкспо, примерно треть участников выставки приехали сюда впервые. Это, к примеру, Клинцовский и Тульский кирпичные заводы, компания РусСевСтандарт из Севастополя, которая привезла фасадную плитку из крымского ракушечника.

Выступавший на открытии выставки Александр Калинин, президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», отметил: 90% всех стройматериалов производят бизнесмены и предприниматели. И таковых среди нынешних дебютантов немало.

В частности, компания «Царский кирпичъ» создана по инициативе кузнеца Юрия Бескровного, который известен своим интересом к старинным ремеслам. Он и сам освоил старинные приемы кузнечного дела.

Компания располагалась на крошечном стенде (даже для стула не осталось места). Но именно она вызвала огромный интерес у посетителей. В первый день выставки на стенде было свободно. Чтобы подойти в последний день, пришлось встать в очередь.

«Царский кирпичъ» производит изделия ручной формовки. В нашей стране кирпич ручной формовки делается в нескольких местах. Но в Самарской области используется технология XIX века. Кирпич длительное время сушится естественным образом. Обжигается — тоже не быстро — в старинных кольцевых печах (они сохранились с конца позапрошлого столетия).

Понятно, что при таком ритме много сделать не получается. Объемы годового производства многократно ниже, чем на среднем кирпичном заводе. Зато кирпич изготовлен только из природных материалов без химических добавок, «дышит», надежно защищает помещение от холода и влаги, а частые перепады температуры через «0» не разрушают его и не портят внешний вид.

Коммерческий директор компании Алексей Викарчук постучал кирпичом о кирпич. Раздался мелодичный звон, который нельзя услышать от кирпичей, изготовленных на современном оборудовании. На каждом кирпиче — клеймо завода. И стоит он, конечно, в разы дороже выпускаемого серийно. В компании говорят, их продукция предназначена для облицовки коттеджей и частных домов.

Еще один дебютант — компания «СРП — станки для резки пенополистирола» из Новосибирска. Она создана в 2000 году инженером Сергеем Смирновым, и был он тогда единственным сотрудником. Теперь в компании 20 специалистов, которые разрабатывают станки, изготавливают и отправляют клиентам — структурам малого и среднего бизнеса. Со слов руководителя отдела продаж Евгения Бугланова, ежегодно реализуется 200-250 единиц.

Станки СРП трудятся на территории всего бывшего СССР, а также в Таиланде, Германии, Франции. Сегодня компания поставила цель — расширить поставки в страны Евросоюза. Тем более что на выставке был представлен новый, усовершенствованный образец станка.

Вернутся ли научные экспозиции?

«Было бы интересно увидеть на выставке какой-нибудь революционный материал», — такое предложение приходилось слышать и от посетителей, и от участников. Но, согласитесь, материал сначала надо придумать, а потом освоить его производство. Обычно в этом процессе участвуют научные и проектные организации. Но на строительных выставках их найти трудно. Посетители — ветераны (а встречаются и те, кто ездит сюда чуть ли не все 18 лет) говорят, что прежде научные институты считали в порядке вещей оформлять свои экспозиции. Но возобладал прагматизм. Непосредственной связи между присутствием на выставке и последующими заказами на новые разработки не видно. И зачем тогда платить за стенд?

И вот на ОСМ-2017 обнаружилось сразу три института!

Оговоримся, НИИ керамики из Гжели участвует во всех выставках ОСМ. И даже «поселил» в этом году у себя на стенде два кирпичных завода. Приезжает сюда и директор Владимир Езерский. НИИ керамики оказывает помощь предприятиям в выборе месторождения глины, исследует ее качество и т.д. В отличие от советского времени никто не обязывает заводы обращаться к нему за такой информацией. Очевидно, институт научился пользоваться возможностями выставки для привлечения новых заказчиков.

После нескольких лет отсутствия вернулся на выставку НИИМосстрой. Рассказывают, по инициативе сотрудников, которые сумели доказать своему руководству целесообразность этой акции. В частности, институт проводит испытания стройматериалов и выдает сертификаты. Эта работа заслуживает публичных разъяснений. Ведь остается немало компаний, которые, чтобы сэкономить деньги, продолжают покупать сертификаты неизвестно у кого без испытаний, а потом выясняют, что эти «документы» не имеют силы.

Московский государственный строительный университет разделил стенд с заводом «КТ Трон». Разработанный совместно специалистами МГСУ и завода состав сухих смесей на цементных вяжущих был использованы при ремонте гидроизоляции в Московском метрополитене. Как рассказал представитель завода Валентин Подоляк, конкуренция за право выполнить такой заказ была напряженная. Их группе сразу поручили ремонт наиболее поврежденной гидроизоляции — на станции Дмитровская. А потом еще на шести станциях метро.

На выставке МГСУ выступил также организатором семинара по использованию инновационных тепло-гидроизоляционных материалов в строительстве. Но увидят ли его в Экспоцентре через год?

Как сказал доцент Нижегородского государственного строительного университета Владимир Войтович: «Все говорят об инновационных строительных материалах. Но как они появятся без участия науки?»

Елена БАБАК

Этот материал опубликован в февральском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо