«Дорожная карта» по BIM-технологиям от Минстроя России признана негодной
История создания данной «дорожной карты», а также противостояние профессионального сообщества этому документу неоднократно и подробно описано на страницах Отраслевого журнала «Строительство». О том, как проходило заседание Рабочей группы Экспертного совета по данному документу, профессор Марина Король рассказала в № 1-2 — 2017 этого же издания.
Авторство документа взяла на себя БИМ Ассоциация, созданная при поддержке Минстроя России и работающая под его покровительством. Однако качество документа, представленного в Правительство России, было таково, что представители экспертного сообщества были вынуждены обратиться в Открытое правительство, дабы остановить принятие сырого, непроработанного, однобокого плана.
Через 10 дней после очень бурного заседания появилось Заключение Рабочей группы Открытого правительства, которое направлено его главе Михаилу Абызову, а также в Минстрой России. В распоряжении Агентства новостей «Строительный бизнес» оказался этот документ, который приводится ниже в полном объеме.
Заключение Рабочей группы по строительству
Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации
по итогам рассмотрения проекта Плана мероприятий («дорожной карты») по внедрению информационных технологий в сфере строительства
Уважаемый Михаил Анатольевич!
Рабочая группа по строительству Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации (далее — РГ) на очном заседании 7 февраля 2017 г. обсудила проект Плана мероприятий («дорожной карты») по внедрению информационных технологий в сфере строительства (далее — План), подготовленный Минстроем России в соответствии с пунктом 2 «б» перечня поручений Президента Российской Федерации от 11 июня 2016 г. № Пр-1138ГС по итогам заседания Государственного Совета Российской Федерации.
Эксперты РГ по строительству отмечают, что в соответствии с проектом Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы, технологии информационного (цифрового) моделирования зданий и сооружений являются ключевыми технологиями в общей структуре цифровой экономики, т.к. позволяют существенно повысить эффективность одного из важнейших секторов экономики РФ — строительного комплекса. Отраслевое сообщество сходится во мнении, что последовательное внедрение информационных технологий как новой технологической базы организации строительства и элемента цифровой экономики позволяет получить ряд сквозных положительных эффектов:
а) сократить сроки изысканий, проектирования и строительства объектов;
б) повысить прозрачность ценообразования и снизить стоимость сооружения объекта строительства;
в) оптимизировать стоимость эксплуатации и владения на интервале жизненного цикла зданий и сооружений;
г) повысить производительность труда инженеров-изыскателей, проектировщиков, строителей и эксплуатирующих организаций объектов строительства;
д) обеспечить возможность получения инвесторами и заказчиками (в том числе государственными заказчиками) объективной информации об объекте на каждом этапе жизненного цикла.
Все названные эффекты должны положительно повлиять на развитие конкуренции, повысить производительность труда и снизить уровень издержек в строительной отрасли и поспособствуют переходу к новому технологическому укладу.
Анализ, проведенный экспертами РГ, показывает, что представленная на рассмотрение версия Плана по своему содержанию и ожидаемым результатам не в полной мере соответствует указанным выше целям и задачам внедрения в России технологий информационного моделирования зданий и сооружений как ключевого компонента цифровой экономики. В содержательной части Плана акцент чрезмерно смещен в пользу вспомогательных (обеспечивающих) мероприятий, связанных с вопросами ценообразования и сметного нормирования, распределения полномочий органов исполнительной власти и т.д. (пункты 1-10 Плана), которые, при всей их высокой значимости в системе регулирования строительной отрасли, только косвенно могут способствовать внедрению технологий информационного моделирования в строительстве.
При этом мероприятия, отражающие сущностную сторону вопроса (п. 10-13 Плана) требуют уточнения и дополнения. В частности, в текущей версии Плана не учтены следующие аспекты внедрения информационных технологий в строительстве:
1. Необходимо на законодательном уровне закрепить механизмы организации и проведения конкурсов в целях обеспечения поэтапного перехода к применению технологий информационного моделирования при исполнении государственного заказа на проектирование, строительство и эксплуатацию объектов капитального строительства.
2. Недостаточно разработать один стандарт в области информационного моделирования при строительстве и эксплуатации объектов капитального строительства, как это предусмотрено представленной на рассмотрение версией Плана. Опыт зарубежных стран показывает, что в рамках внедрения информационных технологий в строительной отрасли требуется разработка целой структуры стандартов разного уровня. В целях успешной реализации Плана необходимо предусмотреть комплексную программу стандартизации в области информационного моделирования строительства.
3. В плане полностью отсутствуют мероприятия, связанные с актуализацией образовательных стандартов и подготовкой специалистов инженерно-строительных специальностей, разработкой и утверждением терминологической базы (в т.ч. понятия «информационная модель здания»), контрактными вопросами и авторским правом в строительстве.
В соответствии с изложенными замечаниями, требует доработки также и логическая структура документа. Представляется целесообразным структурировать План по следующим разделам:
1. Целеполагание и концепция внедрения информационных технологий в строительстве. В данном разделе должна быть отражена основная цель Плана внедрения информационных технологий в сфере строительства — обеспечение к 2019 году подготовки нормативной базы и программно-технологической платформы в рамках реализации проектов по государственному заказу с использованием технологий информационного моделирования при выполнении инженерных изысканий, проектировании, строительстве и эксплуатации объектов капитального строительства. Мероприятия Плана должны быть увязаны со Стратегией развития цифровой экономики и Стратегией инновационного развития строительной отрасли.
2. Обеспечивающие (подготовительные) мероприятия. В данный раздел необходимо включить такие аспекты, как создание условий для применения технологий информационного моделирования для оценки стоимости капитального объекта с учетом его полного жизненного цикла, в том числе, регулирование вопросов ценообразования в эксплуатации объектов капитального строительства в соответствии с п. 1-10 текущей версии Плана, с учетом замечаний, направленных федеральными органами исполнительной власти.
3. Основные мероприятия. В данный раздел целесообразно включить такие аспекты, как создание правовой и нормативно-технической базы использования технологий информационного моделирования в инженерных изысканиях, проектировании и строительстве, формирование соответствующей инфраструктуры и подготовка кадрового потенциала. Также, в рамках предложений экспертов, предлагается предусмотреть комплекс мероприятий, направленных на обеспечение перехода на обязательное применение технологий информационного моделирования при проектировании, строительстве и эксплуатации строительных объектов, создаваемых за счёт средств бюджетов всех уровней.
4. Ожидаемые результаты. В качестве контрольных показателей успешной реализации Плана предлагается использовать качественные и количественные показатели, сформированные в рамках Стратегии развития цифровой экономики. Ключевыми показателями реализации Плана должны стать снижение затрат на строительство и эксплуатацию объектов с использованием технологий информационного моделирования, а также доля проектов, реализованных с применением соответствующих технологий (как в рамках государственного заказа, так и с привлечением коммерческого финансирования).
Рабочая группа по строительству Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации считает необходимым учесть изложенную позицию при формировании доклада в Правительство Российской Федерации, а также выражает готовность принять участие в доработке Плана мероприятий по внедрению информационных технологий в сфере строительства.
Член Экспертного совета при
Правительстве Российской Федерации
З.М-Г. Ганиев