ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
И зачем нам <br />
этот «зарубеж»? <br />
Там нас не ждут…
19.03.2017
Выставки

И зачем нам
этот «зарубеж»?
Там нас не ждут…

Российские производители покорили выставку «Мир климата»

13-ая Международная специализированная выставка «Мир климата» заражала оптимизмом. Вокруг стендов с кондиционерами, вентиляционным и холодильным оборудованием было многолюдно и оживленно. По данным организаторов, ОАО «Евроэкспо», в Экспоцентр приехали свыше 280 компаний (в 2016 году — 251). Были даже участники из Сибири, оттуда в последнее время на московские выставки приезжают редко.

 

В кризис жизнь только начинается

Площадь экспозиции — около 20 тыс. кв. м — осталась на уровне прошлого года. Заместитель исполнительного директора Ассоциации предприятий индустрии климата (АПИК) Павел Каплин сказал, что вся площадь была разобрана еще в октябре, и многие компании, желавшие стать участниками, на выставку не попали: им просто не хватило места.

В последние два года «Мир климата» принял несколько десятков дебютантов. Судя по размерам и оформлению некоторых отечественных экспозиций, могло показаться, что кризис в экономике закончился. По крайней мере, в данной отрасли. Увы... Официальная статистика фиксирует падение продаж климатического оборудования. Отсюда можно сделать вывод: рынок привыкает к работе в условиях кризиса. В том числе психологически — представители компаний, в отличие от прошлых лет, уже не сетовали на сложную финансовую ситуацию.

В выставке приняли участие 25 стран. Традиционно были представлены известные мировых бренды — Samsung, Toshiba, Siemens и т.д. Их наш кризис также коснулся вплотную. Импорт оборудования за последний год сократился вдвое. Заметим, иностранцы очень не хотят терять наш рынок и активно борются за российского клиента. Практически все привезли самые последние образцы своей продукции, которые даже еще не пошли в серию.

В 2017 году впервые появился статус страны-партнера выставки. В этот раз партнером была Турция. Свою продукцию представили 11 турецких компаний. В частности, FRIGO BLOCK демонстрировали чиллеры для холодильных агрегатов, VatBuz — чиллеры для изготовления пластиков. Присутствовали на выставке две профессиональные турецкие ассоциации — экспортеров, а также производителей кондиционирования и охлаждения воздуха. Все турецкие компании приехать в Москву не могли, зато ассоциации предоставляли о них исчерпывающую информацию. Турецкие строители были и среди посетителей. Турки строят у нас много, и на выставке подбирают оборудование для своих объектов.

Кстати, репортаж о «Мире климата 2017» в ближайшее время собирается опубликовать англоязычный японский журнал «JAHN». Это авторитетное издание в области отопления, вентиляции, кондиционирования и холодоснабжения. Япония, как лидер в этой отрасли, отслеживает все значимые события в мире и считает таковым наш «Мир климата». Материал для журнала собирал известный в международном профессиональном сообществе, в том числе и в России, специалист г-н Hiroshi Fukui, который сейчас является консультантом издания.

 

Вчера открывали магазины, сегодня — заводы

Отличительная черта прошедшей выставки — больше, чем когда-либо, было представлено отечественных экспонатов. Еще более активным был интерес к российским товарам посетителей. У российских стендов толпился народ. Иные искали отечественное оборудование даже у «Евроклимата» — дистрибьютора оборудования европейского. Когда изумленные менеджеры показывали на название, им строго возражали: Россия тоже находится в Европе.

Тенденцию к росту производства можно наблюдать на примере компаний-участниц выставки.

Самую большую площадь в центре павильона традиционно занимал торгово-производственный холдинг «Русклимат», который присутствует на выставке с момента ее основания. Он всегда был известен как эксклюзивный дистрибьютор всемирно знаменитых брендов — BALLU, ELECTROLUX и др. Однако теперь «Русклимат» осваивает новое направление в своей деятельности: организовал и увеличивает собственное производство алюминиевых и биметаллических радиаторов. Очень качественных, уточняет один из самых авторитетных специалистов в сфере сантехники Виталий Сасин, руководитель лаборатории «Витатерм».

НПО «Тепломаш» (Санкт-Петербург) также не пропустило ни одной выставки. Компания занимает четвертую часть отечественного рынка тепловых завес. Выпускает 10 видов. Это один из немногих российских производителей, который осваивает внешний рынок и даже открыл свой филиал в Канаде.

Компания «ВЕЗА» (вентиляционное и холодильное оборудование) год назад обещала запустить очередной, седьмой, завод. Запустила. Теперь строит восьмой. На выставке «ВЕЗА» в числе других экспонатов демонстрировала установку, совмещающую функции вентиляции и дымоудаления (обычно выполняется одна из этих функций). Такое оборудование разработали в конструкторском бюро «ВЕЗА-Брянск». Его охотно приобретает Московский метрополитен. А в Экспоцентр привезли в этот раз новый, более мощный вариант установки.

 

Дебютанты и их поклонники

К дебютантам посетители проявляли не меньший интерес, чем к хорошо известным маркам.

Сургутская вентиляционная компания производит вентиляционное оборудования под маркой SEL с 2008 года. «Мы сотрудничаем с нефтяниками, а у них есть возможность покупать все самое лучшее, — рассказывает представитель завода Сергей Лисянский, — так что нам приходится конкурировать с известными западными брендами». Сегодня производственная линейка компании превышает 1400 наименований. Сюда входят оборудование как для офисных, так и промышленных помещений, включая зоны с высокой степенью опасности возгораний и взрывов. Обычно в отечественной технике автоматика устанавливается все равно импортная. Однако в сургутской вентиляции используются отечественные логистические контроллеры широко спектра —zentec. Тут же, на стенде компании, присутствовал их разработчик — Михаил Зендер из Санкт-Петербурга. В настоящее время он выбирает площадку для серийного производства контроллеров.

Впервые участвовали в выставке «НЕВАТОМ» из Новосибирска (промышленные вентиляционные установки), «Русские алюминиевые трубы» из Тольятти. В Тольятти делают трубы для кондиционеров. По словам генерального директора «Русских алюминиевых труб» Юрия Третьякова, они изготавливаются на оборудовании, почти полностью сделанном в России.

Скромный стенд подмосковной компании WENTBOX штурмовали многочисленные посетители. Их внимание привлекали представленные на стенде приточные вентиляционные установки. Очень компактные, а потому удобные для использования в городской квартире, гараже или загородном домике.

Понятно, аналогичных компаний на рынке климатического оборудования намного больше, — не все же поедут в Экспоцентр. У нас на глазах формируется сегмент промышленности из небольших (несколько десятков работников) предприятий. У них разная специализация, разное местонахождение, но они чем-то похожи друг на друга. Как правило, созданы в конце прошлого десятилетия по инициативе амбициозных инженеров, имеющих собственные разработки и желающие их непременно реализовать. Производство роботизировано. В качестве материальной базы (оборудование, комплектующие) максимально используются российские ресурсы. Итог — демократичные цены, которые привлекают клиентов.

 

Конкурентны только в России?

Однако бить в литавры рано, считают специалисты.

— Российское оборудование доминирует только в отдельных сегментах рынка, к примеру, в сегменте вентиляционных установок, — говорит Георгий Литвинчук, директор маркетингового агентства «Литвинчук Маркетинг». — Но качество нашего оборудования действительно неплохое. Поставляется ли оно за границу? Нет. Если кто-то думает, что зарубежные рынки для нас открыты, тот очень сильно ошибается.

В кулуарах выставки рассказывали, как одно наше предприятие пыталось торговать в Европе. Оказалось, что прежде его продукция была обязана пройти многочисленные испытания и получить всякого рода разрешительную документацию. Чтобы окупить затраты на эти процедуры, россиянам пришлось бы продать за рубежом треть своей продукции, к чему они никак не были готовы. На том «поход» в Европу и закончился.

— Ну и зачем нам этот зарубеж? Там нас не ждут, а российский рынок большой, — рассуждали на стендах российских производителей.

А вот наш потребитель ждет иностранное оборудование. Не будем закрывать глаза: нынешний всплеск интереса к отечественным изделиям вызван сложной финансовой обстановкой. Станет попроще с деньгами, и — можно не сомневаться — многие российские предприятия опять будут заглядываться на мировые бренды. И даже более низкой ценой отечественных изделий не соблазнятся.

Появилось стандартная характеристика наших товаров: конкурентны в России. Но полноценное импортозамещение предполагает, что они должны быть конкурентны и на международном рынке. Видимо, отечественным производителям в ближайшем будущем придется покорять Европу, ждут их там или нет. А попытка развивать промышленность обособленно от внешнего мира в нашей истории уже была.

Выставка наводит на мысль, что замещение импорта происходит, так сказать, «по вдохновению». Делаем то, что получается, а не то, что нужно в первую очередь. Да и старается ли кто-нибудь определить эту очередь?

Между тем на каждом стенде любой специалист с ходу называл десяток позиций, которые жизненно необходимы нашей промышленности и которые не выпускаются в России совсем. И покупаются за валюту, хотя вполне могли бы делаться у нас.

 

Елена БАБАК

 

Этот материал опубликован в мартовском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Анонсы
16-18 апреля 2024, Санкт-Петербург, ЭКСПОФОРУМ
ИнтерСтройЭкспо 2024 – 30-я юбилейная международная выставка строительных, отделочных материалов и инженерного оборудования.
• • •
15-19 апреля. Сочи.
Сочинский Всероссийский жилищный конгресс
• • •
23 апреля. Москва. LOTTE HOTEL
Национальный форум инфраструктурных компаний
• • •
23-25 апреля. Екатеринбург. МВЦ «Екатеринбург-Экспо»
Выставка Build Ural 2024
• • •
13-16 мая. Москва. Крокус Экспо.
Международная строительно-интерьерная выставка MosBuild
• • •
28-31 мая, Москва, ВДНХ павильон 46
Всероссийский форум «Градостроительная неделя: инновации и развитие»
• • •
28-31 мая. Москва. Крокус Экспо
Международная выставка Logistika Expo
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
COMvex 2024 - международная выставка коммерческого транспорта и технологий
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
CTT Expo 2024 - международная выставка строительной техники и технологий
• • •
4 июня. Москва, Краснопролетарская ул. 36
BIM-ФОРУМ
Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо