ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
КПД <br />
глазами <br />
европейцев
26.03.2017
Архитектура

КПД
глазами
европейцев

Современные технологии делают крупнопанельное домостроение архитектурно разнообразным и эстетически привлекательным

Весьма любопытное выступление прозвучало на строительном форуме «Цемент. Бетон. Сухие смеси», который прошел в Москве в конце минувшего года. Директор компании DOM publishers (Германия) Филипп Мойзер рассказал о потенциале развития крупнопанельного домостроения в XXI веке.

Самым необычным для российского слушателя в этом выступлении было то, что представитель европейской архитектуры говорит о возрождении крупнопанельного домостроения, которое еще не так давно у нас в стране пытались под разными предлогами похоронить. К счастью, не вышло.

«Я буду говорить с точки зрения архитектора, — констатировал Мойзер. — Это важно потому, что я говорю о ренессансе панели и прежде всего об эстетике. Хочу сказать, как сегодня архитекторы воспринимают панель и как архитектурная теория относится к такого рода технологии».

Оказывается, сегодня уже и западные архитекторы стали задумываться о возможностях, которые предоставляет эта технологии массового домостроения. И вот это, пожалуй, ключевое слово — массового! Потому что, как выясняется, потребность в массовом строительстве жилья актуальна не только для России, но и для, как нам всегда казалось, благополучной в жилищном отношении Германии.

В Германии, как и у нас — по свидетельств Мойзера — многие боятся монотонного вида панельной застройки. Однако, когда говорят, что панель скучна, чаще всего имеют в виду достаточно старые, «традиционные» методы и технологии крупнопанельного строительства.

Однако сегодня все меняется буквально на глазах. Уже созданы цифровые технологии, которые позволяют создавать сложные по конфигурации панели без потери конструкционных качеств. Теперь есть и цифровые основы, которые используются при создании домов, в том числе BIM-технологии. Таким образом, с помощью панелей мы можем сегодня создавать уникальные разработки. Причем это не перестает быть индустриальным, то есть массовым домостроением!

«Сегодня уже есть примеры панельного строительства, когда можно сказать, что это — потрясающая архитектура», — заявил Филипп Мойзер.

Тем не менее, отметил докладчик, использование этих технологий в большом масштабе сталкивается с различными противоречиями. Прежде всего, речь идет о психологическом неприятии КПД. Потому что по-прежнему мало кому традиционные панельные дома кажутся привлекательными. Однако это — устарелый стереотип, навеянный панельными домами прошлых десятилетий. Сегодня все может обстоять совершенно по-другому…

Сегодня есть три направления мысли, которые делают панельное домостроение более разнообразным, считает Филипп Мойзер.  Здесь три ключевые слова: типология, эстетика и технология.

Инвесторы и архитекторы всегда хотят построить что-то индивидуальное. Поэтому когда говорят о стандартизации, о прототипизации мы этого боимся. Однако ведь все наше окружение стандартизировано!

Взять, к примеру, компанию ИКЕА. Когда мы говорим о стандартах интерьера жилья, то ИКЕА дает нам иллюзию, что вся ее продукция очень индивидуальна. Но понятно, что эта мебель стандартизирована, состоит из стандартизированных элементов. И все же каким-то образом удается нас убедить, что мы с этой мебелью живем в индивидуальном мире.

В строительстве же, благодаря современной 3D-печати мы вообще можем создавать панель любой формы.

История крупнопанельного домостроения, по мнению Филиппа Мойзера, складывается из пяти этапов, пяти поколений. Первое поколение он образно сравнивает с шахматной доской, где нет ничего индивидуального — равномерно распределенные квадраты, которые нельзя заменить. Так и дома — просто ставим «клетка за клеткой».

Наименьшим неизменным элементом такого дизайна, который появился в конце 50-х — начале 60-х годов, было само здание.

Затем, с начала 60-х архитекторы стали задумываться, как получить более индивидуальную форму в городской среде. Зодчие совместно с инженерами создали второе поколение зданий КПД. Его уже можно сравнить с домино: наименьшей единицей дизайна стала секция дома. Это позволило делать какие-то другие пространственные решения и планировку зданий. Появились «змееобразные» дома с угловыми, поворотными секциями и т.д. Этот вариант стал более гибким, чем первое поколение КПД. И это существенно повлияло на то, как стали выглядеть города с застройкой того периода.

В начале 80-х появилась еще более гибкая система КПД и наименьшим неизменным элементом уже стала квартира. В этом — третьем — поколении крупнопанельного домостроения мы стали индивидуализироваться за счет того, что по-разному сочетали эти элементы и смогли получить более разнообразные архитектурно-пространственные решения.

В России, после того, как распался Советский Союз, открылась новая эра крупнопанельного домостроения. В Германии же в тот момент крупнопанельное домостроение практически сошло на нет. Считалось чуть ли неприличным думать, а тем более говорить о панельном домостроении в жилищном строительстве.

Однако в России ситуация была иной и крупнопанельное домостроение развивалось даже в 90-е и двухтысячные годы. Здесь появились отдельные новые индивидуализированные проекты, которые представляют уже четвертое поколение крупнопанельного домостроения. Его Мойзер сравнивает с конструктором Лего, потому что в распоряжении архитектора появилось большое количество составляющих конструктивных элементов, что позволило еще более индивидуализировать крупнопанельные здания.

И, наконец, утверждает Филипп Мойзер, появляется пятое поколение панельного домостроения. Это — печать зданий с помощью 3D-принтеров.

Процесс дизайна и проектирования при такой технологии принципиально изменился. Архитекторы, проектировщики теперь с помощью компьютера могут создавать здания и их элементы самых различных форм.

«Мы сейчас получили полную свободу проектирования любых форм в крупнопанельном домостроении, — считает Филипп Мойзер. — Поэтому могу утверждать, что сегодня все возможно — практически нет никаких ограничений по проектирования зданий — как жилых, так и другого назначения.

Однако Филипп Мойзер предостерегает: «Как архитекторы мы должны всегда помнить, о том, что мы нужно придерживаться определенных традиционных подходов в проектировании. То есть мы должны по-прежнему двигаться в духе традиционного домостроения, а не лепить разные «пузыри» причудливых форм».

И с этим нельзя не согласиться.

Хотя последний пункт классификации — 3D-печать зданий — вызывает некоторые сомнения по поводу того, что докладчик отнес его к крупнопанельному домостроению — ведь процесс «печати» на 3D-принтере более похож на монолитную технологию: принтер практически «отливает» стены здания по заданным параметрам. Кроме того, «печать» здания по этой технологии, как правило, выполняется на стройплощадке, а не на заводе.

На вопрос автора этих строк к докладчику по поводу этих сомнений, Филипп Мойзер ответил следующее:

«Сегодня мы, с одной стороны, можем выполнить 3D-печать здания на месте, на стройплощадке. Но с другой стороны, можно печатать детали на заводе и собирать из них дом уже на стройплощадке. Под пятым поколением КПД я подразумеваю именно второй вариант. Тем не менее главный признак пятого поколения КПД — то, что мы не привязаны к стандартным размерам деталей, конструкций, секций всего дома. Этим оно отличается от всех предыдущих поколений, особенно первого, когда жестко стандартный набор типоразмеров и мы были ограничены в своем выборе. Теперь же мы можем гибко «настраивать» каждую панель — по размерам и даже формам самой панели».

 

Михаил ЗИБОРОВ

 

Этот материал опубликован в мартовском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо