ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
На Коллегии Минстроя решали, как считать жилье и что делать с городской средой
06.04.2017

На Коллегии Минстроя решали, как считать жилье и что делать с городской средой

31 марта состоялась итоговая Коллегия Минстроя России. На заседании присутствовал первый вице-премьер Игорь Шувалов – он-то своими вопросами и замечаниями задал мероприятию не победно-отчетный, а весьма критический тон. Остальные выступающие его также поддержали.

С докладом о состоянии дел в строительной отрасли выступил министр Михаил Мень. Отметим сразу, что основной упор в докладе был сделан на те направления, по которым Минстрой отвечает перед правительством России, а именно: жилищное строительство, ЖКХ, расселение аварийного жилья, ипотека и арендное жилье, градостроительство и ценообразование. Несколько слов было сказано о саморегулировании, техническом регулировании и административных барьерах.

При этом не прозвучали цифры о фактическом положении строительных компаний, о том, что за 2016 год более 3000 организаций обанкротились  -объемы инвестиций в строительную отрасль резко сократились, а спрос на жилье упал до показателей 2008 года. О том, что существенно снизился госзаказ, а заказчики по-прежнему платят как хотят, заставляя строителей влезать в кредиты. Всего пару раз были упомянуты проектировщики в контексте проектов повторного применения и ни разу не прозвучало слово изыскания. Хотя и у изыскателей, и у архитекторов, и у проектировщиков проблем – выше крыши. Остался практически в стороне и вопрос применения инновационных и энергосберегающих материалов и технологий, а также все то, что мешает этим материалам прийти на стройку: электронный аукцион на понижение цены и отсутствие утвержденных стандартов и сводов правил. Но и по тем темам, которые министр озвучил в своем докладе, до победных реляций тоже далеко, хотя успехи, конечно, есть.

Что касается жилищного строительства, то цифры за 2016 год общеизвестны – введено 80 млн кв.м. жилья, при этом 50% жилья построено гражданами на собственные средства либо зарегистрировано ими в рамках дачной амнистии. Таким образом, можно говорить о реальном вводе многоэтажного жилья, за которое хоть как-то отвечает государство, в объеме 39,9 млн кв.м. При этом практически все это жилье построено либо на средства дольщиков (80%), либо на ипотечные кредиты, либо на частные инвестиции – средства бюджетов всех уровней в жилищном строительстве присутствуют либо в господдержке ипотечной ставки, либо в рамках софинансирования федеральных целевых программ. К сожалению, общая сумма бюджетных средств, затраченная на строительство жилья, в докладе приведена не была.

На 2017 год в планах Минстроя обеспечить рост строительства жилья и к 2020 году выйти на показатель 100 млн кв.м. в год. Судя по всему, в этих цифрах также остается индивидуальное строительство, хотя тот же Игорь Шувалов уже неоднократно призывал «очистить» цифру и перестать приплюсовывать частные дома и коттеджи к общим показателям.

Комментируя доклад министра в части жилищного строительства, Игорь Шувалов призвал быть реалистами и оперировать достоверными цифрами, ведь и ввод жилья, и ипотека падают. В 2017 году ввод жилья будет считаться уже по-другому, в зачет пойдет только то жилье, которое строится бизнесом на продажу, без учета индивидуальных домов и амнистированных дач. Минстрою нужно заниматься массовым стандартным жильем, отказавшись от термина «жилье эконом-класса» и обратив внимание на качество и комфорт строящегося жилья. Игоря Шувалова возмутил тот факт, что зачастую дома, построенные на средства Фонда ЖКХ в рамках федеральных программ, имеют неудобные планировки и весьма низкое качество строительства.

При этом в России остается нерешенной проблема обманутых дольщиков – более того, за последние годы ее «активного решения» количество этих дольщиков выросло. В качестве успешного примера такого решения Михаил Мень назвал расшивку ситуации с СУ-155, где в 14 регионах России оказались обманутыми более 30 тысяч дольщиков. Однако это единичный случай такой заботы государства, а сейчас в десятках регионов остаются дольщики, которые ждут свое жилье годами и десятилетиями. На 1 января 2017 года зарегистрировано 714 проблемных строек в 67 регионах, пострадавших граждан – 39950 человек. И это количество из-за банкротства застройщиков и строительных компаний будет только расти.

Для того, чтобы снять остроту проблемы, будет сформирован компенсационный фонд долевого строительства жилья, но он будет распространяться только на новые стройки, начатые после его формирования, а все старые проблемы так и останутся уделом региональных властей и самих дольщиков. По словам выступавшего на коллегии депутата Госдумы, первого зампреда председателя Комитета по жилищной политике Александра Сидякина, регионы эту проблему самостоятельно решить не могут, средств на достройку частных проектов в бюджетах не заложено, а только в 2016 году в регионах появилось 225 новых проблемных строек. «Чем дольщики СУ-155 лучше, чем все остальные?» - поинтересовался депутат. На это Игорь Шувалов ответил, что из-за банкротства СУ-155 пришлось решать одномоментно проблемы 30 тысяч человек, а за остальную «долевку» должны отвечать именно региональные власти, поскольку они давали застройщикам разрешение на строительство и по идее должны были знать, кому дают. Федеральных средств на проблемную «долевку» нет и не будет.

Оживленная дискуссия состоялась и вокруг термина «формирование современной городской среды». Начал ее первый вице-премьер Игорь Шувалов, задав Михаилу Меню вопрос: что же такое благоприятная городская среда и где в ней находится ЖКХ, если находится? Выяснилось, что четкого понимания городской среды пока нет, и есть опасность, что нацпроект, на который выделяются 20 млрд рублей, сведется к благоустройству дворов и покраске детских площадок, которые через пару месяцев перекопают городские службы в рамках планового или аварийного капремонта. Именно поэтому, по мнению Шувалова, нужно выработать такие управленческие решения, чтобы в одной связке работали программы модернизации ЖКХ, формирования благоприятной городской среды, ипотеки и арендного жилья, да и все остальные региональные и муниципальные программы.

Весьма критическим и жестким было выступление председателя Общественного совета Минстроя России Сергея Степашина. Оставив в стороне достигнутые успехи, он призвал сосредоточиться на задачах, которые предстоит решить. Прежде всего, хотелось бы знать, что происходит со стратегией инновационного развития строительной отрасли? Она до сих пор не утверждена, а работа над ней практически сошла на нет. Также крайне мало уделяется внимание вопросам энергоэффективного строительства, хотя ежегодна с потерями тепла в воздух вылетает 300 млрд рублей. Необходимо установить стандарты энергосбережения и прописать, что любой вновь строящийся или капитально отремонтированный дом должен быть энергоэффективным. При этом применение инновационных и энергоэффективных технологий очень тормозят действующие законы и нормативные документы.

Кроме того, нет постоянно действующей модели расселения аварийного жилья, которое признано таковым после 1 января 2012 года. Действующая программа заканчивается в сентябре, но миллионы квадратных метров жилья непригодны и опасны для проживания. Поэтому необходимо предусмотреть продление программы еще на несколько лет. При этом должно считаться недопустимым строительство нового «аварийного» или временного жилья, а такие факты выявляются постоянно. Людей переселяют во времянки, пообещав нормальное жилье, потом подрядчик исчезает, мэра города сажают, а люди остаются во временном жилье.

Тему аварийного жилья развил в своем выступлении аудитор Счетной палаты России Юрий Росляк. По его мнению, нужно закрепить в Жилищном кодексе, что именно делать с аварийным жильем, выявленным после 1 января 2012 года и создать единый алгоритм решения этой проблемы. При этом необходимо провести обследование всего жилого фонда и понять, какие работы и в какие сроки на нем необходимо вести. С соответствующим законом Минстрой опоздал, сроки уже сорваны, необходимо быстро доделывать документ и вносить в Госдуму.

Юрий Росляк отметил, что программа «Жилье для российской семьи», к сожалению, не получилась, но это не значит, что от нее нужно отказываться, поскольку цели и задачи очень правильные. В России в улучшении жилищных условий нуждается 23 млн семей – это потенциальные потребители жилья. Но жилье должно быть не только современным, но и доступным – соответственно, из его стоимости нужно убрать строительство инженерных сетей и инфраструктуры, это должны взять на себя ресурсоснабжающие организации и местные власти.

Для того, чтобы любые жилищные и градостроительные программы воплощались успешно, необходима современная градостроительная документация, но качество генпланов крайне низкое. 92% регионов отчитались, что у них есть генпланы, но на самом деле это формальные бумажки, по которым никто не работает. Участки под жилищное строительство выделяются без генплана, зачастую в чистом поле, без дорог и сетей. При этом качество строительства жилья в муниципалитетах весьма низкое.

Подводя итоги заседания коллегии Минстроя России, Игорь Шувалов также обратил внимание министра строительства Михаила Меня, что в последнее время совершенно забыта тема сокращения административных барьеров в строительстве. Это замечание последовало в ответ на доклад Михаила Меня и, в частности, на пассаж о том, что за последние три года Россия поднялась на 63 позиции в рейтинге Всемирного банка по показателю «разрешение на строительство». Игорь Шувалов напомнил, что хотя 63 позиции – это звучит громко, но на самом деле Россия пока всего на 115 месте по разрешению на строительство, а это довольно слабый показатель. И при этом в публичном поле этот вопрос поднимается все меньше и меньше. По его мнению, это неправильно, и ситуация требует исправления.

Игорь Шувалов предупредил, что в ближайшее время, после объявления очередного рейтинга, все ведомства, чьи показатели окажутся ниже, будут отвечать. Выход на рынок для бизнеса должен быть быстрым и незатратным.

Лариса Поршнева
 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо