ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Переселены из аварийного жилья только 73% граждан, довольны новым жильем только 14,3%
25.04.2017

Переселены из аварийного жилья только 73% граждан, довольны новым жильем только 14,3%

Коллегия Счетной палаты России рассмотрела итоги переселения граждан из аварийного жилья в 2016 году и в целом за весь период реализации федеральной программы. С докладом выступил аудитор Юрий Росляк.

Как было отмечено на Коллегии, в 2014-2016 гг. в целом по стране расселено 8,1 млн кв. м аварийного жилья, признанного таковым по состоянию на 1 января 2012 г., переселено около 520 тыс. человек или около 73% показателя, установленного Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1743-р.

Общий остаток аварийного жилья, который необходимо расселить в срок до 1 сентября 2017 г. составляет около 3 млн кв. м, в котором проживают порядка 191 тыс. человек.

Согласно полученным в ходе анализа данным, наиболее сложная ситуация с расселением складывается в Республике Тыва, где на начало текущего года расселено только 19,4% общего объема аварийного жилья, в Амурской области (38%), Республике Карелия (46%), Забайкальском крае (47%) и Саратовской области (51%).

В 2016 г. расселено 2,8 млн кв. м. аварийного жилья, в котором проживали 176 тыс. человек. С учетом перевыполнения установленных целевых показателей по расселяемой площади и по количеству расселяемых граждан за 2014-2015 гг., достижение целевых показателей за 2016 г. составляет 104,9% и 105,6%, соответственно.

В 2016 г. достижение и перевыполнение целевого показателя по расселяемой площади за 2016 г. обеспечено 65 регионами, не обеспечено 13 регионами, из них 4 региона выполнили годовой показатель менее чем на 30% (Приморский край – 28,5%, Саратовская – 24,8% и Тверская – 15,3% области). В Республике Тыва, Тульской Амурской и Ивановской областях переселение в счет выполнения целевого показателя по расселяемой площади 2016 г. не начато.

В 2016 г., также как и в предыдущие годы, перевыполнение установленных показателей по расселяемой площади и количеству расселяемых граждан было достигнуто за счет их перевыполнения одними регионами при систематическом невыполнении другими регионами. При этом существующая между регионами дифференциация усугубляется.
Основной причиной неисполнения программы в проблемных регионах стало наличие у них различных нерешенных проблем организационного и финансового характера.

Так, проверка, проведенная в одном из таких регионов - Республике Карелия, выявила наличие таких проблем, как:
- отсутствие координации и должного контроля за выполнением мероприятий программы со стороны региональных и муниципальных органов власти;
- позднее заключение контрактов на строительство домов и приобретение жилых помещений;
- недостаточная техническая оснащенность и низкая квалификация работников строительных организаций;
- невыполнение подрядчиками принятых обязательств по заключенным контрактам в полном объеме и в установленные сроки;
- недостаточность средств в бюджетах муниципальных образований на приобретение дополнительной площади жилых помещений.

Еще одна причина неисполнения программы – несбалансированность консолидированных бюджетов проблемных регионов, выраженная в наличии у них дефицита средств на софинансирование мероприятий программы, что также подтверждено в ходе выездной проверки в Республику Карелия.

Так, Республика Карелия входит в число наименее обеспеченных регионов по уровню бюджетной обеспеченности (в 2017 г. - 73 место), бюджет которого характеризуется высокой долговой нагрузкой (115% суммы налоговых и неналоговых доходов бюджета по состоянию на 1 января 2017 г.). Однако при определении уровня софинансирования Программы переселения недостаточная бюджетная обеспеченность региона Минстроем и Фондом ЖКХ не просчитывалась, а Минфином не учитывалась как обязательство субъекта (при оценке уровня бюджетной обеспеченности).

Только выделение в 2016 г. дополнительной финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ в размере 0,55 млрд руб. позволило региону частично сбалансировать Программу. Полученные средства были направлены на оплату принятых обязательств по 66 заключенным государственным и муниципальным контрактам на строительство и приобретение жилой площади в многоквартирных жилых домах.

В 2017 г. дефицит средств консолидированного бюджета Республики Карелия, необходимых для реализации Программы, составляет 0,79 млрд рублей или около 37% от общей потребности в средствах.

В то же время, несмотря на наличие дефицита средств, на 1 февраля 2017 г. в Республике Карелия отмечается значительный объем неиспользованных остатков средств Фонда ЖКХ (1,2 млрд руб. или около 39% полученного финансирования).

Образование остатка средств Фонда ЖКХ обусловлено такими причинами, как отсутствие координации и контроля со стороны органов власти на местах, срыв сроков выполнения строительных работ подрядчиками, длительность проведения конкурсных процедур, необеспечение сноса расселенного аварийного жилья и, как следствие, затягивание сроков предоставления земельных участков для строительства.

«Это означает, что не все зависит от наличия средств, но и от эффективности управления реализацией Программы, которая по-прежнему продолжает желать лучшего», - отметил в ходе своего выступления на Коллегии Юрий Росляк.
Кроме того, достаточно острой остается проблема качества ранее построенного или приобретенного жилья. Несмотря на то, что в целом оно соответствует установленным требованиям, практически на каждом проверенном объекте строительства были выявлены различные дефекты и недостатки. Результаты опроса, проведенного Счетной палатой в рамках экспертно-аналитического мероприятия, показали, что качеством предоставленного жилья удовлетворены только 14,3% респондентов.

Коллегия приняла решение направить информационные письма в Правительство Российской Федерации и временно исполняющему обязанности Главы Республики Карелия, отчет - в палаты Федерального Собрания.

По материалам Счетной палаты

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо