Михаил Посохин – о Съезде, Реестре и о деньгах
- Михаил Михайлович, как Вы можете охарактеризовать состоявшийся Съезд НОПРИЗ?
- Пятый Съезд будет юбилейным, а этот Съезд - определяющий, потому что он определяет порядок дальнейшей жизни саморегулируемых организаций. Это для нас очень важно, потому что и утвержденная смета расходов, и ротация Совета, и правила работы с Нацреестром специалистов будут служить исполнению тех основных направлений нашей работы в 2017 году.
- Первоочередная задача сейчас – Национальный реестр специалистов. Минюст утвердил приказ Минстроя России о порядке ведения реестра – теперь можно работать?
- Да, министр строительства Михаил Мень сообщил нам сегодня, что Минюст утвердил порядок ведения Национального реестра специалистов. Таким образом, легитимность этого реестра теперь никаких сомнений не вызывает. Но мы работали над всеми материалами по реестру и раньше, на основании поручения Минстроя России. Мы уже провели организационные мероприятия внутри аппарата НОПРИЗ, где сформировано подразделение по ведению реестра, которое приступило к работе. В результате мы уже получили от СРО порядка 300 кандидатов на включение в реестр.
Я вам должен сказать, что это довольно успешное начало – дело-то совершенно новое, требуется собрать определенные документы, которые иногда вызывают затруднения. Совет НОПРИЗ постарался максимально упростить эту задачу, а иначе создается неправильная ситуация: мы, с одной стороны, ратуем за сокращение административных барьеров, а с другой стороны, создаем их сами для своих членов. Поэтому нам не нужны лишние справки, а все СРО – члены НОПРИЗа получили статус операторов Нацреестра.
Ведение реестра - это очень сложная задача, в сфере изысканий и проектирования работает более 60 тысяч компаний, то есть, в реестре должно быть, как минимум, 120 тысяч специалистов. Поэтому дальнейшая наша задача – это найти такую форму, чтобы формировать реестр качественно и в минимальные сроки.
- Как продвигается реформа саморегулирования и исполяется закон 372-ФЗ?
- Выяснилось, что закон принять гораздо легче, чем его реализовать, а ведь реализация фактически поручена Национальным объединениям. Конечно, у нас с НОСТРОем есть разница в подходах, но мы движемся одном направлении.
Сегодня аппарат НОПРИЗа работает в авральном режиме, и не только по Нацреестру. К нам поступили тысячи обращений от СРО, и мы издали несколько методических рекомендаци, чтобы дать разъяснения саморегулируемым организациям по самым важным вопросам реформы СРО.
Кроме того, НОПРИЗ сделал очень много для того, чтобы проработать вопросы, связанные с написанием нового закона об архитектурной деятельности. Я был инициатором активного развития этой темы, и мы продвинулись достаточно далеко - на Совете 25 апреля мы утвердили концепцию законопроекта, которая многократно обсуждалась на совещаниях с Союзом архитекторов России, с Академией архитектуры и общественностью. Это тоже большой пласт работы.
Нельзя не сказать о том, что идет колоссальная работа по техническому регулированию, по организации аттестации специалистов. Каждая задача тянет за собой целую цепочку проблем, по которым могут быть различные мнения. Все это нужно скомпоновать, найти компромиссы и принять решения, которые всех устраивают. Это довольно сложная работа, и мы ей занимаемся в ежедневном режиме.
Большую роль здесь играют вице-президенты, потому что за каждым из них закреплены определенные задачи. Первые вице-президенты вообще занимаются всеми вопросами, и тот опыт, который есть у Анвара Шамухамедовича Шамузафарова, всю жизнь занимавшегося вопросами организации отрасли – в рамках Госстроя России, РСС, НОПРИЗа и так далее - дает нам возможность правильно выстраивать эту работу. Клепиков Павел Вениаминович, представляющий изыскательское сообщество, тоже очень опытный человек.
В общем, я очень доволен, что у нас собрался такой отличный коллектив, который дружно и целенаправленно работает, и прежде всего, для специалистов, для системы саморегулирования. Мы считаем, что НОПРИЗ – единственная организация, которая сконцентрировала столько специалистов, профессионалов самой высочайшей пробы. Потому что все остальные организации разрезаны на отдельные профессии, а здесь мы все вместе.
- Какова позиция НОПРИЗа по поводу восполнения саморегулируемыми организациями своих компфондов в том случае, если они полностью или частично утрачены в проблемных банках? Нужно их пополнять до исторического максимума?
- Есть согласованная позиция Ростехнадзора, в которой говорится, что пока банк находится на стадии банкротства и конкурсные управляющие, которые проводят определенные процедуры, передают в НОПРИЗ компфонды исключенных из госреестра СРО, зависшие в этих банках, мы должны их принимать, поскольку де-юре эти деньги существуют.
Сегодня нет у нас правовых оснований, по которым мы могли бы как-то наказывать или заставить саморегулируемые организации восполнять тот компенсационный фонд, который у них был потерян из-за отзыва лицензии банка. Есть другие случаи, когда компфонд выведен из СРО и попросту украден. Тогда мы пишем письма в Генеральную прокуратуру, в другие органы, чтобы они соответственно реагировали. То есть, каждый случай недостачи компфонда будет рассматриваться индивидуально.