ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Что государство <br />
должно сделать <br />
для развития BIM в России
01.05.2017

Что государство
должно сделать
для развития BIM в России

На круглом столе «Переходим на информационное моделирование: проверка готовности» Марина Король, генеральный директор компании «Конкуратор» и представитель Национального объединения изыскателей и проектировщиков, обозначила тему своего выступления так: «Ключевые факторы успеха государственной программы перехода на технологии информационного моделирования».

Иными словами, речь о том, что должно делать государство, для того чтобы мы прошли этот путь трансформации с минимальными потерями, максимально безболезненно и в какое-то осмысленное время смогли увидеть результаты этой работы.

У этого процесса две стороны — государство и рынок. В Минстрое новый куратор направления BIM — Хамит Давлетярович Мавлияров, когда приглашает нас на совещания и мы обсуждаем эти вопросы, говорит: «Вот есть рынок, есть бизнес, а есть государство. Давайте мы, определяя наши цели и приоритеты, определим, что за кем, какая сторона». Это, мне кажется, очень важный момент. И то, что я буду говорить сегодня, безусловно, относится к тому, что должно быть сделано со стороны государства.

 

Существует целый ряд моментов, которые совершенно объективно должны быть приняты в расчет. В первую очередь это, безусловно, путь и этапы этого пути.

Первый этап, который можно назвать стартом, когда профессионалы уже начинают эти технологии использовать, однако государственные мужи еще пока об этом ничего не знают. И приходит первое осознание, что нужно с этим что-то делать.

Следующий этап — когда происходит анализ полезности этих технологий, анализ воздействия вообще перехода на информационное моделирование в масштабе целой экономики. И здесь, безусловно, огромную роль играют пилотные проекты, которые должны быть запущены с определенными целями и результаты которых должны быть серьезно проанализированы. И на основании этого должны быть сделаны выводы — какая практика формируется (так называемые бизнес-кейсы для BIM). Выводы о том, для чего мы это делаем, какие преимущества мы получим как государство, если эта технология будет внедрена в масштабах страны.

На следующем этапе, когда эти выводы уже сделаны, формируется государственная политика относительно технологий информационного моделирования. Государство смотрит, что нужно регулировать, как нужно мотивировать отрасль, как нужно мотивировать участников. Здесь формируется государственная программа, определяются приоритеты и формируются определенные параметры так называемого BIM-мандата, когда смотрят — а какие проекты государству требуются в дополнение BIM-технологий? Это — формирование государственной политики.

Следующий этап — это уже широкое отраслевое внедрение. Это тот период, когда середняки рынка уже начинают догонять лидеров, когда все разработанные стандарты по факту уже начинают применяться, когда действует тот самый BIM-мандат, который предписывает выполнять по этим технологиям определенные проекты.

И дальше этот процесс не останавливается. Инновации остановить невозможно, они являются постоянными и непрерывными. У нас появится все больше возможностей их применять. Все более и более глубокие и сложные задачи можно будет с помощью этих технологий решать.

Если проанализировать, где Российская Федерация находится сейчас, то я бы сказала, мы находимся между вторым и третьим уровнями. То есть мы, в принципе, сейчас, разрабатывая дорожную карту, в какой-то степени формируем государственную политику. Но если вернуться на предыдущий этап, пилотные проекты у нас прошли не в полной мере, они относились только к проектированию и экспертизе. Правильных выводов не было сделано. А самое главное, у нас не был разработан тот самый национальный бизнес-кейс для BIM. К сожалению, это нужно признать и констатировать.

Теперь — о сроках. Сколько можно и нужно готовиться, прежде чем всё запускать?

Рассмотрим на примере Великобритании, которая в 2011 году озвучила свою новую стратегию и перешла к технологии информационного моделирования для госзаказа, в соответствии с планом, в 2016 году. Пять лет на подготовку мы видим.

Германия озвучила свою программу в 2015 году. У них основным драйвером в этом вопросе является Министерство транспорта и цифровой инфраструктуры. В 2015 году озвучили, а уже в 2020 году все транспортные проекты будут осуществляться в технологиях информационного моделирования.

Еще один пример — Сингапур. Страна, которая в 2011 году тоже озвучила свою программу, и в 2015 году все объекты площадью более 5 000 квадратных метров у них уже в этих технологиях выполнялись. Там на самом деле переход в цифру произошел давно, еще в 90-е годы, поэтому им это далось легче.

Что же у нас? Мы можем делать выводы, оценки по официальным заявлениям чиновников, представителей министерства. Здесь я хотела бы привести цитату министра, где срок называется 2019 год как ориентировочный для перехода на госзаказ. То есть если мы начнем отсчет с 2014 года, когда был принят первый план, то это тоже примерно пять лет.

 

До сих пор мы говорили о средствах, теперь — о целях. Цели формируются, естественно, на основании национальных приоритетов.

Если мы возьмем ту же Великобританию, то среди целей, которые они озвучили, наравне с сокращением стоимости проектов, сроков реализации проектов британцы объявили такую задачу, как глобальное лидерство в цифровом строительстве. Амбициозная цель! И с этой целью, которая прописана в документах, в стратегии, они живут и идут вперед.

Германия объявила в качестве целей своей программы сокращение сроков, снижение рисков и повышение прозрачности, в том числе по бюджетным проектам. И это тоже очень важно.

Сингапур назвал среди общих целей 25-процентное повышение производительности за десятилетний период. Начали они это в 2010 году, то есть целевой срок — 2020 год. Плюс сокращение работ непосредственно на стройплощадке. Иначе говоря, они хотят максимально перевести строительное производство в заводские условия и на стройплощадке лишь осуществлять сборку. В связи с этим они хотят сокращать иммигрантскую рабочую силу на строительстве. И это — тоже одна из целей их программы.

Теперь снова вернемся к нам. В связи с опубликованной версией последней редакции дорожной карты по переходу на технологии информационного моделирования, которая доступна сейчас, применение информационного моделирования у нас практически призвано поддерживать новую стадию обоснования инвестиций. То есть при нынешних формулировках дорожной карты практически все, что BIM должен делать —помочь рассчитать стадию обоснования инвестиций. К сожалению, больше там ничего нет, ни для проектировщиков, ни для других участников процесса.

Теперь, когда мы установили сроки, установили цели, понятно, что нужно назначить некие характеристики, метрики для того, чтобы можно было наблюдать за тем, как идут процессы, подтвердить, развиваемся мы, движемся в нужном направлении или нет.

Можно задать очень простые метрики: сколько у нас специалистов умеют работать в рамках технологий информационного моделирования и так работают, сколько компаний, провести опросы и в процентном отношении вычислить. Можно посчитать, сколько в год выполняется проектов, сколько проходят экспертизу в таком формате. Это довольно простые вещи, и мы в рамках НОПРИЗа обсудили и договорились, что мы запустим такое исследование. В самое ближайшее время у нас появятся хотя бы какие-то первые цифры. Пока у нас ничего этого нет.

Но наши коллеги, которые BIM занимаются много лет, продумали уже более сложные комплексные методики, как оценить зрелость того или иного рынка, когда он мигрирует или трансформируется в сторону информационного моделирования. Я просто приведу в качестве примера несколько этих показателей и методик.

Например, наличие значимых публикаций. Если на рынке есть авторитетные авторы, они публикуют какие-то научные работы и исследования по этой части, и они являются общедоступными, это тоже может расцениваться как определенный показатель. И разработанные национальные документы по стандартизации. Это тоже плюс сюда.

Образование и обучение, безусловно, вносят существенный вклад в измерения. Еще такие вещи, как, например, доступность технологической инфраструктуры, есть ли соответствующие программные продукты на рынке. А если есть, доступны ли они рынку. Это тоже как один из показателей.

 

 

Теперь хотела бы подытожить, как мы должны выглядеть с точки зрения нашей программы, имея в виду лучший опыт, который на сегодняшний момент доступен и нам известен.

Первое. Вся наша отраслевая программа перехода на информационное моделирование, безусловно, должна быть согласована со Стратегией развития цифровой экономики Российской Федерации, которая сейчас находится в разработке. BIM — это часть цифровой экономики, вынимать ее из этого контекста невозможно и абсолютно неверно.

Второй момент. Программа перехода на информационное моделирование должна быть согласована с общей стратегией развития строительной отрасли. У нас эта стратегия разрабатывалась, она лежит, но пока не принята. Но это все, безусловно, должно быть согласовано и стать одно частью другого.

А третье — это еще обязательные компоненты, которые должны быть: нормативно-правовая база, актуализация и разработка новых документов, нормативно-технические документы, национальные стандарты и своды правил, о чем мы уже говорили, пилотные проекты, которые позволят нам вычислить многие полезные вещи и взять их за основу.

Необходимо заняться госзакупками и посмотреть, как вообще они должны выглядеть в новых условиях. Как должны выглядеть контракты, как мы будем обходиться с интеллектуальной собственностью.

Образование. Мы должны плясать от профстандартов, от которых будут формироваться образовательные стандарты и образовательные программы в вузах. То есть это, конечно, комплексная программа, которая должна быть согласована.

В завершение перечислю ключевые пункты. Информационное моделирование нельзя вырывать из контекста инновационного развития страны и перехода страны в цифровую экономику.

Обязательно должно быть учтено тщательное планирование, должны быть выбраны цели, для чего мы это делаем, установлены разумные и подъемные сроки, и мы должны отобрать все-таки категории объектов, которые должны выполняться с обязательным требованием в BIM-технологиях, когда это нужно делать. Нужна комплексная программа стандартизации, безусловно, поддержка открытых форматов данных, учет всех необходимых обязательных компонентов программ.

И то, что я называю последним — но это едва ли не самое важное — поддержка малого бизнеса. Это учтено во всех национальных программах всех стран. Везде строительство — это малый бизнес. И малый бизнес должен знать, какую роль он будет играть в новой повестке.

 

Этот материал опубликован в апрельском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

 

 

Анонсы
16-18 апреля 2024, Санкт-Петербург, ЭКСПОФОРУМ
ИнтерСтройЭкспо 2024 – 30-я юбилейная международная выставка строительных, отделочных материалов и инженерного оборудования.
• • •
15-19 апреля. Сочи.
Сочинский Всероссийский жилищный конгресс
• • •
23 апреля. Москва. LOTTE HOTEL
Национальный форум инфраструктурных компаний
• • •
23-25 апреля. Екатеринбург. МВЦ «Екатеринбург-Экспо»
Выставка Build Ural 2024
• • •
13-16 мая. Москва. Крокус Экспо.
Международная строительно-интерьерная выставка MosBuild
• • •
28-31 мая, Москва, ВДНХ павильон 46
Всероссийский форум «Градостроительная неделя: инновации и развитие»
• • •
28-31 мая. Москва. Крокус Экспо
Международная выставка Logistika Expo
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
COMvex 2024 - международная выставка коммерческого транспорта и технологий
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
CTT Expo 2024 - международная выставка строительной техники и технологий
• • •
4 июня. Москва, Краснопролетарская ул. 36
BIM-ФОРУМ
Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо