ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестицииФотоВидео
Непрерывное образование: от школьной скамьи до BIM-проектирования
14.05.2017
Тема номера: Информационное моделирование

Непрерывное образование: от школьной скамьи до BIM-проектирования

Заместитель директора по развитию компании «Бонава» Александр Бойцов и преподаватель инженерно-строительного института (Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого) Александр Высоцкий на круглом столе, посвященном информационному моделированию, сделали совместный доклад на тему «Модель непрерывного образования со школьной скамьи. Интеллектуальное (многомерное) проектирование».

Александр Высоцкий (Политех).
- Сегодня, работая в отрасли, я вижу большую проблему: когда компания хочет начать использовать BIM-технологии, на рынке очень мало кадров, которые понимают, что это такое и как с этим работать. И это удивительно, поскольку наш Политех уже больше десяти лет готовит как раз BIM-кадры, которые помогают компаниям эту технологию начать использовать.

В целом мы выделяем три основных этапа. Первый — довузовская подготовка. Она помогает нам отобрать лучших абитуриентов и нашим студентам определить для себя, что именно они хотят изучать. Когда в старших классах школьник начинает работать с BIM-программами, он просто может понять, его это или не его. И таким образом Политех получает поток кадров, которые уже четко понимают, что моделирование, творческое мышление — это то, что они хотят изучать.

Само обучение студентов ориентировано не только на то, чтобы студент умел проектировать в BIM, но и на то, чтобы студент мог управлять BIM-технологией. То есть, по сути, чтобы после выхода из института он уже был начинающим BIM-менеджером.

Мы давно сотрудничаем с компанией «Бонава», наши ребята могут туда прийти, получить опыт, получить практику. А от «Бонавы» мы получаем четкий запрос на то, какими компетенциями должен обладать выпускник, чтобы быть востребованным на рынке.

Идея непрерывного образования в том, что мы всю жизнь учимся. Начинается все с довузовской подготовки. В Академии строительства у нас есть специальный курс, разработанный для старшеклассников. В этом курсе ребята учатся моделированию. То есть это не проектирование, они просто начинают мыслить в 3D. Соответственно, как я сказал, это позволяет подготовить нужную аудиторию для приема в институт, и к нам уже поступают ребята с пониманием этой технологии. Таким образом, благодаря довузовской подготовке, у нас аудитория уже заранее сформирована и сфокусирована именно на проектирование в объемном мышлении.

В конце довузовской подготовки ребята проходят сертификацию и дальше уже выпускники начинают обучаться BIM-технологии в институте.

Глобально в институте три основных шага. Первый — это понимание самой идеи моделирования, когда на первом курсе ребята учатся просто моделировать, учатся объемному мышлению и формируют фундамент.

Наверное мы — один из немногих вузов, которые немного поменяли ценность плоского черчения и объемного моделирования. У нас все начинается именно с того, что ребята сегодня сначала учатся объемно мыслить, а потом уже смотрят, как оформляются плоские чертежи. Благодаря этому на первом месте стоит именно мышление, анализ, и уже на втором — просто соответствие нормам и выпуск чертежей. То есть это помогает готовить кадры, которые более востребованы и интересны.

На втором — четвертом курсе ребята разрабатывают комплексные проекты. Они учатся работать в комплексной среде, в BIM-технологии.

Но самое интересное начинается на пятом-шестом курсе. Ребята учатся работать вместе, решать проблемы, писать техзадания, понимать, какие должны быть механизмы разделения, работать всем вместе, работать по отдельности.
И одно из основных наших достижений: у нас в последнем семестре 90 человек работали в едином информационном поле. Мы ни разу не передали никакого файла на флешке, и в конце мы собрали большой город. Все встало на свои места и ребята поняли, как этот процесс устроен.

Примерно так мы готовим наши кадры и дальше уже передаем в руки в руки нашего партнера — компании «Бонава».

Александр Бойцов («Бонава»).
Компания «Бонава» работает с 1930-х годов в жилищном строительстве. Мы работаем во всех странах Северной Европы и являемся девелопером, как раз тем самым заказчиком, о котором сегодня много говорили. Нас интересует весь процесс — от инвестиционного анализа участка до ввода в эксплуатацию и последующей гарантийной работы, эксплуатации, связанной с этим. Поэтому нас, конечно же, интересует весь процесс. И я бы правильно расшифровывал BIM не только как моделирование, а как Building Information Management, то есть управление информацией. Многие сейчас уже об этом говорят, о задании, о плане, о задачах, об управлении, и этому в теории невозможно научиться, только на практике.

У нас есть программа стажировки совместно с Политехническим университетом. Ребята стажируются на реальных объектах. Это жилые кварталы, где-то 1 000 и более квартир в каждом объекте. Их задача — в процессе обучения в университете включиться в команду проекта. И в реальной практике год-два они стажируются минимум два дня в неделю, с контрактом, учатся работать, писать задания и развивать свои компетенции. Как это происходит?

В 2011 году мы впервые начали в программе стажировки использовать информационное моделирование. В тот момент я обращался ко многим нашим партнерам по проектированию, предлагая для нас делать проект с моделью, и никто не соглашался. Все боялись, что они сорвут сроки и потом мы как злой заказчик их будем наказывать за это. Хотя мы говорили, что будем относиться с пониманием и даже доплатим. Но никто не согласился.

Тогда один из наших стажеров Елена Золотарева, это было более пяти лет назад, разработала то самое технико-экономическое обоснование на здание, состоящее из двух корпусов. Являясь студентом третьего курса Политехнического университета, за полтора месяца она собрала модель, чертежи, технико-экономические показатели, планировки, фасады — полный пакет документов для того, чтобы можно было рассчитать инвестиционное предложение для покупки или нет участка и решения о принятии инвестиций. Сейчас она выросла у нас и стала главным инженером крупного проекта почти на 2 000 квартир.

Мы убедились, что молодые кадры, молодые таланты быстрее вникают, быстрее разбираются, могут быстрее впитывать новую информацию, у них горят глаза, они хотят вникать глубже. Но ими нужно заниматься, им нужно дать возможность, нужно отобрать лучших и делать это систематично. Невозможно за полгода — за год превратить человека в суперспециалиста. Компетенции требуют многих лет.

Помимо практики очень важно фокусироваться на людях, на команде. Нужно прививать культуру работы, правильное поведение. Также важно сформировать требования к специалисту, каким он должен быть.

В сегодняшнем мире для того, чтобы быть успешным и работать эффективно, только технических знаний и профессиональных узкоспециализированных навыков недостаточно. Мы все прекрасно понимаем, что крайне важны связи, умение коммуницировать с людьми, знать, к кому обратиться, найти информацию.

Еще важна инициатива. Если это молодой специалист, у которого забили инициативу на работе тем, что «ты ни за что не отвечаешь», «ты никому не нужен», «иди и просто делай что тебе скажут», — у него инициативы никогда не будет либо она будет низкая. Такие специалисты к нам приходят, практически с нулевой инициативой. Он никогда ничего не предложит и не возьмет на себя. Значит, его нужно постоянно контролировать. Где этих менеджеров взять, которые будут это все время делать? Их не так много на рынке.

Когда мы сотрудничаем с университетом, мы можем отбирать лучших из лучших, дать им возможность развиться на реальной практике, на реальных проектах. И в систематическом процессе развития, когда есть план, цели, руководители, есть наставник, который помогает, поддерживает — одновременно с высшим образованием это намного лучше усваивается, намного больше впитывается.

Таким образом, базируясь на нашей международной практике в Северной Европе, мы совместно с Политехническим университетом формируем кадровый резерв и формируем добавленную ценность высшего образования, когда ты не приходишь после университета и тебе говорят, что тебя нужно сейчас переучивать. Ребята, которые идут в университет, выбирают, где их специальность будет более востребована, где они будут более успешны.

Практическая связь академической среды и бизнеса формирует тот стратегический потенциал, который позволяет нам реализовывать эти программы, позволяет внедрять что-то. Потому что без этих людей, без этих талантов мы ничего не сможем с вами сделать.

Поэтому я считаю, что этим нужно заниматься и это выгодно для всех, это приносит пользу всем: бизнесу, университету, специалисту и нашей стране в целом.

Подготовил Михаил Зиборов

Этот материал опубликован в майском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать по ссылке: http://ancb.ru/files/pdf/pc/Otraslevoy_zhurnal_Stroitelstvo_-_2017_god_05_2017_pc.pdf  

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо