ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Республика Алтай строит дороги и отели, а ждет туристов и инвестиции
21.05.2017
Развитие регионов

Республика Алтай строит дороги и отели, а ждет туристов и инвестиции

В этом материале мы расскажем о Республике, расположенной в центре Евразии и входящей в Сибирский федеральный округ и Западно-Сибирский экономический район. Ее также называют «Российский Тибет».

Здесь находится гора Белуха – самая высокая в Сибири, а еще здесь в одном месте сошлись сибирская тайга, казахские степи и полупустыни Монголии.

Регион скрывает много тайн и загадок. В былые годы Николай Рерих во время Центрально-Азиатской экспедиции искал здесь легендарную Шамбалу, а еще  — это колыбель тюркских народов. И все-таки главное богатство Республики — это природа, благодаря чему она стала центром туризма.

О развитии строительного комплекса, знаковых построенных объектах и том, как привлекают туристов и инвесторов в регион, рассказывает Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай Александр Бердников:

- Александр Васильевич, какое место в экономике Республики Алтай сегодня занимает строительная отрасль и строительная индустрия?
— Сегодня строительство является одной из крупнейших сфер экономики Республики Алтай. Доля отрасли в структуре валового регионального продукта составляет около 16%. Строительство при этом оказывает решающее влияние на развитие огромного количества смежных отраслей экономики региона.

За последние годы мы построили несколько действительно крупных, серьезных объектов, которые я не могу не упомянуть.

В ноябре 2014 г. в с. Майма запущен завод ООО «Био Технологии» по производству белкового концентрата. Уникальная природа Алтая предопределяет бережное отношение к экологии. В связи с этим продолжаются работы как по газификации региона (в эту отрасль за последние 10 лет вложено почти 6 млрд руб.), так и по созданию первого в стране кластера возобновляемой энергетики. За последние 3 года мы построили и запустили 3 солнечных станции общей мощностью 15 МВт, которые уже поставляют электроэнергию на оптовый рынок.

Мы подписали соглашение с компанией ООО «Хевел», согласно которому общая установленная мощность солнечной генерации в регионе к 2019 г. достигнет 90 МВт – это практически полностью закроет потребности Горного Алтая в электроэнергии. Сейчас мы строим еще одну крупную станцию в Майме – мощность только первой ее очереди составит 20 МВт, еще одна СЭС на 5 МВт будет построена в Онгудайском районе, а в 2018 г. начнем строительство еще двух, каждая мощностью по 25 МВт.

В том числе и благодаря этим объектам индекс промышленного производства в 2016 г. в Республике составил 177,3%, тогда как в среднем по стране эта цифра составляет 103,2%, по Сибири – 102,2%.

В прошлом году мы ввели в эксплуатацию 124,6 тыс. кв. м жилья, что почти на 10% превышает показатели предыдущего года. При этом в среднем по России и по Сибири эти показатели снижаются на 6-10%.
Благодаря модернизации региональных систем дошкольного образования, на 1 января прошлого года все дети республики от 3 до 7 лет были полностью обеспечены местами в детских садах, в этом году тенденция сохраняется. Сейчас перед нами стоит задача по созданию новых мест в школах, чтобы полностью перевести обучение на одну смену.

Большую роль строительство играет и в сфере туризма – ежегодно появляются новые отели и туристические базы, гостевые и «зеленые» дома, в заповедниках строят визит-центры, создаются новые караван-парки и другие объекты.
Таким образом, основная роль строительной отрасли в Горном Алтае заключается в создании условий для поступательного развития экономики региона.

— Каковы итоги работы строительной отрасли в 2016 г. и планы строителей и руководства региона на 2017 г.? Что будет построено и какие знаковые объекты уже введены в строй?
— Кроме уже названных объектов, хотел бы особо отметить хирургический комплекс республиканской детской больницы, строительство которого завершили в прошлом году, и Майминскую районную больницу, строительство второй очереди которой мы начинаем в этом году. А в отдаленных селах намечен капитальный ремонт и строительство фельдшерско-акушерских пунктов.

В Горно-Алтайске, где проживает около четверти населения всей Республики, в 2018 г. мы начнем строительство школы на 750 человек стоимостью порядка 519 млн руб. Ее начальные классы в этом году мы перевели в здание бывшей республиканской гимназии им. Плакаса, проведя большую реконструкцию, практически построив его заново. 
В рамках федеральной целевой программы по повышению сейсмоустойчивости жилых домов, объектов и систем жизнеобеспечения мы в прошлом году ввели в эксплуатацию школы в Теленгит-Сортогое и Кебезене. В этом году закончим масштабные работы по школам в селах Турочак и Усть-Кан.

Уже пятый год в рамках региональной госпрограммы «Развитие жилищно-коммунального и транспортного комплекса» за счет средств республиканского бюджета муниципальные образования получают субсидии на софинансирование расходов по обеспечению инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставленных в собственность отдельным категориям граждан бесплатно.

За последние 3 года из регионального и местного бюджетов было направлено более 132 млн руб. на обеспечение инженерной инфраструктурой 830 земельных участков для многодетных семей.

Одним из приоритетных проектов транспортной инфраструктуры является реконструкция федеральной трассы – Чуйского тракта, признанного одной из красивейших дорог мира, которой исполняется 95 лет. Мы начинаем в этом году реконструкцию пятого пускового комплекса – от аэропорта до региональной столицы, где появится уникальный для Горного Алтая объект – первый виадук.  

В 2016 г. мы полностью завершили восстановительные работы на объектах дорожного хозяйства регионального значения, пострадавших в результате мощнейшего наводнения 2014 г. – тогда из госбюджета мы получили беспрецедентные средства на восстановление. И в декабре мы завершили строительство трех последних мостов и пятикилометрового сложного горного участка дороги в отдаленном Усть-Коксинском районе, рухнувшего во время наводнения в реку.

Не могу не назвать такой серьезный инфраструктурный объект, как аэропорт Горно-Алтайск. После глобальной реконструкции он работает вот уже 5 лет. В этом году мы завершаем работы по проектированию здания автовокзала, который из республиканского центра перенесем в аэропорт. В планах и строительство там международного терминала. В перспективе - строительство нового здания аэровокзала и аэропортов малой авиации в отдаленных селах Кош-Агач и Усть-Кокса.   

— Какие строительные материалы производятся на территории региона, а что приходится ввозить?
— В настоящее время у нас осуществляется обработка древесины, производство различных видов пиломатериалов, сборных железобетонных конструкций и изделий, бетона, блоков бетонных, стеновых материалов, тротуарной плитки, строительного кирпича, блоков оконных и дверных, нерудных строительных материалов.

Практически все наши строительные материалы используются на внутреннем рынке, кроме деловой древесины, которая поставляется на рынки России.

Но поскольку Республика Алтай все-таки не промышленный, а рекреационный центр Сибири, то значительная часть того, что нужно для реализации инвестиционных проектов, завозится из-за ее пределов, и наши строительные организации готовы на конструктивное сотрудничество в этой области.

— Туризм – «золотое дно» Горного Алтая. Что уже построено и какие объекты планируется ввести для привлечения туристов – главным образом с европейской части России и из-за рубежа?
—Действительно, туризм – одна из основных и приоритетных отраслей нашей экономики. Ежегодно количество туристов растет. В прошлом году мы приняли почти 2 млн туристов, на 8,5% выше, чем в 2015 г.

В 2016 г. отдых туристов у нас обеспечивали 279 отеля и 434 сельских дома. В целом количество мест размещения превышает 18,8 тыс. единиц, из которых более 10 тыс. – круглогодичные. Наши крупнейшие инвестиционные проекты – горнолыжные комплексы «Манжерок» и «Артыбаш», Чемальская Рублевка, природно-оздоровительный комплекс «Алтай Резорт», база отдыха «Турсиб» и др. За последние годы мы ввели в эксплуатацию такие объекты, как база отдыха «Берендеевка», спортивно-оздоровительный центр на базе отдыха «Турсиб», гостиница Грандотель «Алтай» (Горно-Алтайск) и др.

Продолжаем реализацию инвестпроекта «Развитие туристско-рекреационного кластера «Всесезонный горнолыжный спортивно-оздоровительный комплекс «Манжерок» в Майминском районе. На средства частного инвестора построены и функционируют 210 мест размещения гостиничного фонда, подготовлены 3 горнолыжные трассы для катания, кресельный подъемник, бугельные канатные дороги протяженностью 820 м и 270 м, универсальная спортивная и детская игровая площадки.

Правительство региона, со своей стороны, с привлечением средств федерального бюджета обеспечивает создание инфраструктуры. В 2014 г. завершили строительство подъездной дороги к горнолыжному комплексу. Общая стоимость строительства  из бюджетов разного уровня составила 171,6 млн руб. В течение двух следующих лет мы реализуем проект строительства системы искусственного оснежения стоимостью 569,5 млн руб.

— Есть ли на территории региона средства размещения, отвечающие международным требованиям?
— Сейчас в России поэтапно идет процесс классификации отелей и турбаз – пока в обязательном порядке классификацию проходят города, принимающие гостей Чемпионата мира по футболу – 2018. Мы также приступили к этой работе, для чего аккредитована Ассоциация туристских организаций Республики Алтай.

Первый туробъект в нашем регионе, получивший свидетельство о присвоении категории «пять звезд» - природно-оздоровительный комплекс «Алтай Резорт». На 2017 г. мы запланировали финансовую поддержку организаций, желающих пройти классификацию. Со следующего года классификацию должны пройти гостиницы с номерным фондом более 50 номеров, а с 2019 г. – более 15 номеров. С 2020 же года классификация коснется всех остальных гостиниц и других средств размещения.

— А каково состояние дорог в Республике?
— Хочу отметить, что дороги Республики находятся в удовлетворительном состоянии, но степень  износа сети автомобильных дорог общего пользования как регионального, так и муниципального значения достаточно высока. При этом проблемы дорожной отрасли связаны, в первую очередь, с недостаточным финансированием дорог регионального и местного уровня.

У нас насчитывается почти 3 тыс. км автодорог регионального значения, более 2,6 тыс. км дорог – местного значения и более 500 км федеральных трасс. На 1 января 2017 г. уровень недоремонта дорог регионального значения составил 81,79%, эти объемы ежегодно сокращаются, благодаря поступлению федеральных средств по различным целевым программам.

В этом году объем дорожного фонда составил 650,6 млн руб., из которых более 82,8 млн запланировано на строительство дорог, более 496,5 млн – на ремонт и содержание.

Необходимо отметить, что в этом году мы получили из госбюджета 288 млн руб., из которых 196 млн направим на завершение строительства мостового перехода через Катунь у с. Тюнгур, а 92 млн руб.– на ремонт автодорог регионального и местного значения.

Кроме того, в прошлом году мы начали работу по взиманию платы в счет компенсации вреда, причиняемого дорогам регионального значения в период весеннего ограничения. Она, прежде всего, направлена на обеспечение сохранности автомобильных дорог.

— Какие проводятся или планируются мероприятия по привлечению малого бизнеса в строительный сегмент туристской отрасли? Какие предусмотрены преференции инвесторам при работе в рамках республиканских программ?
—Исторически сложилось, что в Республике никогда не было крупных предприятий, фабрик, заводов, и в этом наша уникальность. Поэтому приоритеты развития нашей экономики напрямую связаны с развитием малого и среднего предпринимательства, в том числе в туристской отрасли, которые вкладывают значительную долю инвестиций в эту сферу.

В этом году мы планируем обеспечить деятельность Центра поддержки предпринимательства Республики. Он занимается созданием благоприятных условий для развития субъектов предпринимательства в регионе, предоставлением в аренду нежилых помещений на ранней стадии их деятельности на льготных условиях.
Одними из самых востребованных у нас являются услуги микрофинансовых организаций, которые на льготных условиях выдают микрозаймы на бизнес-проекты.

Бизнес получает субсидии на возмещение части затрат – их получают проекты, ориентированные на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность; приобретение оборудования по договорам лизинга; технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, а также для софинансирования муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства.

Сейчас субъекты малого и среднего предпринимательства имеют возможность получать кредиты под гарантии Корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства через банки–партнеры по программе стимулирования кредитования.

Предусмотрена и система господдержки инвесторов. Предоставляются государственные гарантии, а масштабным инвестиционным проектам, способным оказать существенное влияние на социально-экономическое развитие Республики и стать точками экономического роста для региона – на конкурсной основе статус регионального значения. Подобные проекты пользуются режимом наибольшего благоприятствования – организациям предоставляют налоговые льготы по транспортному налогу, налогу на имущество организаций, устанавливается пониженная ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в республиканский бюджет.

Кроме того, на региональном уровне появилась возможность предоставления земельных участков под особо значимые инвестиционные проекты без проведения процедуры торгов.

- Спасибо, Александр Васильевич, за столь интересный рассказ!

Этот материал опубликован в майском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать по ссылке: http://ancb.ru/files/pdf/pc/Otraslevoy_zhurnal_Stroitelstvo_-_2017_god_05_2017_pc.pdf  

Галина Крупен

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо