ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Чем <br />
привлекает <br />
АРХ Москва?
02.07.2017
Выставки

Чем
привлекает
АРХ Москва?

Современное проектирование начинается с парков и дорог

Международную выставку архитектуры и дизайна АРХ Москва вполне можно назвать еще одним московским архитектурным фестивалем. Здесь над выставочным разделом превалирует деловая программа, которая включает в себя десятки круглых столов, дискуссий, лекций и других мероприятий. На некоторые из них собираются сотни слушателей – архитекторы, дизайнеры, студенты, предприниматели. В работе АРХ Москвы участвуют гости из разных стран мира и многих регионов России. Чем же привлекает эта площадки?  

 

Бенефис лучшего мастера года

Одно из центральных событий АРХ Москвы – творческий отчет Никиты Явейна, который был признан лучшим архитектором России 2016 года. Его творческий отчет – по сути, бенефис этого петербургского архитектора. Он представил лучшие проекты архитектурной мастерской Студия 44, которой руководит.

Среди наиболее интересных объектов  – здание Академии танца Бориса Эйфмана, расположенное в исторической части Петербурга; концепция развития исторического центра Калининграда, в которой предложено бережно сохранить дух старого Кенигсберга; Образовательный центр для одаренных детей «Сириус» и др.

Один из последних необычных объектов – Музей науки и техники в Томске. В Томске сохранилось много деревянных зданий, поэтому архитекторы предложили музей выполнить в дереве на каменном цоколе. Длина сооружения 225 метров при ширине 35 метров, объект вытянут вдоль реки Томи. На уровне второго этажа предложено разместить пять башен разных конфигураций, в которых будут размещены разные экспозиции. Здание будет опоясано галереями, где можно гулять и которые служат украшением музейного комплекса. На галереи можно подняться прямо с уровня земли, такие сооружения характерны для русского деревянного зодчества, их раньше называли гульбища. В музее можно будет не только просвещаться, но и отдохнуть, пообщаться с друзьями и коллегами.

Также в рамках программы АРХ Москва Никита Явейн прочитал лекцию, в которой рассказал об опыте участия в международных конкурсах. По его словам, российские архитекторы часто недооценивают себя, считая, что зарубежные коллеги талантливее, хотя на самом деле у нас много замечательных архитекторов. Наши боятся, например, участвовать в международных конкурсах. По мнению Никиты Явейна, представление проекта на конкурсе – своеобразное шоу, в котором надо уметь себя и свой проект подать.

Проекты Студии 44 уже, например, семь раз были номинантами на Всемирном архитектурном фестивале и получали награды. Так что не надо бояться выходить на международную арену.   

 

Зодчие преобразуют мир… с помощью мэров

В работе АРХ Москвы  считают за честь принять участие ведущие архитекторы, дизайнеры из разных стран мира. Можно сказать, самую большую аудиторию собрал на свою лекцию ведущий американский дизайнер Барри Диксон. Не меньшую – архитектор Рююрд Гиетема, управляющий партнер голландского бюро KCAP Architects&Planners, который рассказал о целом ряде уникальных проектов по реновации заброшенных территорий в разных странах мира. Его выступление привлекло так много слушателей, возможно, потому что для многих российских городов эта тема сегодня крайне актуальна. Например, он рассказал о преобразовании территорий в районе скоростных трасс в городах Монпелье во Франции, Сингапуре и других проектах. Главные идеи при преобразовании таких территорий – города уже не так нуждаются в зеленых поясах, как раньше, поскольку они сами становятся зелеными зонами. Если создается новый город или крупный район города, надо сначала проектировать общественные пространства – парки, прогулочные пешеходные и велодорожки и т.д., и только потом вокруг размещать все остальное. Нужно максимально сохранять связь с природой – не менять ландшафт, не загромождать подходы к водоемам и т.д.

Особенно впечатлило, как была преобразована портовая территория Хафенсити в Гамбурге. Сегодня этот район считается одним из самых удачных в мире образцов современной архитектуры, туристической достопримечательностью города. Здесь построено жилье, офисы, объекты социальной инфраструктуры, удачно решены транспортные проблемы. Разработчикам генплана при этом удалось сохранить «морской» характер местности, связь с историей старой гавани. Часть набережных здесь периодически заливало водой. Первоначально было принято решение надсыпать и приподнять заливаемые территории на три метра. Но при этом  пришлось бы уничтожить старинные подпорные стенки, изменить рельеф местности, поэтому родилась идея не мешать реке Эльбе заливать набережные. Просто на объектах, которые были здесь построены, соорудили металлические двери, которые во время наводнений закрываются и не пропускают в помещения воду. Набережные построили из материалов, которые не страдают от влаги. Притягательность воды привлекает сюда местных жителей и туристов.

Как сказал Рююрд Гиетема, архитекторы преобразуют мир, но они ничего бы не сделали без поддержки местных властей. По его словам, сегодня активный мэр крупного города может по своим полномочиям и возможностям не уступать главе государства. Сегодня миром правят мэры – убежден архитектор.  

 

Архитектурный завтрак: что хочет поколение NEXT?

Интересную дискуссию организовала компания REHAU в рамках традиционного Архитектурного завтрака. На этот раз тема встречи была сформулирована «Главное в доме: настоящее, будущее, возможное». Собравшиеся архитекторы, дизайнеры обсуждали, каким же будет жилье для поколения NEXT, что оно ждет от специалиста, стоит ли навязывать ему свое видение. 

Например, по мнению Сергея Эстрина, руководителя «Архитектурной мастерской Сергея Эстрина», современный заказчик сильно изменился за последние годы. Он хорошо ориентируется в цифровом пространстве, способен впитывать огромные объемы информации. Посещая другие страны, он видит, как строят и оформляют жилье там, поэтому он обращается к архитектору, дизайнеру, уже имея представления о том, что он хочет получить.

Как считает Давид Марков, генеральный директор компании KING DAVID, заказчик действительно повзрослел, он научился самоограничению в тратах. Если раньше его «несло» и он заказывал огромные квартиры и особняки, то теперь более трезвое отношение к расходам, в том числе на содержание жилища. Цель же архитектора, дизайнера – зацепить интересными идеями и обеспечить со стороны строителей и других участников рынка добросовестную, быструю и качественную работу. 

Другие участники дискуссии считают, что цель архитектора, дизайнера – просветить заказчика, рассказать, что сегодня предлагает рынок, сориентировать его по ценам, качеству и т.д. Кто-то считает, что заказчика надо как можно меньше посвящать в профессиональные тонкости, нужно понять, чего он хочет, какими возможностями располагает, добиться его доверия и решать самому, что для него лучше.

Как считает архитектор Андрей Волков, неправы те заказчики, кто ищет ответы на свои вопросы в интернете, хотя это кажется так просто: посмотреть самому, что предлагается, выбрать. Но знаний, чтобы грамотно разобраться в огромном объеме информации, нет, поэтому нередко в итоге – разочарования.

Участники дискуссии отмечали, что в целом российские заказчики стали более грамотными, чаще обращаются к специалистам, хотя в условиях кризиса общий объем заказов падает.

 

Вместо кинотеатров – районные центры

Большой интерес вызвала дискуссия, посвященная судьбе московских кинотеатров, под названием «Память места». Компания ADG group, которая взялась за реконструкцию 39 зданий, построенных с 1939 по 1988 годы, представила на обсуждение проект «Районные центры». В ходе его реализации бывшие советские очаги культуры получат вторую жизнь, превратившись в современные многофункциональные центры. На вопросы участников дискуссии, не превратятся ли они в ставшие привычными торговые центры, представители компании заверили, что после реконструкции кинотеатры будут совмещать три функции – культурную, развлекательную и торговую. Большое место будет отведено общественным пространствам как внутри комплексов, так и при оформлении окружающей территории. Всего в радиус действия будущих центров попадает более 2 млн москвичей, которые могут сюда приходить, чтобы отдохнуть, пообщаться, привести детей на занятия в кружки и секции, а также и сделать покупки. Организаторы проекта обещают учитывать конкретную ситуацию в той части столицы, где расположен кинотеатр, изучить, каких объектов здесь не хватает.

К реконструкции собираются подходить также с учетом ценности зданий. Например, кинотеатр «Родина», имеющий историческое значение, будет максимально сохранен. Некоторые здания надстроят, оборудуют подземные этажи и т.д.

По словам Сергея Крючкова, главного архитектора ADG group, 

в зданиях  будут сохранены такие ценные элементы декора, как мозаика, рельефы, фактура стен, детали интерьеров. Например, в кинотеатре «Первомайский» есть мозаика Бориса Чернышева, в «Софии» будут сохранены скульптурные группы «София» и «Раненый командир» и т.д. Во всех кинотеатрах планируется провести документальную съемку с последующим размещением материалов в открытом доступе.

Представленная программа пользуется поддержкой московского правительства, о чем заявил в своем выступлении Марат Хуснуллин, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства. Московский опыт может быть интересен и для других регионов России, где также на повестке дня стоит вопрос: что делать со старыми кинотеатрами?

Превращение кинотеатров на окраине городов в многофункциональные комплексы отвечает потребностям дня – считает известный архитектор Барт Голдхоорн. Концепция создания огромных молов вокруг городов, куда можно добраться только на машине, устарела, хотя в Америке, например, их продолжают строить. По его мнению, будущее – за локальной социальной инфраструктурой с упором на интересы жителей конкретных микрорайонов.

Стоимость проекта оценивается примерно в 57 млрд рублей.

 

*   *   *

Главное, что удалось устроителям 22-й выставки АРХ Москва NEXT 2017 -  создать праздничную, интеллектуальную обстановку, возможность каждому гостю выбрать интересные для него темы, узнать, что интересного происходит в стране и мире, подпитаться идеями.

 

 Надежда ЗИМИНА 

 

Этот материал опубликован в июньском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо