ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Госдума–о вороватых банкирах и упырях и о том, что нужно строить, а не «кошмарить» людей!
08.07.2017

Госдума–о вороватых банкирах и упырях и о том, что нужно строить, а не «кошмарить» людей!

3 июля председатель Госдумы Вячеслав Володин провел Парламентские слушания на тему «Формирование эффективных законодательных механизмов защиты прав и законных интересов участников долевого строительства», организованные Комитетом ГД по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям.

Поводом для проведения слушаний стало принятие Госдумой в 1 чтении поправок в закон о долевом строительстве жилья, рассмотрение которых вызвало рекордное количество вопросов. В тексте депутаты нашли возможности для новых нарушений прав граждан и злоупотреблений собранными средствами. Большинство замечаний касаются сохранности средств и прозрачности их использования.

Кроме представителей Госдумы, Правительства России, Совета Федерации, Минстроя, Центробанка, строительных и страховых компаний и руководителей фракций в зале также присутствовали 227 участников долевого строительства. Как заявил в приветственном слове Вячеслав Володин, на слушания «пригласили как тех, кого в будущем коснется закон, который мы обсуждаем, так и тех, кого этот закон напрямую вряд ли затронет. Кроме того, мы посчитали правильным пригласить и тех дольщиков, которые пострадали от недобросовестных строительных организаций, чтобы с их помощью обсудить нормы действующего закона, многие из которых нам не нравятся, и найти решение этого вопроса. Мы считаем, что закон необходимо дорабатывать, и сделать все, чтобы права граждан были защищены. Это ключевой момент нашего закона».

И, действительно, тема долевого участия в строительстве волнует большинство наших граждан. Как сообщил председатель Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев, «за время работы системы долевого строительства дольщики вложили более 4,5 трлн руб., на которые построено более 12 тыс. многоквартирных домов общей площадью около 110 млн кв. м». Конечно, этот механизм выгоден для всех – он дает возможность людям покупать жилье по доступным ценам, а застройщикам привлекать дешевые длинные средства для реализации все новых и новых проектов жилищного строительства.

Но все не может быть так гладко. По данным Минстроя официально зарегистрировано около 45 тыс. человек, пострадавших от деятельности недобросовестных застройщиков, а по данным партий Единая Россия и КПРФ таковых более 130 тыс. человек из 73 регионов страны. И ежегодно количество пострадавших только увеличивается. При этом Николай Николаев подчеркнул, что «существующая система обязательного страхования ответственности застройщиков показала свою неэффективность – за 2,5 года страховыми компаниями в общей сложности собрано 27,5 млрд руб. Выплат – ноль». И, как выразился лидер фракции КПРФ Геннадий Зюганов, «очередной упырь положил деньги в карман, и не хочет поддержать ни одной стройки». А ведь по словам Председателя Комитета по финансовому рынку Анатолия Аксакова, проблема дольщиков оценивается в 370 млрд руб. По его мнению, Центробанк должен дать гарантии выполнения всех страховых обязательств и провести инвентаризацию договоров. Неэффективным называет страхование и заместитель Председателя Банка России Владимир Чистюхин.

Оказывается, большинство обманутых дольщиков находятся в богатейших регионах страны – в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Республике Татарстан, Новосибирской области и других. Неужели эта проблема не решаема? Постараться увеличить темп, выделить дополнительные участки, системно, не передоверяя заместителям, заниматься каждым отдельным домом – и нет обманутых и обездоленных. Тем более что, по словам Министра строительства и ЖКХ Михаила Меня, «при активной позиции губернаторов есть возможности решить эти проблемы. АИЖК будет участвовать в управлении будущим фондом. Кроме того, есть возможность передавать федеральные земли субъектам федерации для решения проблем дольщиков». К слову сказать, через АИЖК Новосибирской области на эти цели уже было выделено 300 га земли из федеральных объемов.

В своем выступлении Николай Николаев рассказал о новом государственном фонде, который будет пополняться за счет отчислений застройщиков от каждого заключенного договора долевого участия. И в случае таинственного исчезновения или банкротства застройщика, фонд или вернет вложенные гражданами средства, или организует достройку дома. Кроме того, фонд будет создан в форме публично-правовой компании, а это означает прозрачное принятие любых решений, подконтрольность деятельности Счетной Палате и проведение внутренних и внешних контрольных процедур. Согласно поправкам, привлечение застройщиков для достройки объектов будет проходить только на основе конкурсных процедур. Из текста законопроекта исчезнут положения, дающие право руководству фонда принимать решения о безвозмездных пожертвованиях на достройку объектов. Взамен будут прописаны положения, устанавливающие парламентский контроль за деятельностью компании.

Как выяснилось, у профильного Комитета много вопросов к законопроекту. Не удалось получить ответа, все ли застройщики получат доступ к гарантийной системе. Однозначно, все обязательные платежи будут включаться застройщиком в стоимость квадратного метра жилья. Кроме того, если любой застройщик сможет передать все свои обязательства государственному фонду, непонятно, надолго ли  хватит фонда и откуда ждать пополнения. Это же настораживает и руководителя фракции «Справедливая Россия» Сергея Миронова. По его мнению, «застройщик должен вносить средства, но и государство не должно стоять в стороне. Рубль на рубль. Сколько соберут застройщики, столько же и нужно вносить, чтобы этих денег хватало».

Не понимает Комитет и обоснованность предложенной Минстроем годовой ставки отчислений в размере 1,2%, если полностью отсутствует какая-либо оценка риска, и нет даже намека на методику, рассчитывающую размеры обязательных платежей в следующем году после переходного периода. Ведь если ставка будет, к примеру, 6-7%, то она автоматически приведет не только к удорожанию жилья, но и к тому, что небольшие застройщики будут выдавлены с рынка. Михаил Мень в ответ парировал, что введенный тариф на переходный период обоснован средней суммой тарифа, существующего сегодня для страховых компаний. По мнению же Владимира Чистюхина, «тариф очень низкий, он должен быть адекватным и экономически целесообразным и доказанным, мы поддерживаем переходный период и тариф в 1,2%. Меньшее зло – это удорожание жилья, гораздо большее зло – несоблюдение ответственности перед дольщиками». А Анатолий Аксаков считает, что необходимо установить предельную планку ставки, чтобы не увеличивалась цена квадратного метра, и эта величина может либо уменьшаться, либо в дальнейшем повышаться до определенного размера, в связи с хорошим или плохим положением экономики.

Оказывается, по данным Центробанка, более 40% договоров страхования заключены  в компании «Ринко», собравшей за все время 11,5 млрд руб., а на вознаграждения посредникам ею было направлено почти 4 млрд руб. И о каких резервах на выплаты дольщикам можно тогда говорить? Поэтому Николай Николаев и обратился с предложением к Центробанку о дополнительных мерах, гарантирующих безусловное исполнение страховщиками всех принятых на себя обязательств.

Также вызывает вопросы у Председателя Комитета и повышение уставного капитала. К примеру, за одним застройщиком может стоять 5-10 юридических лиц и только по одному показывается повышенный уставной капитал. И никто не контролирует, обеспечены ли эти уставные капиталы реальными средствами. А на 1 строящийся кв. м жилья приходится 2894 руб. совокупного уставного капитала всех застройщиков страны.

Комитет считает, что кроме усиления контроля за деятельностью застройщиков, особого внимания требует и деятельность жилищных строительных кооперативов. К примеру, половина жертв Су-155 были вовлечены в деятельность ЖСК, а всего их насчитывалось 29 745 человек в 45 объектах и в 14 регионах страны. Но, как сказал Михаил Мень, ЖСК – это не долевка и для их деятельности нужно отдельное законодательство. Согласилась с ним и Председатель Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская, ведь «на самом деле не существует законодательства о жилищно-строительной кооперации. Вы сыпете соль на мои раны, я буду ускорять его создание».

По словам Николая Николаева, непонятно, как могут качественно выполняться поручения Президента, если нет единого реестра объектов незавершенного долевого строительства. Безусловно, регион обязан решать проблемы, возникающие на его территории, но и федеральное Министерство не должно занимать позицию наблюдателя. Поэтому все регионы должны предоставить до 1 августа дорожные карты – планы решения проблемы обманутых дольщиков. И, как предложил Анатолий Аксаков, «Минстрой должен ежегодно предоставлять информацию в конце года, как эти дорожные карты выполняются». Предлагается использовать опыт программы по расселению аварийного жилья: сформировать  единую информационную систему, которая объединит все региональные дорожные карты. Они должны быть приняты каждым регионом как официальная региональная программа с конкретными целевыми показателями и сроками исполнения.

А факт исполнения или неисполнения таких программ будет одним из критериев оценки эффективности работы органов исполнительной власти как на региональном, так и на федеральном уровне. Необходимо публиковать рейтинги регионов, не справляющиеся со своими обязательствами. Как отметила Галина Хованская, «зачастую из-за поведения органов местного самоуправления добросовестный застройщик находится на грани неисполнения своих обязательств, а власти выходят сухими из воды, и о них никто не говорит – это недопустимо». По мнению лидера партии ЛДПР Владимира Жириновского, и вовсе «бесполезно искать правду на местах – вас  там все равно обманут ваши губернаторы, чиновники. Есть министр – он должен отвечать. Все деньги должны быть в министерстве, частный сектор и банки нельзя пускать, иначе всего 10% реальных денег перейдет в строительство. Сколько времени банки обманывали людей. Застройщик хитрит и мудрит, начал вроде бы строить, потом получив деньги, забирает их и уезжает. Если чиновник видит – стоит замороженная стройка, вызывай сразу на ковер. Денег в стране немерено, но нет контроля».

И в самом деле, неужели предыдущие Председатели Госдумы не видели сложившейся уже тогда ситуации с дольщиками? Ждали прихода Вячеслава Володина? По мнению Геннадия Зюганова, «проблему не хотели всерьез решать. И сегодня мы сталкиваемся с вакханалией, с которой невозможно бороться. А ведь мы можем ее решить в течение 1,5-2 лет, если проанализируем и профинансируем стройкомплекс». Он считает, что все проблемы идут от глав местной власти, которые подписывают решения о строительстве объекта. Необходимо принять решение: если администрация дала согласие на строительство, она отвечает своим бюджетом.

Конечно, создание публичного реестра недобросовестных застройщиков позволит в дальнейшем не допустить их на рынок долевого строительства. Ведь как подчеркнул Николай Николаев, доверие и надежность – то, что должно сопровождать долевое строительство. А, по словам Галины Хованской, нужно добиваться, чтобы в дальнейшем долевое строительство вообще ушло в прошлое, и граждане могли бы безболезненно взять кредит на приобретение жилья – как высчитал Владимир Жириновский, сейчас «москвич должен копить 80 лет, чтобы купить квартиру за 7-8 млн руб. Это недопустимо! Лучший вариант – чтобы государство строило и могло бы снижать стоимость квартиры, например, при рождении второго, третьего, четвертого ребенка».

Из присутствующих на слушаниях дольщиков, желающих задать вопросы, оказалось около 50, причем из них около 20 по Московской области, 9 вопросов – по Новой Москве.

Несмотря на бравые рапорты в Минстрой от Москвы и Московской области, ситуация с обманутыми дольщиками здесь не решается. По словам пострадавших, Председатель Москомстройнивеста Константин Тимофеев наотрез отказывается с ними работать, обманывает и сам дорожные карты никогда не сделает. Они требуют разогнать команду заместителя мэра Москвы Марата Хуснуллина, и вопрошают, почему сам мэр Сергей Собянин не реагирует на их замечания. Кроме того, они категорически против внесения поправки о выплате компенсации по ценам прошлых лет. Ведь многие из них вкладывались в долевку 10, 15 лет назад, и теперь, по их словам, Марат Хуснуллин пытается откупиться от них «копеечными выплатами». А что они приобретут взамен? Сам Константин Тимофеев вяло повествовал, что «2913 человек находятся в реестре пострадавших в Москве», что проблемы будут решены и выразил желание иметь возможность приостанавливать привлечение средств населения, когда объект признается проблемным.

В ответ на отчет заместителя председателя правительства Московской области Максима Фомина об успешном решении всех проблем и об оставшихся всего 5 тыс. пострадавших, из зала прозвучало резкое «он нагло здесь врет, хотя только в Раменском 5 тыс. дольщиков». Явное несоответствие заявленных и существующих пострадавших по всей стране прослеживалось на протяжении всех 6 часов слушаний.
И, действительно, дольщики страны не только выходят на митинги и голодовки, они начали объединяться, чтобы донести масштаб бедствия до руководства. 27 июня в Минстрой уже подан список из 180 проблемных объектов по стране.

Почему же в зале был лес рук? Да потому что люди в конечном итоге не услышали механизма работы с уже обманутыми, им не ясны источники финансирования и способы возврата денег из СРО. Получается, дольщики виноваты в том, что поверили своему государству, наивно полагая, что 214 закон их защитит, а всю ответственность перенесли на их плечи. И что же им остается – ждать законную «квартиру» 2х2 метра?

Каждый из выступавших рассказал свою печальную историю – о двойных продажах и рейдерских захватах, о сговоре местных властей с застройщиками и перепродажах компенсационных участков, о лже-дольщиках и переселении на поля аэрации, а также о нежелании Сбербанка России снижать процентные ставки по кредитам, участвующих в проблемной долевке. Были и упреки по волоките при расследованиях и розыску денежных средств.

Кроме всего прочего, от пострадавших прозвучали предложения обязать доказывать покупающих более 1 квартиры дольщиков, что они покупают квартиры для себя, запретить накладывать аресты на незавершенное долевое строительство или его часть, установить максимальный процент пенни в связи с задержкой ввода дома в эксплуатацию и назначить конкретных ответственных лиц, которые будут нести, в том числе и уголовную, ответственность. «Строить и созидать, а не «кошмарить» людей!», - прозвучало в зале.

По завершению слушаний, Вячеслав Володин поручил создать объединенную рабочую группу под руководством вице-спикера Госдумы и руководителя фракции «Единая Россия» Владимира Васильева, в нее будут входить представители Комитетов Госдумы, Минстроя, АИЖК, Центробанка, фракций и обманутых дольщиков от каждого региона. «Сама система не совершенна, мы ищем оптимальную модель, защищающую интересы дольщиков», - подытожил он.

Галина Крупен

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо