ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Требования энергоэффективности <br />
при госзакупках – <br />
какие и зачем?
16.07.2017
III Международный форум «Энергоэффективная Россия»

Требования энергоэффективности
при госзакупках –
какие и зачем?

Действующие требования не стимулируют госзаказчиков к покупке энергоэффективных товаров и услуг

Требования энергетической эффективности при осуществлении публичных закупок представляют собой составную часть государственного регулирования в области повышения энергетической эффективности. Таким образом, государство показывает на собственном примере важность рационального использования энергетических ресурсов.

 

В России система данных требований основана на статье 26 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ, а также Правилах установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд (далее – Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1221, и принятых в соответствии с ними приказами Минэкономразвития России.

 

Вместе с тем требования, установленные данными нормативными правовыми актами, не стимулируют государственных и муниципальных заказчиков к закупке товаров и объектов капитального строительства (их проектирования, строительства (реконструкции) капитального ремонта) с обеспечением их высокой энергетической эффективности. Так, в развитие Правил принят приказ Минэкономразвития России от 4 июня 2010 г. № 229 «О требованиях энергетической эффективности товаров, используемых для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений», который имеет ограниченную область распространения и в значительной мере устарел. При этом он основан на требованиях к отдельным элементам конструкций зданий, строений, сооружений и, следовательно, не затрагивает их общие показатели энергетической эффективности.

В соответствии с «дорожной картой» по повышению энергоэффективности зданий, строений и сооружений предусмотрена разработка изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1221 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

На сегодняшний день проект соответствующих изменений разработан Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и находится на этапе межведомственного согласования.

Изменения направлены на решение двух основных проблем.

С одной стороны, речь идет о проблеме, обусловленной изначально некорректным подходом к определению групп товаров (работ, услуг), в отношении которых устанавливаются соответствующие требования, а также размытым определением состава таких требований. В частности, действующее Приложение № 1 (Перечень товаров, в отношении которых устанавливаются требования энергетической эффективности) к Постановлению № 1221 не соответствует фактически осуществляемым закупкам для государственных и муниципальных нужд. Например, нецелесообразно сохранение в данном перечне технологического оборудования для легкой и пищевой промышленности, металлообрабатывающего и деревообрабатывающего оборудования, сельскохозяйственных тракторов общего назначения и промышленных, тракторов, мотоциклов, мопедов, мотороллеров и т.п., закупки которых в государственном и муниципальном секторе носят исключительный характер. При этом международная практика установления требований энергоэффективности при осуществлении госзакупок в отношении данных видов товаров отсутствует.

Для решения данной проблемы предлагается возложить на Минэкономразвития России полномочия по утверждению минимальных требований энергетической эффективности для товаров, закупаемых для государственных и муниципальных нужд на основе показателей энергетической эффективности и методик испытаний (измерений), установленных национальными стандартами. Предполагается, что соответствие товаров требованиям энергетической эффективности будет определяться на основании протоколов исследований, испытаний и измерений, выданных аккредитованной испытательной лабораторией, либо иных документов, указанных в требованиях энергетической эффективности товаров.

Реализация данных предложений позволит на основе определения стоимости жизненного цикла и с учетом необходимости внедрения в бюджетном секторе повышенных стандартов энергоэффективности установить (актуализировать существующие) требования энергетической эффективности, прежде всего, для следующих групп товаров:

  • световые приборы для систем уличного освещения и систем освещения зданий;
  • офисная техника (компьютеры, мониторы, принтеры и многофункциональные устройства);
  • иные бытовые энергопотребляющие устройства;
  • транспортные средства (легковые автомобили, автобусы, грузовые транспортные средства).

В последующем данный перечень может быть расширен за счет следующих групп товаров:

  • оборудование и материалы в системах теплоснабжения;
  • оборудование для систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха;
  • оборудование дата центров;
  • медицинское оборудование, прачечное оборудование и оборудование для приготовления пищи.

Разработка и утверждение данных требований - длительный и многоэтапный процесс, охватывающий как принятие соответствующих национальных стандартов, их практическое внедрение в деятельности испытательных лабораторий (центров), так и последующее установление Минэкономразвития России основанных на таких стандартах требований энергетической эффективности при осуществлении закупок.

С другой стороны, решается проблема, обусловленная отсутствием требований к закупке (строительству, реконструкции, капитальному ремонту) объектов капитального строительства с обеспечением их высокой энергетической эффективности. Для этих целей проектом постановления предусмотрено установление первоочередных требований энергоэффективности для работ по проектированию, строительству (реконструкции) многоквартирных домов, общественных и административных зданий, в том числе при выполнении в рамках одного контракта работ по проектированию, строительству (реконструкции) и вводу в эксплуатацию многоквартирных домов, общественных и административных зданий (так называемые контракты «под ключ»).

Установление данных требований направлено на обеспечение проектирования, строительства (реконструкции) многоквартирных домов и ввода их в эксплуатацию с классом энергетической эффективности не ниже первых пяти наивысших классов, общественных и административных зданий - с величиной удельного годового расхода энергетических ресурсов, соответствующей аналогичной величине для многоквартирных домов класса энергетической эффективности не ниже первых пяти наивысших классов.

Совершенствование требований энергетической эффективности при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд будет не только способствовать рациональному использованию энергетических ресурсов, но также стимулировать инновационное развитие отрасли строительства, а также промышленности и техники.

 

Алексей Туликов,

заместитель генерального директора РАЭСКО

 

Этот материал опубликован в июньском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо