ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестицииФотоВидео
Рынок пластиковых окон:<br/>главными становятся <br/>сервис и качество
09.11.2014
Изделия и технологии

Рынок пластиковых окон:
главными становятся
сервис и качество

Рынок пластиковых окон в России после 2009 года несколько лет активно развивался, затем темпы его роста снизились, а сейчас, на фоне общего замедления экономики, начали отчетливо прослеживаться негативные тенденции

О том, как складывается сезон 2014 года, и каковы перспективы развития рынка, мы попросили рассказать эксперта, представителя компании-лидера среди производителей профилей для пластиковых окон в России, руководителя направления «Оконные технологии и светопрозрачные конструкции» компании REHAU Павла Иваненко:

Павел Георгиевич, итоги года, может быть, подводить еще рано, но сезон для оконного рынка уже заканчивается. Состоялся он или нет?

— Сезон для нас пока еще не заканчивается, и по опыту многих лет могу сказать, что самые «сильные» месяцы в нем — это сентябрь, октябрь и, возможно, ноябрь в зависимости от погоды. Поэтому сейчас сезон в самом разгаре, и можно говорить, что он, к счастью, состоялся. Хотя первые месяцы основного сезона были слабые — август многих очень сильно разочаровал, в сентябре динамика была положительная, но очень нестабильная по росту объемов сбыта, а вот октябрь нас пока радует.

Принес ли этот сезон какие-нибудь неожиданности?

— Да, и принес, и приносит. Вообще, ситуация на оконном рынке сейчас очень сложная. Есть целый ряд макроэкономических и отраслевых факторов, которые влияют на наш сегмент рынка и на развитие спроса.

В числе макроэкономических можно назвать замедление мировой экономики — оно, да еще и санкции, безусловно, сказываются и на экономике нашей страны. И самое неприятное здесь, что макроэкономические факторы влияют на поведение потребителей не только прямо, вызывая, например, сокращение доходов населения, но и косвенно, через информационный фон. Наши партнеры, использующие  современные информационные системы по работе с клиентами (учитываются звонки, выезды на замеры и заказы окон) рассказывали, что по этой статистике можно отслеживать ленту новостей. СМИ сообщили о каких-либо негативных тенденциях в экономике — количество звонков тут же сокращается. Через несколько недель информационное поле успокаивается, и число звонков, замеров и заказов растет. И так до следующего раза.

В начале года очень серьезным фактором макроэкономики стало обесценивание рубля. Население тогда стремилось сохранить свои сбережения, и в связи с повышением спроса на товары длительного пользования в течение первого квартала текущего года мы наблюдали серьезный рост заказов. Для нас это был приятный сюрприз.

Существуют и отраслевые факторы, регулирующие оконный рынок. Так, по данным агентства «О.К.Н.А. Маркетинг», более 50% окон во вторичном фонде заменено. Следовательно, один из ключевых сегментов оконного рынка, который давал всегда серьезный спрос, уже насытился и демонстрирует, по предварительным данным, отрицательную динамику роста. Это негативный фактор из отраслевой экономики.

Позитивные же факторы заключаются в том, что растут другие сегменты рынка. Мы в этом году наблюдаем увеличение доли строительных заказов, потому что в целом строительство жилья растет, и многоэтажного, и  индивидуального. И везде нужны окна.

Можно ли сказать, что оконный рынок в целом растет?

— К сожалению, нет. Уже прошлый год дал нам падение объемов на 8%, и, по оценкам всех участников рынка, отрицательная динамика сохраняется и сейчас. За счет появившихся негативных тенденций рынок в этом году может сократиться процентов на 10 или даже немного больше.

Чем грозит такое падение? Будет сокращаться производство? Компании будут уходить с рынка?

— Да, и это уже происходит. Часть производителей окон уходит с рынка, еще часть закрывает собственное производство и переходит на продажу окон других производителей. Некоторые просто сокращают объемы производства. Но встречаются и наиболее активные компании, которые хотят противостоять тенденциям рынка и стараются развиваться в противоположном тренде. Они-то сейчас и играют самую заметную роль на оконном рынке.

За счет чего можно противостоять падению рынка? Выводить новые продукты? Снижать цены?

— Есть различные методы противостояния. Самые банальные и опробованные — это, к сожалению, ценовые, и ими злоупотребляют некоторые игроки рынка. Но это, на наш взгляд, не самый правильный путь, потому что он в итоге приводит некоторые компании к разорению. У других же падает качество выпускаемой продукции, что негативно влияет на их имидж и на имидж оконной отрасли в целом.

Другой путь, более конструктивный и позитивный — это улучшение сервиса, поскольку мы до сих пор наблюдаем его колоссальный дефицит именно при продаже окон. И, по нашему мнению, сейчас выигрывают те компании, которые наиболее активно занимаются улучшением сервиса для конечных потребителей.

А это, в свою очередь, связано с системной, планомерной, серьезной работой со всеми каналами сбыта: с собственной розницей, с дилерами, работающими с конечным потребителем окон и с объектным сегментом. Например, в качестве поддержки партнеров компания REHAU одной из своих главных задач видит обучение торгового и сервисного персонала — людей, которые непосредственно общаются с потребителем. Сейчас у нас уже есть три тренера по продажам в штате компании, единственная задача которых — повышение профессиональной квалификации менеджеров по продажам.

Если говорить о рынке в целом, о его технологическом развитии — куда он движется?

— Я бы сказал, что сейчас рынок завис в точке неопределенности. Инициативы государства по повышению энергоэффективности по факту ничего не принесли. Было много разговоров, но развития нет. Конечно, некоторые государственные заказчики усиливают требования по энергоэффективности, но эти факты пока трендом назвать нельзя.

С другой стороны, наметилась тенденция к удешевлению конструкций. Это вызывает нашу серьезную озабоченность, хотя мы видим, что сами конечные потребители все чаще готовы заказывать более качественные, энергоэффективные окна с более дорогой комплектацией.

Внушает надежду тот факт, что сама оконная отрасль озаботилась тем, чтобы не дать технологиям деградировать. В частности, сотрудники компании REHAU вместе с другими участниками отраслевых объединений активно работают над созданием современной нормативной базы и других механизмов, призванных защитить оконную отрасль от деградации.

Как влияет на развитие оконного рынка смежная отрасль — стекольная? 

— Сейчас в оконных системах все больше и больше применяется низкоэмиссионное стекло. И вообще, у стекольных компаний есть очень широкие возможности для развития, которое затем повлияет и на совершенствование оконных технологий.  Еще совсем недавно на рынке было только простое флоат-стекло, а теперь путем нанесения различных покрытий и использования других технологий стеклам и, соответственно, окнам можно придать различные потребительские свойства, очень полезные для конечного заказчика. И это серьезный ресурс для движения вперед.

Довольно много покупателей лет десять назад, погнавшись за дешевыми окнам, поставили себе конструкции неизвестного происхождения и соответствующего качества. Не ожидаете ли вы волну вторичной замены окон?

— Мы очень на это надеемся. Такая тенденция существует и сейчас, когда жильцы заселяются в новые квартиры и тут же меняют окна. К несчастью, в домах массового строительства довольно часто устанавливают окна такого качества, что лучше бы их совсем не ставили! Кроме того, эксперты оконного рынка говорят, что лет через 6-8 будет вторичная замена окон, но пока это явление в России не носит массовый характер. А вот в Казахстане с этим уже столкнулись: там на первой волне было поставлено очень много некачественных китайских окон, и сейчас они полным ходом заменяются новыми, более качественными.

Если российский рынок пластиковых окон сжимается, может быть, нашим производителям выходить на зарубежные рынки?

— Здесь есть проблема с поставщиками ПВХ, которую надо решать на государственном уровне. Наша отрасль поставлена в заведомо невыгодные условия по сравнению с окружающими нас странами. Из-за того, что у нас действует ввозная таможенная пошлина на ПВХ, себестоимость производимой в России продукции — профилей и окон — выше, чем в сопредельных странах. Наша отрасль из-за этого имеет очень низкий экспортный потенциал.

У нас до сих пор нет достаточного количества отечественного ПВХ, и российская химическая промышленность пока не удовлетворяет наши потребности. Сейчас идет расширение объемов производства ПВХ в России, в этом году открылся завод под Нижним Новгородом, но даже с его открытием ситуация с поставками ПВХ остается сложной.

Более того, нам нужно начинать думать о том, как защищать  внутренний оконный рынок, потому что рано или поздно в рамках глобализации и ухудшения экономической ситуации мы можем столкнуться с ростом импорта окон из других стран в Россию. И мы должны быть готовы защитить себя.

Сейчас, когда достаточно сложное положение и в экономике страны, и с доходами населения, какие бы аргументы Вы привели бы для потребителя, чтобы он решил поменять в своей квартире или доме окна или купить не самые дешевые, а более дорогие и качественные?

— Самый главный аргумент — мы живем сегодня, а не завтра или послезавтра, и качество своей жизни нужно улучшать сегодня. Жить с комфортом нужно прямо сейчас, а не страдать от сквозняков, шума, холода и думать о заказе окон после того, как пройдет кризис.

Второй аргумент — это то, что в стране довольно высокая инфляция. Все дорожает, и окна тоже. И лучше купить их сегодня, чем покупать дороже завтра. За счет наличия ряда импортных комплектующих себестоимость окон серьезно зависит от иностранных валют. Так что лучше свои денежные сбережения спасать, вкладывая их в качество жизни.

Мы подсчитали, что замена старых деревянных окон на качественные пластиковые дает экономию для 3-комнатной квартиры около 15 тысяч рублей в год. И эта экономия только на том, что жители отказываются от использования электрических обогревателей. А сколько стоит комфорт, здоровье, отсутствие больничных — это трудно посчитать, но это стоит очень дорого. Таким образом, установка новых окон может окупиться за 3-4 года.

А какие аргументы можно было бы привести строителям, которые экономят на всем?

— Окна не влияют серьезным образом на себестоимость жилья, зато наличие брендированных светопрозрачных конструкций от известного производителя позволяет более эффективно и быстро (и, конечно, с большей маржой) продавать недвижимость. Сейчас все больше случаев, когда строительная компания в дальнейшем занимается эксплуатацией объекта. И наши окна позволят ей сократить расходы на эксплуатацию здания.

Есть ли проблемы с нормативной базой, регулирующей оконный рынок?

— Да, проблемы есть. Мы работаем над этим в рамках отраслевых союзов. Сейчас принимается ГОСТ на ПВХ-профили в современной редакции. Мы участвуем в разработке и других документов, позволяющих регламентировать отрасль. Я уже упоминал, что в качестве одной из приоритетных задач мы видим предотвращение деградации отрасли. И лучший путь решения этой задачи — разработка современной нормативной базы и методов оценки соответствия окон новым требованиям.

Каковы ваши прогнозы на 2015 год?

— Год, по нашим оценкам, будет сложным. Тут определяющее влияние на рынок будет оказывать пакет отрицательных и положительных фактов, о которых мы уже говорили. Итоги года будут напрямую зависеть от их развития.

Можно долго дискутировать о макроэкономической и политической ситуации, о ее влиянии на оконную отрасль, но следует заметить, что происходящие события имеют и положительный эффект — копится определенный объем отложенного спроса у населения, как и в 2009 — 2010 годах, который потом все равно должен будет реализоваться.

Этот материал опубликован в ноябрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

Лариса ПОРШНЕВА
Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо