ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Депутатские страдания на ниве госзакупок и махинационных схем
13.09.2017

Депутатские страдания на ниве госзакупок и махинационных схем

Сегодня открывается осенняя сессия Государственной Думы России, во время которой депутаты должны будут разработать или рассмотреть десятки новых законов, а еще в очень многие действующие внести поправки.

Одни из самых часто «поправляемых» законов, помимо Градостроительного и Жилищного кодексов, законы, относящиеся к государственным закупкам: 44-ФЗ «О контрактной системе» и 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Вот и депутат Федот Тумусов, член Комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, разработал свои поправки в данный закон. Профильный комитет поправки рассмотрел и рекомендовал к принятию (с текстом можно ознакомиться по ссылке: http://sozd.parlament.gov.ru/bill/207445-7 ).

Однако самой яркой частью этого законопроекта можно по праву считать пояснительную записку депутата Тумусова, которая заслуживает быть опубликованной в полном объеме и без купюр. Текст пояснительной записки наглядно представляет, как именно аргументируют депутаты свои законодательные инициативы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) в ныне действующей редакции: извещение о проведении конкурса или аукциона размещается в соответствии с частью 5 статьи 4 настоящего Федерального закона не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе. Выигравшим торги на конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке, на аукционе - лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора.

Вносимым мною законопроектом предлагается исключить из указанной части 2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ следующие слова «или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора.».

Целью указанного законопроекта является устранение самой возможности проведения разного рода махинационных схем в сфере госзакупок и искоренение всевозможных коррупционных схем, мешающих экономить государству бюджетные средства путем госзакупок.

 Что у нас имеется на данный момент. Госзакупки - это инструмент для того, чтобы мы получали нужные товары и услуги за умеренную цену, тем самым, контролируя процесс, мы экономим бюджетные средства.

Норма, содержащаяся в настоящее время в части 2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ: «или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, (лицо, предложившее) наиболее высокую цену договора.» - дает возможность создавать коррупционные схемы, на основании которых либо освоить средства под ноль, либо закупать товары и услуги по завышенным ценам.

В моей практике я сам лично не сталкивался с торгами, где участники опускались до нуля, но примеров подобных схем знаю немало. Возьмем, к примеру, статистику. За 2015 год государство переплатило за товары и услуги 16% от общей суммы.

Рассмотрим все в цифрах. Всего в 2015 году через сайт «http://www.zakupki.gov.ru» бюджетные учреждения заключили 3,32 млн. контрактов по 10,8 млн. товарных позиций на общую сумму 5,4 трлн. руб. Пока было проанализировано четверть всех контрактов: это 4,8 млн. товаров и услуг, 45% от общего числа. Если измерять в деньгах, это сделки на 727,5 млрд. руб., 13% от суммы всех открытых госконтрактов. Федеральный и местные бюджеты только в этой части госзакупок переплатили как минимум 116,8 млрд. руб.

35% из 1,3 млн. проанализированных сделок прошли с завышенной ценой. Больше всего госучреждения переплатили за лекарства и медпрепараты - 23,9 млрд. из 185,1 млрд. руб., потраченных на эти цели в 2015 году. Вторыми идут продукты питания и общепит: тут превышение составило 21,7 млрд. из 103,5 млрд. руб. Замыкают тройку услуги по управлению государственной недвижимостью (охрана, уборка и т. п.) с превышением в 14,1 млрд. из 81,9 млрд. руб. по сделкам в этой категории. Кроме того, госучреждения значительно переплатили за горюче-смазочные материалы - 6,4 млрд. из 44,7 млрд. руб.

Анализ был проведен лишь части закупок за 2015 год. Проводилось это на основании данных сайта государственных закупок http://www.zakupki.gov.ru. Только за 2015 год бюджет переплатил немалую сумму за все виды товаров и услуг.
Как работает данная схема. Госзаказчик объявляет закупку товара или услуги. Принимают участие допустим четыре компании А, Б, В и Г. Участники А и Б вполне себе обычные компании с реальным предложением бьются за контракт, понижая цену до приемлемой для себя. Компания Г ставит в своем предложении ноль. Естественно, ниже нуля никто не снизится, и он побеждает по цене всех. После чего, согласно данной части 2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, на законных основаниях госзаказчик объявляет торги уже на повышение цены. Но повышение цены идет не от нуля, а от максимальной цены контракта. Объявляется торг, но в названии текста, по которому будет производиться поиск контракта, делают ошибки. Допустим, нужна госзаказчику «ручка шариковая». В названии контракта пишется «ручъка шаръиковая». Вроде опечатка безобидная, но поисковик ее не выдаст по вашему запросу «ручка шариковая». Такую закупку увидят только свои компании, так скажем, «нужные», и играют уже на повышение, где уже участвуют компании В и Г. Повысив цену до нужного максимума, одна из которых, компания В, побеждает. А компания Г ликвидируется, так как создана была только для того, чтобы принять один раз участие. Что грозит компании Г? Она попадает в реестр недобросовестных поставщиков и не имеет права принимать участие в следующих торгах. Да и не планировала особо. Создать компанию у нас стоит примерно 50 тыс. руб. со всеми издержками, эта сумма окупится тем, кто «подстроил» торги.

И как мы видим, эта одна из немногих схем сделана на законных основаниях, благодаря Закону № 223-ФЗ, а именно, его статье 3, части 2, где безобидно добавлен текст «если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора». Именно этот текст мы и предлагаем убрать из данного закона. Это, конечно, не исключит всех махинационных схем в сфере госзакупок, но, лишив махинаторов и мошенников возможности ссылаться на данную норму, мы сможем призывать к ответственности тех, кто грабит наш бюджет.

Для чего это чаще всего делается. Допустим, благодаря торгам и снижениям цен на закупки товаров и услуг, у госпредприятия имеются не освоенными 5 млн. рублей. Как их освоить? Об этом голова болит у многих. И вот есть решение. Создаем закупку товара или услуги на 2 млн. руб. начальной цены. Победитель увеличивает до 5 млн. руб., и все освоено вполне законно! Кто-то получает контракт, кто-то решает проблему освоения средств, или даже, более того, создает дефицит на предприятии с целью увеличения финансирования своего предприятия на следующий календарный год.

Еще одна причина создания таких схем. Потому что можно! Потому что есть в законе лазейка! Именно эту лазейку мы и хотим прикрыть благодаря предлагаемому законопроекту «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Цель законопроекта абсолютно проста - лишить законных оснований грабить бюджетные средства путем махинаций, основанных на применении части 2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ. Это даст еще один инструмент сэкономить бюджетные средства и добавит уверенности честным предпринимателям.

 

Анонсы
16-18 апреля 2024, Санкт-Петербург, ЭКСПОФОРУМ
ИнтерСтройЭкспо 2024 – 30-я юбилейная международная выставка строительных, отделочных материалов и инженерного оборудования.
• • •
15-19 апреля. Сочи.
Сочинский Всероссийский жилищный конгресс
• • •
23 апреля. Москва. LOTTE HOTEL
Национальный форум инфраструктурных компаний
• • •
23-25 апреля. Екатеринбург. МВЦ «Екатеринбург-Экспо»
Выставка Build Ural 2024
• • •
13-16 мая. Москва. Крокус Экспо.
Международная строительно-интерьерная выставка MosBuild
• • •
28-31 мая, Москва, ВДНХ павильон 46
Всероссийский форум «Градостроительная неделя: инновации и развитие»
• • •
28-31 мая. Москва. Крокус Экспо
Международная выставка Logistika Expo
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
COMvex 2024 - международная выставка коммерческого транспорта и технологий
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
CTT Expo 2024 - международная выставка строительной техники и технологий
• • •
4 июня. Москва, Краснопролетарская ул. 36
BIM-ФОРУМ
Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо