ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестицииФотоВидео
Профессор Алексей Гвоздев. <br />
К 120-летию <br />
со дня рождения
17.09.2017
Страницы истории

Профессор Алексей Гвоздев.
К 120-летию
со дня рождения

В этом году исполняется 120 лет со дня рождения Алексея Алексеевича Гвоздева, одного из ярких представителей российских ученых XX века.

Он посвятил свою научную и инженерную деятельность развитию строительной механики, созданию теории железобетона, исследованию,  разработке и применению в строительстве различных железобетонных конструкций.

 

Начиная с 30-х годов имя А. А. Гвоздева как выдающегося педагога, исследователя, инженера и крупного организатора строительной науки, неразрывно связано с историей развития строительных конструкций в СССР.

  А.А. Гвоздев

 

Алексей Гвоздев родился 9 мая 1897 г. в селе Богучарово Тульской губернии, где находилось поместье семьи Гвоздевых. Интересно отметить, что Лев Толстой, когда писал свой великий роман «Война и мир», поместье одного из главных своих героев, князя Андрея Болконского, расположил именно в Богучарове.

  Алексей Гвоздев окончил в 1922 г. Московский институт инженеров путей сообщения (МИИТ). Начало карьеры инженера А.Гвоздева совпало с началом эпохи первых пятилеток, стержнем заданий которых было строительство многочисленных промышленных объектов.    Правительство СССР понимало значение науки для решения этих грандиозных задач. В 1927 году в Москве был создан Государственный институт сооружений – ГИС, куда А. Гвоздев был приглашен на работу в должности заведующего отделом расчета конструкций.

В течение почти всей жизни Алексей Гвоздев успешно совмещал проектную и исследовательскую работу с преподаванием в высших учебных заведениях. Так, он  преподавал строительную механику и строительные конструкции сначала в МИИТ, затем – в МВТУ. С 1932 по 1941 г. - он профессор кафедры строительной механики военно-инженерной академии, и далее до 1962 г. - профессор кафедры железобетонных конструкций МИСИ. С началом войны А. А. Гвоздев, был призван в Красную Армию в чине военинженера 1-го ранга, где он  выполнял  исследования воздействия взрывной волны  на железобетонные сооружения и внес свой вклад в развитие фортификационных сооружений.

Велики заслуги А.А.Гвоздева в создании отечественной нормативной базы в части теории и практики расчета строительных, прежде всего,  железобетонных конструкций. Первым обязательным всесоюзным нормативным документом в этой области  стали технические условия и нормы проектирования и возведения железобетонных и бетонных конструкций и сооружений, изданные в 1931 г. Этот документ был разработан группой специалистов, в которую входил наряду с профессорами Н.М.Беляевым, В.М.Келдышем, А.Ф. Лолейтом  инженер А.А.Гвоздев.  В 1933 г. уже Гвоздеву самому было присвоено ученое звание профессора, а в 1935 г. присуждена по совокупности трудов ученая степень доктора технических наук.

Разработка методов расчета железобетонных конструкций  опиралась  на результаты обширных экспериментов. Поэтому много времени и сил А. А. Гвоздев уделял созданию в институте экспериментальной базы. В стране строились новые заводы, фабрики, электростанции,  росла индустриализация строительства, одним из основных путей которой стало применение сборных конструкций.     

  На первой Всесоюзной Конференции по бетону и железобетону в 1930 г.  А.Гвоздев выступил с докладом по проблеме проектирования и изготовления новых сборных железобетонных конструкций.      Для анализа  недостатков и выявления путей дальнейшего развития сборного железобетона научно-техническое общество строителей приняло решение провести широкое обсуждение нового метода строительства. Обсуждение состоялось в марте 1933 г. в Москве и носило название "Всесоюзный технический суд над сборным железобетоном" с выступлением "обвинения" и "защиты", с "допросом" свидетелей. В процессе подготовки "суда" возникло затруднение в назначении «обвинителей». Выступить в качестве "защитника" желающих было достаточно, но взять на себя функции "обвинителя" прогрессивного метода строительства никто из крупных специалистов в области железобетона не желал. И тогда эту обязанность взял на себя А.А.Гвоздев, являвшийся одним из организаторов "суда". Защитники сообщали, как правило, хорошо известные данные и поэтому их выступления не привлекли большого внимания в зале суда. Наоборот, речь "обвинителя" оказалась весьма содержательной. В результате бурной дискуссии метод сборного строительства "судом" был полностью оправдан и, более того, вошёл в Директиву по капитальному строительству очередной Всесоюзной партийной конференции, что в реалиях того времени означало придание политического значения преимущественному применению сборного железобетона.        

Научная деятельность А. А. Гвоздева касалась многих областей, но главным образом была направлена на развитие строительной механики статически неопределимых систем и оболочек, решение проблем прочности и деформативности железобетона и разработку и развитие  нормативных документов по расчету железобетонных конструкций.

  В 1949 г. вышел капитальный труд А. А. Гвоздева "Расчет несущей способности конструкций но методу предельного равновесия", в котором он дал  теоретическое обоснование метода предельного равновесия для расчета несущей способности конструкций из материалов, обладающих упруго-пластическими свойствами, нашел общий метод расчета прочности железобетонных элементов.

  За разработку основных положений и доказательство двух фундаментальных теорем метода предельного равновесия А. А. Гвоздеву в 1967 году была присуждена Бельгийским инженерным обществом медаль Густава Тразенстора, которой награждаются выдающиеся ученые за значительный  вклад в области прикладной математики.

  Объем применения в строительстве сборных и монолитных железобетонных конструкций быстро возрастал. В 1956 году для научного обеспечения дальнейшего развития строительной отрасли было принято решение организовать самостоятельный НИИ бетона и железобетона (НИИЖБ) в структуре вновь  созданной  Академии строительства и архитектуры СССР

  Институт был образован путем разделения  ЦНИПСа на три института: по бетону и железобетону – НИИЖБ, другим строительным конструкциям – ЦНИИСК и по строительной физике - НИИСФ.  Одной из ведущих лабораторий НИИЖБа стала Центральная лаборатория теории железобетона и новых видов арматуры, которую, естественно, возглавил   профессор А.А.Гвоздева.

Алексей Гвоздев стремился довести результаты исследований до широкого круга ученых, для чего организовывал подготовку регулярного издания сборников трудов лаборатории. Результаты этих исследований опубликованы более чем в 30 сборниках трудов лаборатории, изданных   под редакцией её руководителя. Таким образом, под руководством А.А.Гвоздева была создана отечественная школа расчета и проектирования железобетонных конструкций, разработаны оригинальные и разнообразные методы экспериментально теоретических исследований бетона, арматуры, железобетонных элементов и статически неопределимых конструкций при различных видах воздействий. К началу  80-х годов в лаборатории числилось около 60 сотрудников и более 10 аспирантов. Непосредственно под его научным руководством за время, которое  А.А.Гвоздев возглавлял лабораторию,   более 100 специалистов защитили кандидатские диссертации, а 10 человек  докторские.

  А.А.Гвоздев всегда интересовался новыми путями развития железобетонных конструкций.       Как пример можно привести его внимание к исследованиям по стеклопластиковой арматуре, перспективы применения которой были весьма проблематичны.

  Велика заслуга А. А. Гвоздева в поддержке развития предварительного напряженного железобетона, хотя по рассказам автора этого метода профессора Виктора Васильевича Михайлова, А.А.Гвоздев первоначально отнесся к его идее весьма скептически.   В дальнейшем же Алексей Алексеевич рассматривал железобетон с обычной арматурой как частный случай предварительно напряженного железобетона. В разработанном под его руководством СНиП 2.03.01.84* Бетонные и железобетонные конструкции прямо указано (п. 1.4): «При выборе элементов должны предусматриваться преимущественно предварительно напряженные конструкции из высокопрочных бетонов».  В 1978 году Международная Федерация по предварительно напряжённому железобетону – FIP присудила А. А. Гвоздеву свою высшую награду - медаль имени основателя федерации Эжена Фрейссине. Четырьмя годами ранее этой же медалью был награжден сам В.В.Михайлов.

  Наряду с теоретическими направлениями в науке о железобетоне А.А.Гвоздев внес огромный вклад в разработку норм проектирования железобетонных конструкций.       В течение более 50 лет А.А.Гвоздев возглавлял разработку нормативных документов по проектированию бетонных и железобетонных обычных и предварительно напряженных конструкций.

  Разработка первых в мире нормативных документов по проектированию бетонных и железобетонных конструкций по предельным состояниям, стала возможной благодаря систематическим теоретическим и экспериментальным исследованиям, которые велись  под руководством А.А.Гвоздева.

  НИИЖБ в 80-х годах обладал развитой экспериментальной базой, в институте работало более 1000 сотрудников, в том числе более тридцати докторов наук, ежегодно защищалось почти 50 диссертаций. В 1970-1980 годах Алексей Алексеевич немало сделал, чтобы вывести институт на мировой уровень. А.А. Гвоздев сделал то, о чем мечтал, переступая в 1927 году порог ГИС - создал исследовательский центр по бетону и железобетону, вооруженный современной по тем временам, экспериментальной базой и высоко квалифицированными специалистами.

  А.А.Гвоздев много лет, начиная с 1930 г., активно участвовал в работе Всесоюзного научно-технического общества строителей. Каждые 4-5 лет проводились Всесоюзные конференции по бетону и железобетону, на которых подводились итоги выполненных исследовании и определялись задачи на будущее, А.А.Гвоздев был непременным пленарным докладчиком по развитию теории железобетона.

  Плодотворная научная, инженерная, педагогическая и общественная деятельность профессора А.А.Гвоздева была высоко оценена государством.

В 1967 г. его удостоили звания Героя Социалистического Труда. Кроме того, он был награжден двумя орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Красной Звезды и многими медалями. До своей кончины в 1986 г. Гвоздев оставался в строю: он был членом комитета по присуждению Ленинских премий, участвовал в работе ученых советов, консультировал при разработке сложных проектов. В 2007 г. в память о заслугах Гвоздева перед отечественной наукой его имя было присвоено НИИЖБ, которому он отдал много лет своей  жизни.

Широко международное признание заслуг А.А.Гвоздева. В мае 2014 года в Российской академии наук состоялась Международная конференция по железобетону, на которой с обширным докладом выступил   профессор Марио Чиорино из Италии, в котором он отметил выдающиеся заслуги А.А.Гвоздева в создании методов расчета железобетонных конструкций с учетом длительных деформаций, хотя с момента кончины А.А.Гвоздева прошло почти 30 лет.  В  начале 70-х годов Европейский комитет по бетону - ЕКБ начал разработку первых международных норм по расчету железобетонных конструкций  - будущий Еврокод-2 (EN 1992). А.А.Гвоздев был одним из активных участников разработки общеевропейских нормативных документов.

Именно по предложению А.А.Гвоздева принятый в отечественных нормах метод расчета по предельным состояниям, был включен первоначально в европейские нормы (Limit State Design), а затем был заимствован нормами других стран - США, Японии и др..  Мнение А.А.Гвоздева было решающим. Был момент, когда в процессе работы над документом  А.А.Гвоздеву  было сложно лететь на заседание ЕКБ в Лондон, и делегация ЕКБ из 10 человек во главе с президентом Комитета, профессором Эндрю Шортом прибыла в Москву. Внеочередная сессия ЕКБ по разработке европейских норм прошла  в гостинице «Космос».

 

Юрий Волков, к.т.н., советник РААСН,   ученый секретарь НИИЖБ

им А.А.Гвоздева – АО НИЦ «Строительство»

Андрей Звездов, доктор технических наук, профессор, заместитель генерального директора АО НИЦ «Строительство» по науке

 

С программой Гвоздевских чтения можно ознакомиться здесь.

 

Этот материал опубликован в сентябрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо